Слайд 2
Художественная культура Индии имеет давнюю историю, она ровесница
Древнего Египта. Археологами установлено, что в III – IV
тыс. до н.э. в долине реки Инд на северо – западе полуострова Индостан существовала цивилизация, названная хараппской. Именно от неё и берёт начало индийская культура.
В своём развитии культура Индии прошла такие периоды:
1.Ведический (II – I тыс. до н.э.)
2.Средневековый:
Ранее средневековье- VII – XII века(доисламский период)
Позднее средневековье - XIII – XVIII века
Слайд 3
Ведический период
Это название восходит к памятнику архитектурной мысли
конца II- начала I тыс. до н.э., когда была
создана книга « Веды»( знание), включившая в себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения. Носителями ведического мышления были народы –арьи, племена спустившихся с севера на юг в поисках новых земель.
Первая часть ведических текстов называется « Ригведы», запечатлела смешение двух религиозных идей.
В ведический период складываются новые крупные государства,самое могущественное и прекрасное из которых – Магадхи со столицей Паталипутрой
В это же время широкое распространение получает брахманизм – следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира. В его основе лежал закон кармы- суммы совершённых при жизни поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти, что излагается во второй части « Ведов» – « Упанишад».
Высшим достижением этого периода является рождение высокоразвитого индийского эпоса- двух великих поэм – « Махабхараты» и « Рамаяны».
Слайд 4
Кулиминацией этой эпохи становится рождение новой мировой религии
– буддизма. Её рождение связано с явлением отшельничества, распространённого
в Индии испокон веков. Отшельники, покинувшие свои дома в поисках смысла жизни, были очень почитаемы. С ухода от мира началось духовное восхождение юноши знатного рода, которого называли «Шакьямуни» или «Шакийский отшельник». На 30 году жизни его ум озарился полным знанием. Он увидел всеобщую связь явлений зримого и невидимого. Он постиг истину: существует человеческая жизнь, полная страданий, и этому есть причины, поняв которые можно достичь освобождения. Отныне он стал Буддой – Просветлённым. Он учил людей, что отсутствие ненависти, непричинение зла, честный и чистый образ жизни, самовоспитание и медитация – всё это принесёт нирвану- достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть.
Утверждение равенства всех людей перед лицом смерти и страданий, проповедь ненасилия, конкретные указания способов достижения полного счастья способствовали быстрому распространению буддизма как в самой Индии, так и др. странах Востока: Китае, Японии, Индонезии, Вьетнаме и в Средней Азии. Официальной религией буддизм становится при царе Ашоке, сумевшем объединить весь Индостан в гигантскую империю.
Слайд 5
АРХИТЕКТУРА
Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно
во II тысячелетии до нашей эры
Слайд 6
СТУПА В САНЧИ
Эта каменная полусфера символизирует небо
у нас над головой. На вершине купола установлен макет
горы Меру .
Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира. Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена. В ее углах украшенные резьбой и скульптурами столбы.
Первыми культовыми памятниками буддизма стали ступы – мемориальные сооружения, в которых хранились останки Будды.
Слайд 7
В I в. до н. э.
в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы —
чайтьи. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа.
При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи для отшельников, создавая условия для полного уединения и медитации. Постепенно горные убежища превратились в достаточно большие комплексы –
ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)
Чайтья в Карли
Слайд 8
Чайтья в Карли
( интерьер, экстерьер)
Слайд 9
Наружный фасад чайтьи в Карли украшают
скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Пары, изображенные
на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское.
Слайд 10
Колонны чайтьи в Карли выглядят очень
мощными и монументальными. Их основания имеют вид глиняного сосуда
для воды, а на капителях колонн разместились группы аллегорических человеческих фигур, сидящих на спинах коленопреклоненных слонов.
Слайд 11
В I – III тыс. до н.э. на
северных территориях Индии возникло государство Кушан, основанное пришельцами из
Центральной Азии. В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства становятся буддийские монастыри. Главным достижением этого периода можно считать возникновение пластического образа Будды в виде идеально сложенного человека с красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя.
К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском искусстве всё чаще встречаются образа прекрасных и юных дарителей милосердия – бодхисаттв.
