Слайд 2
Многогранную культуру
Тамбовского края составляют уходящие своими корнями
в глубокую древность кустарные промыслы,
которыми крестьяне занимались
уже
в конце XVII в.,
когда сельское хозяйство не давало возможности прожить в достатке.
Слайд 3
В свободное от основной работы время
после окончания
сельскохозяйственной страды они изготавливали бытовой и транспортный инвентарь, делали
колеса, дуги, сани, телеги, плели рогожи, веревки, лапти.
Слайд 4
Оживлению кустарных промыслов способствовало развитие торговли.
Изделия кустарей
стали заполнять многочисленные ярмарки и базары
в городах и
селах того времени.
Слайд 5
На протяжении XVIII–XIX вв. кустарные промыслы оставались значительным
подспорьем
для крестьянства и городской бедноты.
Наибольшее распространение в
Тамбовской губернии имели вышивка, кружевоплетение, гончарство, деревообработка,
ткачество, лозоплетение.
Слайд 6
Деревня Федоровка, прежде Зайцево Кривополянского сельсовета, упоминается в
документах ревизской сказки
1833 года.
Принадлежала она титулярному советнику
Федору Михайлову,
сыну Цимермана.
Слайд 7
Но эта глушь известна не только в районе,
в области.
Даже в Москве, Санкт-Петербурге - по всей
России!
Прославилась эта деревня тем, что это единственное место в Тамбовской области, где до последних лет сохранился старинный гончарно-игрушечный промысел.
Слайд 8
Федоровская гончарная посуда выполнялась на ручном гончарном круге -
самом древнем «оборудовании». Посуда изготовлялась древнейшим спиральным способом налепа.
И это нисколько не мешало мастерам вытягивать , «выращивать» обычный горшок и
превращать его в произведение искусства.
Слайд 9
Мастера украшали посуду, давали волю своей фантазии.
Сцены
охоты, лесной ландшафт, который изображался схематичными деревьями, очень похожими
на языческий символ «Древо Жизни».
Считалось, что животные, сидящие на крышках посуды
имеют охранное значение.
Слайд 10
Достоверно неизвестно,
когда появилась первая игрушка,
не сохранились
образцы первой пластики, но это не помешало ей «отлепиться»
от посуды и начать своё существование отдельно, самостоятельно.
Слайд 11
Федоровская игрушка, как и большинство народных, состоит из
зооморфных сюжетов.
Это птицы: жаворонки, орлы, гусь, петух, лебедь.
Животные: конь, медведь, собака, лось, заяц, кот.
Слайд 12
Под влиянием города, впоследствии стали появляться всадники, мужики.
Конечно же, были свистульки.
Слайд 13
Судя по сюжетам в игрушке и налепах на
посуде, которые изображают целые жанровые сцены, охота в Федоровке
была одним из главных промыслов. Сцены охоты присутствуют везде: на вазах, горшках, вазонах для цветов, игрушках.
Слайд 14
Уникальность традиционной федоровской керамики
заключается и в неповторимых
сюжетных "налепах" на посуде, и в не менее выразительной
глиняной игрушке,
которая сочетает в себе эффектную архаичность,
изысканность пластики и строгий гармоничный декор.
Слайд 15
Лепили игрушку мужчины,
а не женщины, и это
заметно по размеру игрушек –
с мужскую ладонь, по
декору-декорировалась скромно, только прочерчивались палочкой полоски в виде дерева жизни, глазурована свинцовой поливой.
Слайд 16
Мастеров в Федоровке было много,
почти в каждом
дворе.
Самые известные Федоровские «игрушечники» -
Иванов Григорий Сергеевич
1916 г.р.,
Попков Петр Яковлевич 1931 г.р.
Их работы хранятся в фондах Российских музеев,
в частных коллекциях.
В 70-х годах их работы экспонировались на выставках ВДНХ.
Слайд 17
Старые игрушки, в основном свистульки,
хранятся в
Бондарском
музее.
Памятник гончарному промыслу Бондарского района
Слайд 18
В настоящее время
реконструкцией и восстановлением игрушки и
гончарной посуды занимаются керамисты
Каллас
Екатерина Станиславовна
(Тамбов)
Кудрова
Елена Семёновна (Жердевка)
Слайд 19
Елена Семёновна Кудрова
с учениками
Данил
Чулюкин
Слайд 20
Заслуга Федоровской керамики
в том, что она продолжает
существовать,
она не исчезла.
Она как бы ждёт,
когда
о ней заговорят, запоют оды,
когда она опять начнёт рождаться в руках современных мастеров,
и мы должны ей в этом помочь.
Ведь это настоящее культурное наследие и сокровище Тамбовского региона.