Слайд 2
Мировоззрение —
система взглядов на
объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации.
Важнейшие компоненты структуры мировоззрения:
знания;
ценности;
убеждения;
воля к действию.
Понятие и структура мировоззрения
Слайд 3
Структура мировоззрения
(2 вариант)
1 Миропонимание – интеллектуальная сторона
мировоззрения – уровень знаний:
а) обыденный уровень (жизненный
опыт, навыки,
обычаи, традиции, сомнения, предрассудки);
б) теоретический уровень (философия и наука).
2 Мироощущение – эмоциональный опыт людей;
3 Мировосприятие – психологическая сторона – мотивы, побуждающие человека к действию.
Слайд 4
Мировоззрение и философия
Мировоззрение представляет собой
ядро как общественного сознания, так и индивидуального.
Философия – ядро мировоззрения.
Мировоззрение
философия
Слайд 5
Исторические типы мировоззрения
Слайд 6
Понятие и основные характеристики мифологии
Мифология – это универсальная,
не расчленённая, единая форма общественного
сознания, синкретическая идеология первобытного
общества.
В мифе дается картина возникновения,
устройства и развития мира, фиксируются нормы
социального общения. В мифе отсутствует
различение необходимого и случайного,
отдельного и общего, человеческого и
природного, духовного и телесного,
естественного и сверхъестественного.
Слайд 7
Основные черты мифологии
1) эмоционально-образная форма – отражение действительности;
2)
очеловечивание природы;
3) Анимизм (верование в душу и духов);
4) отсутствие
рефлексии (работа сознания человека над собственными мыслями);
5) утилитарная направленность мифологии;
6) обобщенная форма отражения действительности (Посейдон – обобщение моря).
Слайд 8
Религиозный тип мировоззрения
Религия возникла в
эпоху каменного века 40 – 50 тыс. лет
назад на
относительно высокой ступени развития
Первобытного общества.
Основу религии составляет вера в существование
сверхъестественных сил, признание главенствующей роли
сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни
людей. Если в мифологии человек неотделим от бытия,
не мыслит себя вне его, то в религии предполагается
сознательный выход личности из этого мира. Мир в религии,
чего нет в мифологии, удваивается: наряду с данным бытием
выделяется бытие священное (сакральное),
сверхъестественное как прообраз и цель деятельности
человека.
В разных странах мира религиозное мировоззрение
распространено в форме 3-х мировых религий –
буддизма (VI–V вв. до н. э.), христианства (I в. н. э.)
и ислама (VII в. н.э.).
Слайд 9
Философский тип мировоззрения
Философия как теоретически
сформулированное
мировоззрение и исторически первая форма
теоретического знания появляются
тогда, когда личность
окончательно осознает свое своеобразие и четко
противопоставляет себя обществу и общепринятым
верованиям.
Фундаментальная способность философского взгляда:
рассмотрение мира через призму отношения человека к
миру.
Философия выходит к глубочайшей и вечной основе
жизни или, как говорят философы, к предельным
основаниям бытия.
Отличительной особенностью философского познания
как основы мировоззрения в противоположность
мифологии, религии, а также обыденному сознанию
является его доказательность, логическая обоснованность
и аргументированность.
Слайд 10
Итак,
1) Философия представляет теоретическую форму познания, а мифология
связана с обыденными представлениями.
2) Философия – форма разумного освоения
действительности, а религия есть вера, она не основана на разуме.
3) Философия стремится логически отразить мир, а искусство отражает мир образами.
4) Философия представляет абстрактное познание, а наука конкретное.
Слайд 11
Предмет философии
Термин «философия» происходит
от 2-х слов
древнегреческого происхождения: «филио» – любовь,
«София»
– мудрость, знание, что означает любовь к мудрости.
Слово «философ» впервые употребил греческий
математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.).
Философия как особый вид и как результат
познавательной деятельности существует около 2000 лет.
Она возникла в рабовладельческом обществе Древнего
Востока, Греции (VII – VI вв. до н. э.).
