Слайд 2
Актуальность выбранной нами темы обусловлена процессом возрождения духовной
православной русской культуры, после ее советского уничтожения и угнетения.
Восстанавливаются древние храмы, монастыри, строятся новые. В связи с этим возрос интерес к храмовой архитектуре.
Но у молодого поколения совершенно нет опорных знаний о том, что представляет собой храм.
В своей работе мы проводим исследование архитектурных стилей храмов Московского региона, описываем черты сходств и различий, устанавливаем причины следственной связи этих различий.
Проектным продуктом является виртуальная экскурсия по храмам Москвы и Подмосковья.
Слайд 3
Цель работы:
Провести исследование архитектурных стилей православных храмов Московского
региона и создать виртуальный путеводитель по святым местам родного
Подмосковья.
Задачи:
1. Собрать информацию и иллюстрации по православной храмовой архитектуре.
2. Ознакомится с архитектурными стилями православных храмов и историей их создания в Москве и Подмосковье.
3. Описать архитектуру Серпуховских религиозных объектов.
4. Организовать встречу с С.А.Каграмановым, главным архитектором города Протвино, автором архитектурного проекта Протвинского храма Покрова Пресвятой Богородицы.
5. Провести экскурсию по монастырям и храмам города Серпухова и собрать визуальный фотоматериал.
6. Создать интерактивную карту-путеводитель по известным религиозным центрам Подмосковья.
Слайд 5
История архитектуры Московского региона
1. Владимиро-Суздальская архитектурная школа (XII—XIII
вв.)
Стиль продолжает византийские и киевские традиции.
Идейно-эстетическая направленность искусства
определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для владимиро-суздальской школы поиски новых форм и средств выразительности.
Присущ этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.
2. Сначала московское зодчество продолжало традиции владимиро-суздальской школы, почти без изменений оставалась строительная техника. Бывшая некогда захолустьем на окраине , теперь она быстро возвышалась как центр всех русских земель, претендуя на роль законодательницы мод в культовом и светском строительстве. Москва уверенно задавала тон русскому зодчеству с XIV века. Со всей Руси стекались сюда каменных дел мастера, иконописцы и другие ремесленники
Слайд 6
3. В XV веке Москва – уже признанная
столица обширного государства, а после гибели Византийской империи –
центр всего православного мира. Великий князь Иван III, женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, считал себя наследником дома и продолжателем династии. Утверждают, что именно Софья принесла на Русь любовь и почитание к византийскому искусству, пригласив множество мастеров со своей родины в нашу страну. Можно даже назвать данный ход своеобразным «окном в Европу», а Москву – третьим Римом. При этих новшествах Москва неузнаваемо преобразилась…
Слайд 7
4. Москва. XVI век.
Московскому Кремлю стремились подражать и
в других русских городах.
Но главной приметой зодчества XVI века
стали остроконечные шатровые храмы. Их воздвигали без привычных столпов, а их внутреннее убранство, не расчерченное опорами, было единым. Одним из первых шатровых храмов стала церковь Вознесения Господня в подмосковном селе Коломенском. Именно после нее шатер воцарился в русской архитектуре.
Так же в Россию стали пробираться мотивы Ренессанса…
Слайд 8
5. Московская архитектура в XVII веке.
XVII век вошёл
в историю под названием «бунташного». После глубокого кризиса Русь
долго приходила в себя. Монументальное строительство возобновилось с 20-х годов. Активизировалось городское строительство, а после окончательного преодоления Смуты оно приобрело широкий размах. Зодчество в ту пору было удивительно жизнерадостным, в нем торжествовала стихия декоративности, вытесняя строгую древнерусскую монументальность. Архитектурную моду по-прежнему диктовала Москва.
Жизнерадостность светской архитектуры XVII века отозвалась и в храмовом строительстве. Церкви кажутся теперь красивыми игрушками, искусно созданными архитекторами-ювелирами.
Слайд 9
6. Москва XVIII века. Классицизм.
Начиная с середины века
классицизм завоёвывает не только Петербург, но и Москву.
Классицизм наступал
повсеместно, но в Москве он оказался воплощён лишь отдельными мазками, а в целом всё равно превалировали барочные мотивы. Да и то сказать, строгий классицистический стиль этот больше подходил официальному проевропейскому Петербургу, а старое купечество и аристократия Москвы были более расположены к живому и раскованному стилю барокко. И хотя композиции зданий часто включали сферы, цилиндры, треугольные фронтоны, но декор смягчал всю эту геометрию, делая ее более человечной.
Слайд 10
7. Москва. Век XIX.
Единый
стиль, скреплявший прежде все русское зодчество, распадался. Чем ближе
к середине XIX в., тем чаще архитекторы обращались к различным историческим стилям, подчас соединяя в одной постройке элементы, взятые из архитектуры Ренессанса, барокко, средневековой Византии, Древней Руси. Начиналось время господства эклектики.
Слайд 13
Протвинский храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Слайд 14
Интервью с Сергеем Аркадьевичем Каграмановым, главным архитектором города
Протвино и автором архитектурного проекта нашего храма.