Слайд 2
Древний Ярославль
Дата основания Ярославля теряется в
дымке далёких столетий. Лишь немногие факты этой отдалённой биографии
города встают перед нами в старинных легендах и преданиях, дополняемые и корректируемые находками археологов.
На берегах Волги в районе нынешнего Ярославля издревле обитали финно-угорские племена, в эпоху Киевской Руси. Их поселение, согласно приданию носившее название Медвежий угол, находилось на самой Стрелке – высоком мысу при впадении в Волгу реки Которосли.
Именно здесь, на исключительно выгодном в военно-стратегическом месте, и был поставлен, около 1010 года княжившим тогда в Ростове Ярославом Владимировичем (Мудрым) укреплённый городок, контролировавший водный путь по Волге и запиравший устье Которосли. Назван он был в честь князя Ярославлем.
Лишь в начале следующего столетия, при князьях Константине Всеволодовиче (1207-1218) и его сыне Всеволоде (1218
-1238), Ярославль вступает в период своего расцвета. В это время город превращается в столицу удельного княжества (1218) и выходит за пределы крепости. При нём появляются пригородные монастыри – Спасский и Петровский с духовным училищем, первым на северо-востоке Руси. В городе ведётся обширное строительство храмов, в том числе каменных, а их интерьеры украшаются великолепными иконами, богатой утварью и книгами. Уже в 1221 году в Ярославле насчитывалось более 17 церквей, что говорит о значительном росте города.
О своеобразии и высоком уровне художественной культуры Ярославля этого периода не менее яркое представление дают сохранившиеся произведения станковой живописи. Такова большая икона «Богоматерь Великая Панагия» (иначе называемая «Ярославской Орантой», происходящая из Успенского собора, великолепная живопись которой, торжественная и монументальная, продолжает лучшие традиции иконописи Киевской и Владимиро-Суздальской Руси.
Ордынское нашествие прервало блестящее развитие Ярославля. В 1238 году город был взят приступом и разорен ордами Батыя. Трагичность и суровость времени находят наглядное выражение в иконе «Богоматерь Толгская». Сумрачное, темно мерцающие краски на необычном «серебряном» фоне придают образу богоматери с глубоко запавшими глазами, сдвинутыми бровями и сжатыми губами оттенок глубокой скорби, вносят в его трактовку напряженный драматизм.
Слайд 5
Спасский монастырь. Вид из-за Которосли
Слайд 6
История Ярославля во второй половине XIV-XV веках небогата
каким-либо яркими событиями. Город в этот период является столицей
небольшого удельного княжества, которое со времен Дмитрия Донского попадает в зависимость от Москвы. Подобные условия отнюдь не способствовали развитию какого-либо монументального строительства. О художественной жизни города тех времен дают представление лишь несколько сохранившихся икон: «Илья Пророк в пустыне», «Богоматерь Иерусалимская» и три иконы деисусного чина из церкви Параскевы Пятницы.
Присоединение к Москве дало новый мощный импульс развитию культуры и искусства Ярославля, которое теперь могло осуществляться в русле единого Московского государства. Начало XVI века ознаменовалось сильным пожаром, испепелившим почти весь древний город и примыкавшие к нему посады, слободы и монастыри. В связи с этим в Ярославль были присланы Василием III московские мастера, которые заново возвели Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Их архитектура уже целиком находилась в общем русле московского зодчества той эпохи.
Особенно значительный рост города наблюдается с середины XVI столетия, после установления морского пути через Белое море в Западную Европу. Водная и сухопутная дороги из Москвы на Север и далее в страны Запада прошли через Ярославль, связав его благодаря Волге и со странами Востока – Персией и Турцией. В городе появляются иностранные, сперва английские, а затем голландские и немецкие, купцы, основывающие здесь свои фактории. В торговлю активно втягивается и население города, особенно его, наиболее зажиточная часть – «лучшие люди», которые ведут достаточно крупные операции не только в самом городе, но и в ряде других земель Русского государства.
XVII столетие является самой блестящей эпохой в истории развития Ярославля, по праву именуемой его «золотым веком». В это время город переживает бурный рост буквально во всех областях экономического и культурного развития, становясь одним из крупнейших по размерам и значению центров Русского государства. Играющая в нем ведущую роль верхушка торгово-ремесленного посада оказывает сильное влияние на художественные взгляды и вкусы горожан, в результате чего здесь слагается свой особый стиль искусства.
Лучшее произведение ярославского зодчества второй половины века это церковь Иоанна Предтечи в Толочковской слободе.