Социокультурные условия возникновения философии:
1) Традиционные мифологические программы оказались
в столкновении с новыми знанием и мышлением. Новое
Время потребовало иного способа самосознания
человечества.
2) Усложнение производства (возникновение
рабовладельческого способа производства).
3) Разделение умственного труда от физического.
4) Возникновение классов, социальных групп
(стратификационные процессы).
Слайд 12
Образы философии в культуре
Платон полагал, что философия является познанием
сущего, или вечного, непреходящего. «Народы будут
счастливы, когда настоящие философы будут царями или
когда цари будут настоящими философами».
Аристотель понимал её как исследование причин и
принципов вещей и делил философию на теоретическую
(умозрительную) – знание ради знания, практическую – знание
ради деятельности, творческую – знание ради творчества.
Мыслители христианского средневековья рассматривали
философию как мирскую мудрость – необходимую ступень к
достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.
Р. Декарт как один из родоначальников новоевропейской
философии полагал, что её ядром является учение о методе,
с помощью которого достигается истинное полезное знание.
Философия «отличает нас от дикарей и варваров и что
каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше
в нем философствуют, поэтому нет для государства большего
блага, как иметь истинных философов» (Р. Декарт).
Слайд 13
Предметная область философии, по мнению
Канта,
сводится к следующим вопросам: 1) Что я смогу
знать?; 2) Что
я должен знать?; 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое
человек?
Кант повторял, что он учит не философии, а
философствовать. «Учиться философствовать» – значит
придавать своим знаниям объективный характер, овладевать
способностью оценивать чужие мнения.
«Квинтэссенцией культуры» считал философию и К. Маркс.
Однако он полагал, что она не должна оставаться областью
отвлеченных академических занятий. Ее основное
предназначение – изменить несправедливый социальный мир,
стать оружием действия.
Британский логик Б. Рассел: «Чтобы понять эпоху или
нацию, мы должны понять её философию».
А. Эйнштейн: «Если под философией понимать поиски
знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме,
то ее очевидно можно считать матерью всех научных исканий».
Слайд 14
Философия стремится ответить
на вопрос, что такое
подлинное бытие и каково место
человека в этом мире, как
относится человек к этому миру. На всеобщее в системе
«мир-человек» спроецированы все проблемы философии.
Мировоззренческий вопрос «человек – мир» в
философии трансформируется в вопрос о соотношении:
«дух – природа»;
«сознание – материя»;
«мышление – бытие».
Философия – это особая форма познания мира,
вырабатывающая систему знаний о фундаментальных
принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих
сущностных характеристиках человеческого отношения к
природе, обществу и духовной жизни во всех её основных
проявлениях.
Философия – это система взглядов на мир в целом
и на отношение человека к этому миру.
Слайд 15
Основные философские проблемы
1) Проблема окружающего
мира, бытия, Космоса,
поиск первоосновы всего сущего.
2)
Проблема человека, смысла существования
человека в мире.
3) Проблема отношения человека и мира,
субъекта и объекта, субъективного и объективного,
идеального и материального.
4) Проблема познавательности мира.
5) Решение субъект-субъектных, межличностных,
социальных отношений, рассмотрение человека в
«мире людей».
Слайд 16
Структура философского знания
Онтология
– учение о бытии и сущем.
Гносеология – учение о способах и формах познания
человеком мира и самого себя.
Антропология – исследование человека, его сущности,
смысла его жизни.
Аксиология – учение о ценностях.
Социальная философия – учение об обществе.
Логика – наука о формах и способах рационального
мышления.
Футурология – учение о будущем.
Праксеология – учение о деятельности человека,
направленная на преобразование окружающего мира.
Этика – теория морали.
Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение
человека к действительности и художественную деятельность
людей.
Слайд 17
Методы философского исследования
Метод Сократа – майевтика (буквально: повивальное
искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и
суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).
Метод Декарта – всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).