Слайд 12
Период правления династии Гуптов ( IV – V
вв.) – последний взлёт в развитии культуры Древней Индии,
её « золотой век». Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и сюжетов, стало поэтичным и выразительным. Самый яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.
Слайд 13
Средневековый период
Состоит из доисламского и исламского периодов развития.
В
эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое. Государство
Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств, правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций. Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое. Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования ( почитание священных животных) ,перерождение душ ( санатра) и представления о законе воздаяния( карма). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
Слайд 14
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОЗДАНИИ ВОПЛОТИЛИСЬ В НАЗЕМНЫХ ХРАМОВЫХ
КОМПЛЕКСАХ.
храм Парашурамешвара в
храм Махабодхи в
Бхубанешваре, VIII в. Бодхгайе, XIII в.
Слайд 15
ХРАМ КАЙЛАСАНАТХА
В ЭЛЛОРЕ ( ЭЛЛУРЕ)
Храм
Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из
самых впечатляющих архитектурных сооружений. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. Храм посвящен богу Шиве.
Слайд 16
В ранних надземных храмовых комплексах ещё чувствуется влияние
древнего скального зодчества. Таковы пять храмов Махабалипурама, посвящённые
культу Шивы.
Но уже в VIIIвек в архитектуре звучат черты другого стиля, символизирующего религиозную концепцию мироздания.
Храм Шивы.Махабалипурама
Храм Кандарья Махадева
Слайд 17
Храм Кандарья Махадева ( интерьер)
Слайд 18
НОВЫЕ БОГИ ИНДУИЗМА – ШИВА (РАЗРУШИТЕЛЬ), БРАХМА(ТВОРЕЦ МИРА),
ВИШНУ-(ОХРАНИТЕЛЬ).
Статуя Шивы из храма Гуддималам
Бог Брахма
Брахма из храма Сомнатхпура
Слайд 20
В XIII веке север Индии был порабощён мусульманами,
и на её территории образовалось исламское государство – Делийский
султанат. С этого времени памятники культуры создавались в русле иноземных традиций. В результате слияния традиций двух культур возникает индо – исламский стиль, памятником которого является огромный минарет Кутб – Минар ( 73 м), в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн, по – индийски богатых и нарядных.
Слайд 21
В эпоху Великих Моголов (XVI – XVII века)
мусульманское искусство испытало ещё более сильное влияние индийской культуры.
Легендарным памятником этой эпохи является мавзолей Тадж – Махал, созданный в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана.
В XVIII веке окончилось развитие средневековой художественной культуры Индии. Колонизация страны англичанами открыла новый этап в развитии жизни страны, завершившийся уже в XX веке.
Мавзолей Тадж - Махал
Слайд 22
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА ИНДИИ
Главная особенность
могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, —
все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Одним из интереснейших достижений стал «могольский портрет». Основная его цель ─ передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа.
Слайд 23
МУЗЫКА ИНДИИ
Слово "сангит",
во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как
"сведение воедино и выражение всего".
Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным.
Табла
Вина. Ситар. Саранги
Слайд 24
ТЕАТР ИНДИИ
Театральное искусство Индии зародилось в 1-2 вв.
до н.э. и его создание приписывают мудрецу по имени
Бхарата. Согласно легенде,бог войны Индра попросил создателя Брахму придумать развлечение, которое понравилось бы всем людям.Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию, пение,игру и эстетику и научил этим искусствам Бхарату, повелев ему со ста его сыновьями беречь и утверждать это искусство на земле. Брахма сформулировал главные задачи театра: поучать и развлекать. Самые дошедшие до нас ранние пьесы написаны на классическом языке Индии- санскрите и позволяют сделать вывод. Что в то время драматургия была развитым жаром театрального искусства. Излюбленные сюжеты пьес – народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов и любовь.
Слайд 25
Высшей целью представления было достижение РАСЫ – эстетического
наслаждения, возникающего вследствие искусной игры актёра. Восемь основных чувств
(комизм,патетика,эротика,гнев,героика,ужас,ненависть.изумление)-должны были воплотить актёры.
Характерной особенностью индийского театра является единство музыки. пения и танца.
Статуэтка танцующей девушки (Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.)