Слайд 2
Г е р б
условное изображение, являющееся символом и
отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб
обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательством.
Слайд 3
Т о т е м ы
Изобретение и использование
всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания
для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Магический защитник племени (чаще всего был зверем)
Тотемы индейцев Канады.
Слайд 4
Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на
военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись
еще в древности.
В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел.
Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны.
Слайд 5
Р о ж д е н и е
г е р б о в
Яркое и красочное искусство
геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии.
Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны.
Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года,
Слайд 6
Р а н н е е с р
е д н е в е к о в
ь е
Собственно гербы появились в раннем Средневековье, в эпоху Крестовых походов, у закованных в доспехи рыцарей, а со второй половины XIII в. стали обязательным атрибутом любого дворянина.
Слайд 7
С XII века доспехи становятся всё более и
более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он
одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.
Слайд 8
Опознавательный знак рыцарей ордена госпитальеров - красный крест
на белом плаще
Слайд 9
Р ы ц а р с к и
е т у р н и р ы
Турниры появились
до крестовых походов.
Имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию.
Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором.
Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum".
Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и
правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику".
Обязанности герольда делились на три главные группы:
на них возлагалось объявление войны, заключение мира
обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях
на них возлагались чисто геральдические обязанности
ч е с к и е
ц в
е т а
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.
Металла два: золото и серебро.
Слайд 12
Главные геральдические эмали
Лазурь Червлёнь
Пурпур Зелень Чернь
Червлёнь -
(красный) Получался смешиванием сурика и киновари.
Лазурь - (голубой) Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелень - (зелёный) Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Пурпур - (пурпурный) Получался смешиванием кармина и розового лака.
Чёрнь - (чёрный) Наносился жжёной слоновой костью.
Слайд 13
Символистическое значение цвета
т и ч е с к о е
з н а ч е н и е
ж и в о т н ы х и р а с т е н и й
е ч а с т и
г
е р б а
Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты - шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз.
герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн:
Слайд 18
Щ и т
Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму
боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия.
Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.
Слайд 19
Н а в е р ш и е
Навершие,
нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема
украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц.
Главные типы нашлемников следующие:
Рога
Крылья
Перья и флаги
Естественные фигуры (человека или животных)
Искусственные фигуры
Щитовые доски
Головные уборы
Слайд 20
Р о г а
Рога бывают двух видов -
воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда
изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема.
Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.
Слайд 21
Ф л а ж к и
Флажки изображаются маленькими,
на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько,
они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.
Слайд 22
К р ы л ь я
Крылья как правило
изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное
- зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.
Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.
н н ы е ф и г у
р ы
Существуют следующие типы таких нашлемников:
Отдельные части тела человека или животного.
Туловища или бюсты человека и животных.
Возрастающие фигуры. Изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами.
Полные фигуры человека или животного.
Слайд 24
П е р ь я
Перья бывают трех типов
- петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по
три, по пять и т.д., обычно в виде веера.
Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.
Слайд 25
Искусственные фигуры Щитовые доски
Головные уборы
Особенно интересны такие нашлемники,
в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет,
повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.
Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.
В качестве нашлемника используются самые разнообразные и, главное, характерные, головные уборы
Слайд 26
Б у р л е т
Бурлетом (англ. wreath,
torse) или бурелетом называется предмет, похожий на жгут (венок)
из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к нашлемнику.
Слайд 27
Ф л а ж о к
Это флаг,
или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного
метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья.
Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.
Слайд 28
Ш т а н д а р т
Штандарт
представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое.
Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба
Слайд 30
М а н т и я
Мантия
как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по
углам золотыми шнурами с кистями.
т в е н н ы й
г е
р б Р о с с и и
30 ноября 1993 г., указом Президента Российской Федерации, была восстановлена историческая символика Российского государства. Отныне Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны; в лапах орла- скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Слайд 32
Герб города Мурманска
Описание герба: Щит пересечен, в верхнем
голубом поле золотые силуэт корабля и северное сияние над
ним. В нижнем золотом поле голубая рыба.
Символика: Силуэты корабля и рыбы означают самые распространенные профессии жителей города — моряка и рыбака. Голубой цвет символизирует море и полярную ночь, их красоту и величие. Золотой — богатство морей и земли, полярный день. Северное сияние подчеркивает географическое положение города.
К а н д а л а к ш
и
«Герб в виде щита французской формы. В червленом поле с лазоревой оконечностью, обремененной летящей серебряной чайкой: справа золотые контуры заводских труб, северным сиянием над и полу шестерней под ними, слева — золотая вершина электрические опоры с двумя волнистыми линиями по щиту».
Серпухов Камышин
Епифань Богородицк
Нальчик Москва
Петрозаводск
Череповец Кенигсберг Великий Устюг Воронеж