Слайд 3
Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой,
фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя
30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда.
Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
Слайд 4
Чтобы как-то связать название местности с её основным
ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и
всё её производство названо «жгелью», которое со временем было превращено в «гжель».
С 1972 года имя «Гжель» Постановлением Мособлисполкома присвоено Производственному Объединению «Гжель» – сегодня ЗАО «Объединение Гжель» - традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность поколений, создавший свои современные художественно-стилевые особенности, свою художественную школу.
Слайд 5
Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития
керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4
в. до н. э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем – глинами и профессиональными мастерами.
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду, в 17 веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду.
Слайд 6
В 18 веке к Гжели приходит слава крупного
гончарного района, производящего художественную майолику. В начале 19 века
в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. И как высшее достижения керамического искусства – с 1806 года – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовали Гжельцы, образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале 19 века. Фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок.
Слайд 7
Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису.
Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков
пришло к полному забвению. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам (в то время - Артель «Вперед, керамика», а сегодня ЗАО «Объединение Гжель»)- Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но в 1940-е годы унаследованная от предшественников техника претерпела коренные изменения: используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски- высокотемпературный подглазурный кобальт. В 1978 году ведущим художникам Объединения «Гжель» Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой, З. В. Окуловой и Л. П. Азаровой « За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом» присуждена Государственная премия им. И. Е. Репина.
Производство.
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках
вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
Слайд 9
Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и
приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью
кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
Слайд 10
Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций:
домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для
распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.
Слайд 11
Как и все народные промыслы в России на
рубеже XIX-XX столетий, искусство гжели в это время тоже
терпит упадок. Но уже в 1930-ые годы в Гжели была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Было приложено много стараний, чтобы гжельское чудо не было забыто навсегда. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче.
Слайд 12
Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя
посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и
другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая и по сей день.