Метод Спинозы – «геометрический метод», состоящий в формировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий.
Метод Канта – «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.
Метод Гегеля – диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.
Слайд 18
Метод Маркса – материалистическая диалектика, основанная на нахождении
всеобщих законов развития познания и бытия.
Метод Бергсона – интуиция.
Метод
Витгенштейна – логическая анализ языка.
Метод Гуссерля – «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне отношения
к внешнему миру.
Метод Ясперса – трансцендирование, которое заключается в познании смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.
Метод Гадамера – герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.
Слайд 21
Исторические типы философствования
Античная философия – философия древних греков и древних
римлян,
охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э.
1) Космоцентрический стиль философствования –
универсальный охват всего сущего. Мир – это огромное,
упорядоченное целое (Космос), частями которого являются
природа, боги и человек. Человек – микрокосм, «малая
Вселенная».
2) Зарождение почти всех западноевропейских философских
школ, идей, представлений, категорий и проблем.
3) Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и
её форм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).
4) Проблемы человека, его познания, его отношения с
Другими людьми, сущность человеческой морали (Сократ,
Горгий, Эпикур, Сенека).
5) Соотношение чувственного и сверхчувственного,
идеального (Платон, Аристотель и их последователи).
Слайд 22
Средневековая философия (V-XV вв.)
1) Теоцентрический стиль философствования –
утверждение о центральном положении Бога в мироздании. Он един,
всемогущ и надмирен.
2) Креационизм – идея творения мира Богом из ничего по собственной воле, а не по необходимости.
3) Христианский антропоцентризм – человек – образ и подобие Бога, венец творения.
4) Идея спасения – вся жизнедеятельность человека должна быть ориентирована на спасение души. Но каждый человек должен спастись сам, соединившись, в конечном итоге, с Богом. Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога.
5) Идея откровения – Бог передает человеку знания в виде вечной и неизменной истины откровения.
6) Эсхатологизм – идея о конце света.
Слайд 23
Антропоцентрический стиль философствования
Возрождение (Ренессанс) –
это эпоха конца XIV –
XVI вв., промежуточная между
средневековьем и Новым
временем.
Это период становления капитализма в Европе,
первых мануфактур, великих географических открытий,
развития науки и техники.
Для мировоззрения эпохи Возрождения характерны:
1) Антропоцентризм (теперь не Бог, а человек – центр
мироздания).
2) Секуляризация (мировоззрение людей становится
все более светским, освобождается от чрезмерного
влияния церкви, свойственного средним векам, хотя
религиозность сохраняется).
3) Творческо-деятельностное отношение к миру.
Слайд 24
4) Гуманизм как основная характеристика философствования
(самодостаточная
ценность человеческой жизни; абсолютная
духовная свобода человека в отношении
к миру, познанию,
творчеству, самому себе; божественность человека,
возвышение человека до того, по образу и подобию кого он был
создан).
5) Свобода мысли, критичность, скептицизм по отношению
к авторитетам.
6) Гедонизм, наслаждение земным бытием, радостное,
чувственное, праздничное отношение к жизни, пришедшее на
смену средневековому догматизму.
7) Эстетизация жизни, особое внимание к культуре,
искусству.
8) Гражданственность (человек стал рассматриваться как
член общества, который должен приносить пользу своей
практической деятельностью).
9) Интерес к античной культуре.
Слайд 25
Наукоцентрический стиль философствования
Главные особенности философии Нового времени:
1)
Антитрадициализм – нет предрассудков средневековой
культуры («признаки» Ф. Бэкона, принцип «сомнения»
Р. Декарта).
2) Ориентация на науку, экспериментально-математическое
естествознание, преодоление схоластики («Великое
восстановление наук» Ф. Бэкона, принцип «мыслящего Я»
Р. Декарта). Философия становится наукоцентричной, она
сосредоточена на теории познания.
3) Практическая направленность. «Знание – сила» Ф. Бэкона,
метод «универсальной математики» Р. Декарта.
