Слайд 2
Петербург – наследник мировых цивилизаций
Слайд 3
Санкт -Петербург – город-символ европейской России,
вошедший в почетную когорту великих столиц мира. Само название
города, в отличие от однословных имен европейских столиц, составлено из двух слов, при этом каждое имеет свой смысл. Санкт – с латинского «святой»; Петр – имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) – по-немецки «город». Так, в наименовании молодой столицы связаны воедино имя царя Петра, его святого покровителя и нити культуры Древней Греции и Рима, Германии и Голландии.
герб Санкт -Петербурга
герб Ватикана
В названии нового российского города и его символике акцентирована связь с классическим Римом, покровителем которого был апостол Петр. Даже герб Петербурга с двумя пересекающими якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
История новой Российской столицы запечатлена в архитектурном облике города. Эпохи выдающихся царствовании и шедевры зодчества XVIII – XX столетий соединились в нем в целостную летопись Петербурга.
Слайд 5
Заложенный по замыслу Петра Великого
27 мая 1703 года, в праздничный день во имя
Святой Живоначальной Троицы, на Заячьем острове, город обрел идеального воплотителя царственных замыслов в лице Д.Трезини, работавшего здесь в 1703 по 1723 года.
По указаниям Петра в Россию приглашались архитекторы, зарекомендовавшие себя опытными профессионалами. Память об основателе города воплощена в монументе, созданном гениальным скульптором Э.Фальконе в 1768 г.
Слайд 6
Васильевский остров своей
восточной оконечностью – «Стрелкой» разделяет Большую и малую Неву,
которые вливаются в широкое русло Невы с ее царственно-величавым простором. Долгое время Стрелка Васильевского острова использовалась как главный торговый порт. Доминирующее строение Стрелки Васильевского острова – Биржа. Ее композиция и декор восходят к храмам Древней Греции и Рима. Как и в античных храмах, основной объем Биржи обрамлен по периметру сорока четырьмя колоннами дорического ордера. Выше помещены скульптурные группы, олицетворяющие процветание Российского морского флота и торговли.
колыбель Санкт - Петербурга. Она не только предопределила возникновение
города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции, сохраняющей свое значение по сей день. По берегам Невы, протяженность которой в черте города 28 км, формировались самые знаменитые архитектурные ансамбли XVIII – XIX веков. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Архитекторы Петербурга с первых лет создания города старались облагородить ее русло. Со второй половины XVIII века и в последующие столетия берега «красавицы севера» одевали гранитом и устраивали
пристани. Зачастую они украшались скульптурами,
вазами, экзотическими изваяниями.
Слайд 8
Петербург поистине может считаться наследником мировых цивилизаций.
Наследие
Китая:
Китайская беседка в Царском
селе
Китайский дворец в Ломоносове
Китайские львы на Петровской
набережной
Слайд 9
Наследие Ассирии
Грифоны
На Университетской
набережной
Банковский мост через канал Грибоедова
Слайд 10
Наследие древнего Вавилона
«Висячие сады»
Малый Эрмитаж
Слайд 11
Наследие древнего Египта
Пирамида- беседка и
Египетские ворота в
Царском селе
Обелиски – египетские «лучи солнца»
Статуи богов, саркофаги, папирусы
в Эрмитаже
Сфинксы
Слайд 12
Сфинксы из Древних Фив
На Васильевском острове
у Невы, напротив здания Академии художеств смотрят друг другу
в глаза два каменных сфинкса.
Поэт В. Я. Брюсов писал о них:
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Сфинксы — самые древние
памятники
Санкт -Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего
в 1419-1383 годах до нашей эры.
Лицам сфинксов, высеченных из сиенита,
неизвестный египетский скульптор придал черты лица самого Аменхотепа. Головы мифологических существ венчают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа. Одна из надписей гласит: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».
Прежде чем украсить
Университетскую набережную
Санкт -Петербурга, сфинксы проделали долгий путь. В ходе археологических раскопок 1820 года они были найдены египтологом Янисом Атоназисом, который проводил свои научные экспедиции на деньги, выделенные английским консулом в Египте Сольтом. За это Янис вынужден был отдавать консулу большинство своих находок. Сфинксы, найденные в Фивах, также пополнили коллекцию Сольта. Он отправил древние статуи в город Александрия, в устье реки Нил, надеясь выгодно продать.
Слайд 16
Именно там сфинксов увидел
русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал по Египту после
окончания русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Муравьев в срочном порядке написал прошение на имя русского посла в Константинополе Рибопьера, предлагая ему обсудить возможность покупки сфинксов с российским императором
Николаем I.
российской стороне удалось перекупить сфинксов, они встали казне в
62000 рублей. Сфинксы, весом в 62 тонны, были доставлены в столицу России на специально оборудованном для этого судне. Плавание до берегов Невы заняло целый год, и в 1832 году сфинксы были привезены в Петербург и временно помещены во дворе
Академии художеств.
на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить широкую
пристань. Её проект составил К.А. Тон. Эта пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии эти скульптуры оказались на Аничковом мосту. А здесь в 1834 году разместили доставленных из Египта сфинксов. На набережной реки Невы архитектор К. Тон соорудил высокие гранитные пьедесталы специально для древних изваяний. На каждом из пьедесталов была высечена надпись:
«Сфинкс из древних Фив в Египте
перевезен в град святого Петра в 1832 году».
не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес
Степан Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок". Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон. Однако, невзирая на отстраненность таинственных
зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений.
Слайд 20
Легенды и мифы
Говорят, что в
течение дня у сфинксов на Университетской набережной меняется выражение
лица. Утром оно кажется спокойным и умиротворенным, оставаясь безмятежным до полудня, но к вечеру лик древнего изваяния меняется и становится зловещим и угрожающим. Некоторые жители города специально ходят к сфинксам перед заходом солнца, чтобы уловить момент, в который лицо истукана начинает меняться. Однако считается, что этого зрелища лучше избегать, особенно если дело касается впечатлительных натур: увидевшие, как лицо сфинкса меняет свое выражение, могут сойти с ума.