Это грандиозное по своим размерам сооружение.
Новые элементы ярославской архитектуры неизмеримо усиливали декоративную насыщенность фасадного убранства зданий. Близкие по формам и мотивам к народному прикладному искусству, они наглядно свидетельствовали о нарастании процесса обмирщения в культовой архитектуре.
Петровские реформы и преобразования начала XVIII века принесли серьезные перемены в развитии Ярославля. Широко развернувшееся по всей России промышленное строительство захватывает город, в котором создается ряд крупных мануфактур – полотняных и шелкоткацких фабрик и кожаных заводов.
Вторая половина столетия явилась для Ярославля важнейшей эпохой преобразования всей его градостроительной структуры. Однажды, путешествую по Волге Екатерина II нашла приволжские города «прекрасными по ситуации, на мерзостными по постройкам», в чем нельзя не видеть несоответствия средневекового облика городов новому экономическому развитию России, эпохе нарождающегося Просветительства с его эстетикой классицизма, идеями государственной гармонии и порядка.
Работу по перепланировки Ярославля ускорил большой пожар 1768 года.
Слайд 7
Основой нового плана была геометрически правильная сетка улиц
и площадей, на которые разбивалась территория города. Неизвестный нам
автор проявил исключительно бережный подход к прежним постройкам, особенно к башням стен и храмам, которые превращались в главные опорные узлы новой застройки.
Четкость и ясность общей планировочной системы с прямыми улицами, большими просторными площадями и их каменной застройкой предопределили успешную реализацию нового плана. Недаром местный поэт Предтеченский создал в его честь хвалебную оду со следующими примечательными словами:
… Но смею я сказать, древни обелиски,
Которым к облачным пределам столь уж близки,
Давно б мир возносить хвалами перестал, Когда б тот план на миг хоть увидал,
Что в новый вид наш град преображает
И славу тем его повсюду расширяет.
«Благоучрежденный Ярославль».1780
Слайд 9
Икона «Илья Пророк в пустыне»
Слайд 10
Церковь Иоанна Предтечи в Толочкове
Слайд 11
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила развитие
художественной культуры Ярославля. В связи с необходимостью скорейшего восстановления
города после контрреволюционного мятежа здесь гораздо раньше, чем в других местах, приступили к разработке нового генерального плана застройки.
Первенцем советской промышленной архитектуры в Ярославле было сооружение за Волгой по плану ГОЭРЛО Ляпинской ГРЭС.
Ведущую роль в новой застройке города играли большие жилые комплексы, которые создавались вместе с обслуживающими их культурно-бытовыми зданиями. Одним из первых таких комплексов – жилой массив резиноасбестового комбината, построенный на проспекте Шмидта. Он состоял из 14 4-х этажных жилых домов, фабрики-кухни, детского сада, бани-прачечной и клуба «Гигант».
Большая роль в украшении города принадлежит памятникам монументальной скульптуры, вносящим необходимый акцент образности в облик современных улиц, площадей и набережных города. Особенно выразителен поставленный в парке на Стрелке монумент в честь боевых и трудовых подвигов Ярославцев в Великой Отечественной войне в виде двух пилонов с рельефом и Вечного огня. На набережной возвышается обращенный к просторам Волги памятник Н.А.Некрасову. Сооружены памятник ещё двум землякам – основателю первого русского театра Ф.Г.Волкову и поэту Л.П.Трефолеву.
Слайд 14
Современный Ярославль
Современный Ярославль
Нынешний Ярославль – город древний и
вечно молодой, подлинная жемчужина и ожерелье Золотого кольца. Обилие
великолепных памятников архитектуры и искусства самых различных эпох, их удачное расположение и удивительная «вписанность» в городской пейзаж, органическое сочетание с окружающей застройкой определяют облик этого настоящего музея под открытым небом.
В чем же секрет обаяния Ярославля, в чем его неповторимость, позволяющая отличить его от других старых городов? Ответ нужно искать в самой истории Ярославля, в формировании и развитии его культуры.
Здесь удивительно органично сосуществуют древность и современность, историческое прошлое переплетено с текущим днем. Ярославль - не только город-музей со статусом заповедника, но ещё и крупный индустриальный и культурный центр, стремительно развивающийся и в настоящее время насчитывающий более миллиона жителей.
Большое значение имеет широко развернутая реставрация древних памятников. Многие из восстановленных памятников музеефицированы. Огромные художественные ценности сосредоточены в двух основных музейных собраниях города – Ярославском музее-заповеднике и Ярославском художественном музее.