4) Приоритет методологической проблематики («Новый
органон наук» Ф. Бэкона, «Правила для руководства ума»
Р. Декарта).
Задача философии – разработка методологии познания.
По вопросу понимания метода познания философия Нового
времени разделилась на два направления – эмпиризм и
рационализм.
Слайд 26
Классическая и постклассическая традиции
в европейской философии Нового
и
Новейшего времени
Классика – период,
охватывающий эволюцию европейской
философской мысли XVII – перв. пол. XIX века (до Гегеля
включительно).
Постклассика – развитие европейской философии с сер.
XIX в. до настоящего времени.
Сущностные характеристики классического и
постклассического философствования:
1) Классическое мышление ориентировано на выработку
знания, вскрывающие глубокие, фундаментальные основания
бытия. Классика претендовала на системную целость,
завершенность, отражающую упорядоченность и гармоничную
организацию мира. Стиль изложения, ориентированный на
идеалы научной рациональности, характеризует стройность,
логичность, доказательность. Постклассика отказывается от
построения системы законченного знания и пытается выйти за
пределы рациональных оснований бытия. Мир не только
познается, а прежде всего переживается субъектом.
Слайд 27
2) Классике присущ культ
разума, выраженный в
обосновании разумности мира и вере в
силу человеческого
разума. «Все действительное разумно, все разумное
действительно» (Гегель).
Для постклассической традиции ведущей ориентацией
становится иррационализм, утверждающий, что мир неразумен,
человеком управляет не разум, а воля, инстинкты.
В качестве онтологического основания мира выступает не
абсолютный дух, а «воля» (А. Шопенгауэр), «труд» (К. Марк),
«чувственность» (Л. Фейербах), «экзистенция» (С. Кьеркегор).
3) Классика постулирует автономность субъекта, наделяет
его способностью к рациональному постижению структур бытия
и их глубинной сущности.
Постклассическая философия стремится преодолеть субъект-
объектную оппозицию. Выдвигается идея философствования
без субъекта, концепция «смерти субъекта» (субъект
«растворяется» в историческом бытии).
4) Классика стремится к объектной «вечной истине».
В постклассической философии истина – это форма
«приспособления» человека к миру.
Слайд 28
Основные этапы в развитии постклассической философии
Первый этап –
размывание гегелевской системы идеалистической
диалектики, переосмысление предмета и роли
философии, освобождение философии от метафизики
и крайнего рационализма, поворот к анализу
исторически конкретного бытия (Л. Фейербах,
С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше).
Второй этап – переосмысление наработанных мыслительных
конструкций и их приспособление к изменяющейся
социальной действительности:
неокантианство (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Г. Коген,
П. Наторп);
неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон);
интуитивизм А. Бергсона, программа исследования
цивилизаций О. Шпенглера;
прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи);
психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг).
Третий этап – с сер. ХХ века. Выделяются основные относительно
автономные программы философствования:
Слайд 29
Социально-критическая – восходит к марксистской философии и выполняет
функцию социальной критики (неомарксизм).
Аналитическая стратегия – анализ языка как
особого феномена бытия, структур научного знания (Б. Рассел,
Л. Витгенштейн, философы «Венского кружка» - Р. Карнап, М. Шлик).
Экзистенциально-феноменологическая программа – основана на критике объективизма классической философии. Основы заложил Э. Гуссерль. Феноменология обратилась к исследованию человеческого бытия, который не поддается познанию средствами науки и логики. Экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Сартр, Камю, Хайдеггер) рассматривает человека как особое сущее, задающее вопросом о смысле своего существования, стремящегося к творчеству, к реализации своей свободы и предназначения, к поиску своей подлинной сущности.
Постмодернизм как общекультурная ориентация современного западного общества, проявляющаяся в искусстве, литературе, архитектуре (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, БОдрийар, Р. Барт, П. Рикер, Р. Рорти – критика идей классической и постклассической философии).