Слайд 2
Что называют Мезоамерикой?
Центральную Америку, в том числе и
Мексику принято называть Мезоамерикой
Культурное развитие народов этих географических
участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки
Слайд 3
Культура Мезоамерики
Ольмекская культура
Теотиуаканская культура
Культура тольтеков
Культура ацтеков
Культура майя
Слайд 4
Ольмекская культура
В 40-е годы ХХ столетия, во время
раскопок в местечке Сан-Лоренцо рабочие вдруг увидели в земле
глядящий на них громадный каменный глаз
Этот глаз принадлежал соответствующих размеров голове
Вес головы достигал несколько тонн
Было найдено в различных местах более десятка таких голов
Сделаны они были из базальта
Так открыли древнейшую цивилизацию, которую стали называть ольмекской
Ольмекская культура, признается многими учеными "материнской" по отношению к последующим культурам Мезоамерики
Слайд 5
Ольмекская культура
Появились ольмеки (от ацтек, олми - каучук,
дословно "люди с земли резиновых деревьев") на территории современного
мексиканского штата Веракрус (южной части) и северной части штата Табаско около 4000 лет назад
Древнейшее предание говорит об их таинственных предках, прибывших морем и знавших чары, волшебство, рисунчатое письмо и песни, славившие "Владыку Всего, подобного ночи и ветру“
Они обосновались в селении со странным названием Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом")
Слайд 6
Ольмекская культура
В предании говорится, что однажды, непонятно по
каким причинам, мудрецы - цвет народа - снова сели
на свои корабли и поплыли на восток, пообещав вернуться накануне конца света, а оставшийся люд заселил окружающие земли и стал называть себя по имени своего великого вождя, кудесника и первосвященника Ольмека Уимтони
Слайд 7
В научной литературе этот народ часто именуется ягуарьими
индейцами
Ольмеки отождествляли себя с ягуарами, считая их своими тотемами
Согласно
легенде именно от союза божественного животного со смертной женщиной появилось племя ольмеков - сыновей земли и небес, одновременно людей и ягуаров
В память об этой связи все ольмекское искусство насыщено изображениями священного животного
Фигурки дают представление об одежде и обычаях народа ягуаров
Слайд 8
Ольмекская культура
Ольмекское искусство отличается простотой и реализмом формы,
динамичными и оригинальными концепциями
Оно перенасыщено изображениями хищников семейства кошачьих
Эта
одержимость ягуароподобными мотивами, вызванная религиозно-магическими верованиями этой племенной группы, находит эстетическое проявление во всех изделиях, изготовленных как из камня, так и из глины
Слайд 9
Ольмекская культура
Гипсовый образец (копия) одного из монументов Чалькацинго
в Морелосе
На нём изображены две дикие кошки (ягуары?) нападающие
на человека
Слайд 10
Ольмекская культура
Ольмеки любили носить самые разнообразные ювелирные
изделия
Ценили ольмеки не золото, не серебро, не драгоценные камни,
а обсидиан, яшму и "солнечный камень" - нефрит различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого)
Слайд 11
Ольмекская культура
Антропоморфный топор. 1000-600 гг. до н.э. 22х9
см. Зелёный камень
Изображён человек с расколотой головой, ртом ягуара
и пылающими бровями
Предназначался для религиозно-ритуальных целей
Слайд 12
Ольмекская культура
Ольмеки обрабатывали андезит, базальт, яшму, кварц, диорит,
нефрит и другие камни, полученные благодаря торговому обмену
Они занимались
резьбой, используя в качестве исходного материала драгоценные и полудрагоценные камни голубовато-зеленого цвета, из которых затем изготовлялись великолепные украшения и изящные фигурки
Слайд 13
Нефритовая ложка в форме дракона
Длина – 10
см
Слайд 14
Ольмекская культура
Монумент 19 из Ла Венты
Изображён человек внутри
изогнутой змеи
человек одет в одежду с теми же отличительными
знаками, которые имеются и у змеи
Этот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш
Слайд 15
Ольмекская культура
Развитие культуры Ла-Венты, представляющей собой наиболее яркий
пример ольмекской культуры, началось примерно около 1500 г. до
н. э.
Для керамики Ла-Венты характерен хороший обжиг и преобладание черных, белых и серых тонов
Встречаются также изделия розовато-белого, лощеного белого, серо-кремового, черновато-кофейного, пурпурного и других цветов, особенно тарелки и плоскодонные сосуды, чаши сложной формы, горшки и другие виды утвари
Для украшения использовались орнаменты, сделанные с помощью «шагающего штампа», точечные узоры и угловатые ямки, а также геометрические и символические мотивы, главным образом лапы и имитация пятен шкуры ягуара
Слайд 16
Ольмекская культура
Тарелка с 5 барельефными, гравированными профилями. 800-400
гг. до н.э. 15,5х16,4 см Темно-зеленый камень
Показан (что типично
для ольмеков) деформированный череп
Профиль главной головы повёрнут в сторону профиля второй головы, у обоих перевёрнутый оскал ягуара и расколотые лбы
3 других профиля находятся: 2 внутри контура главной головы, 3-й по самому контуру
Слайд 17
Ольмекская культура
Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве
сверхъестественного зверя
1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 см
Нос
и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсем
Вместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей
Слайд 18
Ольмекская культура
Фигурка сидящей женщины с зеркалом
1000-600 гг. до
н.э.
8х4 см
Пиритовые зеркала, такой как у этой
женщины, предполагают исследователи, нужны для пристального всматривания в потусторонний мир во время шаманских обрядов
Слайд 19
Ольмекская культура
Борец (Рестлер)
600-400 гг. до н.э.
63х40
см
Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его
в динамике, что почти уникально для всех скульптур Мезоамерики
Хотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч
Слайд 20
Ольмекская культура
Статуэтка игрока в мяч
Слайд 21
Ольмекская керамика
Тарелка из Тлатилько Декорировано линиями по краям
и на дне
Пустотелая керамическая фигура. Центральная Мексика
Слайд 22
Ольмекская керамика
Керамический сосуд в форме каймана
Изображена эта рептилия
в обычном для ольмеков стиле - с "пылающими бровями"
и с U-образной челюстью
Слайд 23
Ольмекская керамика
Керамический сосуд с двойным горлышком
Типичная форма для
центральной и западной Мексики того времени
Этот сосуд напоминает такой
же, найденный в Южной Америке - возможно существовали уже в то время какие-либо межконтинентальные контакты между народами Америки
Слайд 24
Ольмекская культура
Всемирную славу "людям-ягуарам" принесла монументальная скульптура
Ее символ
- гигантские каменные "головы", своими размерами превышающие рост человека
(их окружность в среднем равна 6 м 58 см, а высота - 2,5 м)
Каждая из них имеет свое "лицо", но обязательно с выраженными ягуароподобными или негроидными чертами и взглядом, устремленным в пространство
Головы защищены касками, напоминающими шлемы современных игроков в бейсбол или в хоккей с шайбой
Слайд 25
Ольмекская культура
Первой древнейшей столицей индейской Америки считается современный
Сан-Лоренсо
В нем проживало около 5 тыс. жителей
Городу покровительствует всемогущий
бог-ягуар
Его масками украшены углы ступеней пирамиды, самой древней из известных сегодня в Америке
Она представляет собой 32-метровый конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией
От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара
Слайд 26
Ольмекская культура
Ольмеки запомнились миру не только своими городами
и ритуальными играми, но и изобретением первой на американском
континенте древнейшей письменности
Она была иероглифической
Запись велась слева направо, сверху вниз и представляла собой архаический вариант более позднего мезоамериканского письма - майя