Слайд 2
Фонтан Самсон
1735 - 1802г.г.
Скульпторы: Б.К. Растрелли, М. Козловский
Восстановлен
В. Симоновым в 1947 году.
является главным фонтаном большого каскада.
Почти на 21 метр - намного выше всех остальных водомётов - возносится мощный радужный столп воды.
Самсон, раздирающий пасть льва, главный персонаж феерического зрелища, он является аллегорией победы русской армии над Шведскими захватчиками под Полтавой. Фонтан-монумент был установлен в 1735 году в ознаменование 25 - летия великого исторического события. Группу для него отлил из свинца Б.-К. Растрелли. В начале XIX века она была заменена на бронзовую, выполненную по модели М.Козловского.
Слайд 3
фонтан "Солнце"
Некогда в этом водоеме содержались огромные
осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги. Здесь же
плавали утки, гуси, лебеди. В 1721 -1724 годах Н. Микетти установил в нем фонтан с двадцатью дугообразными струями вокруг центрального водяного столба.
Полвека спустя архитектор Ю. Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Изменился и фонтан: в камеру его цоколя поместили колесо, приводимое в движение водой, эта турбина в свою очередь вращала столб, на вершине которого находились три параллельных диска со 187-ю отверстиями. Вырывающиеся из них струи, в самом деле, напоминают расходящиеся солнечные лучи.
Слайд 4
Фонтаны "Менажерные"
Партерные фонтаны, составляющие композиционное единство с "Золотой
горой", стали называться Менажерными лишь в середине XIX столетия,
хотя их авторство принадлежит самому Петру. Менажерный по-французски значит бережливый. Действительно, огромные, 15 метров высотой столбы производят впечатление невероятной многоводности. Однако эти столбы - полые. Форсунка каждого фонтана представляет собой трубу диаметром 30 см. В эту трубу вставлен конус, обращенный вершиной книзу. Между конусом и стенками трубы остается кольцевой зазор, через который под большим напором и вырывается вода.
Слайд 5
Фонтан "Сноп"
1723 г.
Архитектор Н. Микетти
Восстановлен в 1951 году.
В
восточной части Нижнего парка находится Монплезир - любимое детище
Петра I. Он сам избрал для него место на берегу залива, он же распланировал примыкающий к зданию Монплезирский сад и дал точные указания, каким образом устроить фонтанную систему.
Главное место в композиции отведено фонтану "Сноп". Из высокой тумбы, по конфигурации напоминающей связку колосьев, взмывает мощная струя воды. Ее окружают еще два яруса из 24-х наклонных струй. По сторонам от "Снопа" располагались четыре фонтана-колокола, копии с античных скульптур "Аполлино" и "Ганимед", а также работы Дж. Россо - "Фавн" и Я. Сансовино - "Вакх", установленные на пьедесталах в виде перевернутых чаш, с которых стекала вода. В 1817 году старые свинцовые статуи были заменены на новые из бронзы, отлитые по моделям И. Мартоса. Хотя фигура "Психеи" сменила скульптуру "Ганимеда", все остальные модели повторили прежние.
Слайд 6
Фонтаны "Клоши"
В 1724 году возле Менажерных фонтанов предполагалось
соорудить четыре фонтана на сюжеты басен Эзопа. Однако через
несколько лет было решено установить здесь фигуры четырех тритонов, которые были отлиты в Англии в 1721 году и предназначались для Большого каскада. Над головами тритонов поместили облитые свинцом деревянные чаши, которые поддерживались чудовищами. В конце XVIII века чаши заменили плоскими дисками и в центр каждого вывели трубу. Вытекающая из нее вода образует подобие колокола. Поэтому фонтаны стали называться клошами, что в переводе с французского означает колокола.
Слайд 7
Фонтаны Мраморных скамей
Фонтан "Нимфа" - 1856 г.
Архитектор А.
Штакеншнейдер
Восстановлен в 1948 году.
«Хор водометов» у подножия Большого каскада
в 1854 году был удачно дополнен двумя фонтанами Мраморных скамей. В углах партеров А. Штакеншнейдер поставил скамьи, составленные из блоков белого каррарского мрамора с локотниками в виде круто изогнутых волют, переходящих в львиные лапы. За каждой скамьей в вазах с львиными маскаронами возвышаются вызолоченные статуи. Над западной - фигура речной богини Нимфы с морской раковиной в руках (гальванопластическое повторение античной скульптуры III века до н. э.), над восточной - фигура держащей кувшин Данаиды - одной из дочерей египетского царя, обречен-йых за убийство мужей вечно наполнять бездонную бочку (копия И. Витали с работы немецкого скульптора XIX века X. Рауха).
Фонтаны Мраморных скамей - наиболее совершенные образцы малых архитектурных форм середины XIX века, отмеченные целостностью замысла и мастерством обработки камня.
Слайд 8
Фонтан "Адам"
1718 - 1722г.г
Скульптор Дж. Бонацца
Архитектор Н. Микетти
Восстановлен
в 1948 году.
находится в восточной части парка, его скульптура
представляет собой вольную копию с известных произведений А. Рицци, украшающих и по ныне Дворец дожей в Венеции. Он был заказан Дж. Боннаца в 1717 году и установлен в восьмигранном бассейне в окружении 16 бьющих в высь струй воды. За более чем 250 лет фонтан "Адам" никаких особых изменений не претерпел и сегодня в парке только фонтаны "Адам" и "Ева" сохраняют подлинное скульптурное убранство петровской эпохи.
Слайд 9
Фонтан "Ева"
находится в западной части парка, его
скульптура представляет собой вольную копию с известных произведений А.
Рицци, украшающих и по ныне Дворец дожей в Венеции. Он был заказан Дж. Боннаца в 1717 году и установлен в восьмигранном бассейне в окружении 16 бьющих в высь струй воды. За более чем 250 лет фонтан "Ева" никаких особых изменений не претерпел и сегодня в парке только фонтаны "Ева" и "Адам" сохраняют подлинное скульптурное убранство петровской эпохи.