Слайд 2 Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую
литературу из античной поэзии. Виды: -победно-патриотическая; -похвальная; -философская; -духовная; -анакреонтическая.
Слайд 3
Первая ода Ломоносова – «Ода на взятие Хотина»
Слайд 4 В оде Ломоносова выделяется три основные части:
вступление; изображение военных действий; прославление победителей.
Слайд 5
О подвиге безымянного героя Ломоносов пишет с восхищением:
«…Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку…»
Слайд 6 Большая часть од Ломоносова была написана по
случаю дней восшествия на престол монархов: Анне Иоанновне; Иоанну Антоновичу;
Елизавете Петровне; Петру III; Екатерине II.
Слайд 7 Наставниками и помощниками царей должны быть
не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, -
ученые и писатели.
Слайд 8
Оды Ломоносова отражают многие события того времени
Слайд 9
Главной задачей Ломоносов считал распространение наук, которые помогут
овладеть природным богатством России
Слайд 10
Ода 1750 г. посвящена точным наукам. «Пройдите
землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…»
Слайд 11
Большое количество од Ломоносов посвятил Елизавете Петровне:
«…Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу
я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!»
Слайд 12
Важное место отводит поэт так называемым украшениям: олицетворениям,
метафорам, аллегориям и гиперболам:
«Тогда божественны науки чрез
горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
Слайд 13
В XVIII в. кроме Ломоносова духовные оды писали
Тредиаковский, Сумароков,Державин, Херасков
Слайд 14 В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы:
восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей
поэта; Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений".
Слайд 15 Некоторые из духовных од Ломоносова стали
«кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами :
"Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных".