Слайд 2
Шипибо-конибо — индейское племя, по сути представляющее собой
союз племен, а также язык этого племени. Шипибо-конибо населяют
амазонскую сельву на территории современного Перу. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учета переселившихся в города. Основные занятия — земледелие в поймах рек и рыболовство, приготовление пива, обслуживание перевозок по рекам. Племя славится среди других индейских племен своими шаманами, из их числа вышел известный перуанский художник Пабло Амаринго. О шаманизме шипибо-конибо исследователь Ян Кунен снял фильм «Иные миры».
Слайд 3
История
Предки конибо пришли на Укаяли в VIII веке
видимо с Амазонки, поднимаясь вверх по течению, и вытеснили
предков шипибо на притоки. В дальнейшем на основе этих двух крупных компонент сложился единый племенной союз. Шипибо традиционно вели более примитивное хозяйство, у конибо была существенно более сложная социальная организация, крупные поселения (протогорода) с населением до тысяч человек, развитое искусство и значительные астрономические познания. Они владели гончарным делом и навыками судостроения (лодки-однодревки).
В XVI-XVIII веках как результат метисации шипибо и конибо внутри племени сформировался отдельный этнос чама, относимый к группе пано и проживающий в настоящее время на берегах Укаяли в среднем течении, насчитывавший на 1982 год оценочно 15 000 человек.
Слайд 4
Мифология
В языческой мифологии конибо важное место занимает сюжет
о Пернатом Змее и тезис о двойственности души (в
каждом человеке сидит дракон), в то время как у шипибо центральное место занимает легенда о всемирном потопе. Шипибо полагают, что в начале мир был един, но первичный бог «Отец Солнце», видя, что его дети непослушны, наказал их потопом, в ходе которого удалось спастись только шипибо. После этого исходный мир был разделен на четыре:
* мир вод — Хене Нете, с живущим в нем богом-охранителем
* тварный мир — Нон Нете, где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все живые существа
* желтый мир — Пансин Нете, мир грехов и дурного духа
* чудесное пространство, где находится Солнце, — Хакон Нете — мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам.
Если человек вел себя при жизни недостойно, он превращается в ягуара или каймана, и если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.
Слайд 5
Язык
Язык шипибо-конибо относится к северо-центральной группе паноанской ветви
пано-таканской языковой семьи. Пано (Páno), семья индейских языков, распространённая
в Бразилии, Боливии и Перу (около 233 тыс. говорящих). Включает свыше 25 языков: чакобо, кашибо, амауака, чанинауа, маринауа, майоруна, пано, шипибо-конибо и др.В языке 17 гласных и 26 согласных. Выделяют четыре крупных диалекта с субдиалектами (говорами):
* шипибо
* конибо
* писквибо
* шетебо
o сетебо
o сетибо
o кситибо
o маноита
Слайд 6
Среди других амазонских племен Перу, а также среди
перуанцев-метисов и путешественников широкую известность приобрела удивительная керамика шипибо-конибо.
Ее изготовлением, как и у большинства других идейских племен Амазонии, занимаются исключительно женщины. Используемая глина - "мапо", или "неапо" - отличается особой пластичностью. Перед тем, как приступить к лепке, женщины смешивают ее с золой, получаемой после сжигания стволов дерева "апачарама", иначе "пачако". В глину также добавляются кусочки битой керамики. Это делается для того, чтобы сделать ее менее пластичной. Большие округлые керамические сосуды, называемые "майя", в средней своей части имеют цилиндрическую форму и выполнены в технике известной как "коломбина". Вся керамика традиционно изготавливается без использования гончарного круга. Сначала делается основа - донышко. Затем на плоское донышко по спирали налепляются "колбаски", собственно и формирующие стенки сосуда. Во время лепки индеанки сглаживают их как с внешней, так и с внутренней стороны специальным скребком, называемым "тутумо"