Слайд 2
Политический реализм — направление в политике, и парадигма
в политологии, основанная Гансом Моргентау. Направление основывалось на традиции,
восходящей к Никколо Макиавелли и Томасу Гоббсу, политическая идеология и практика, ориентирующиеся на реальное общественно-политическое основание.
Ганс Моргентау сформулировал широко известный основной тезис политического реализма, который гласит: «Цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой».
Политический реализм в самом общем плане есть " искусство возможного" (У. Черчилль). Основными моментами процесса осуществления политики на уровне реализма являются: осознание экономической и социальной основы; выработка идеологии, которую разделяет основная масса населения; достаточный уровень легитимности (признание населением законности власти); политическая система, адекватная политическим целям.
Слайд 3
ШЕСТЬ ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
Политика, как и общество
в целом, управляется объективными законами, корни которых находятся в
вечной и неизменной человеческой природе. Поэтому существует возможность создания рациональной теории, которая в состоянии отражать эта законы - хотя лишь относительно и частично. Такая теория позволяет отделять объективную истину в международной политике от субъективных суждений о ней.
Вторым принципом политического реализма является принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества. Концепция национального интереса позволяет рассматривать международную политику как сферу, относительно независимую от таких областей, как экономика, религия, этнические отношения. Моргентау отмечает, что без подобного теоретического допущения невозможно создать теорию политики. Далее он продолжает, что именно понятие интереса, трактуемого в терминах власти и могущества, дает возможность теоретического понимания международных отношений и международной политики.
Слайд 4
Третий принцип политического реализма состоит в том, что
политический реализм избавляет теорию международных отношений от двух заблуждений
- исследования мотивов и намерений, лежащих в основе политических действий, а также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений. Точка зрения, согласно которой ключом к пониманию внешней политики являются исключительно мотивы государственного деятеля, ошибочна. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.
Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде всего в коренном вопросе о том, как изменить современный мир. Он убежден в том, что такое изменение может быть осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов, которые действовали в прошлом и будут действовать в будущем, а не путем подчинения политической реальности некоему абстрактному идеалу, который отказывается признавать такие законы.
Слайд 5
Четвертый принцип политического реализма связан с динамическим пониманием
национальных интересов. Моргентау писал: "Политический реализм полагает концепцию интереса,
понимаемого в терминах власти, не как раз и навсегда установленную и неизменную, а как зависимую от ситуации". Интересы меняются в зависимости от исторических условий. Здесь Моргентау ссылается на М. Вебера, который писал, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют тип социального действия. Различные виды интересов, определяющих политические действия, формируются в конкретный исторический период и в конкретном политическом и культурном контексте.
Интересы - это долгосрочные стандарты, по которым можно судить, оценивать политические решения и действия. Современные связи между интересами и национальным государством - это продукт истории и, следовательно, могут изменять свою конфигурацию. Здесь Моргентау задается вопросом: как может быть трансформирован современный мир? Связь между национальными интересами и их продуктом - государством - со временем может исчезнуть. Политический реализм не отрицает, что современное деление мира на национальные государства может быть заменено союзами государств или иными образованиями.
Слайд 6
Пятый принцип указывает на то, что политический реализм
отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов.
Проводя различие между истиной и мнением, он разделяет также истину и идолопоклонство. Все нации испытывают соблазн — и лишь немногие могут противиться ему в течение долгого времени — представить собственные цели и действия как проявление универсальных моральных принципов. Одно дело знать, что нации являются субъектом морального закона, другое — утверждать, что хорошо и что плохо в отношениях между нациями. Существует несоответствие между верой в то, что все подчиняется воле Бога, и убежденностью в том, что Бог всегда на чьей-либо стороне. Отождествление политических действий конкретного государства с волей Провидения не может быть оправдано с моральной точки зрения, ибо это, по сути, проявление такого греха, как гордыня, против которого греческие трагики и библейские пророки предупреждали и правителей, и управляемых. Такое отождествление опасно и с политической точки зрения, ибо оно может вызвать искаженный взгляд на международную политику и в конечном счете привести к тому, что государства будут стремиться уничтожить друг друга якобы во имя моральных идеалов либо самого Господа.
Слайд 7
Шестой принцип. Таким образом, существует огромная разница между
политическим реализмом и другими теоретическими школами. Однако теорию политического
реализма часто понимают и интерпретируют неправильно, хотя в ней нет противоречия между требованиями рациональности, с одной стороны, и моралью — с другой. Политический реалист утверждает, что политической сфере присуща своя специфика, подобно тому как это делают экономист, юрист, этик. Он мыслит в терминах интереса, определенного как власть, подобно тому как экономист мыслит в категориях интереса, определенного как богатство, юрист — в категориях соответствия действия юридическим нормам, этик — в категориях соответствия действия моральным принципам. Экономист спрашивает: «Как эта политика влияет на богатство общества?». Юрист спрашивает: «Соответствует ли эта политика законам?». Моралист спрашивает: «Соответствует ли эта политика нравственным принципам?». А политический реалист спрашивает: «Как эта политика влияет на силу нации?». Конечно, политический реалист признает существование и важность неполитических феноменов, но он рассматривает их с точки зрения политики. Он также признает, что другие науки могут рассматривать политику под своим углом зрения.
Слайд 8
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
АКТОРЫ - государства (правительства),
их союзы
ПРИРОДА МО - анархическая
ЦЕЛЬ - защита
национальных интересов с условием максимальной безопасности государства
СРЕДСТВА - наращивать силовой (военный) потенциал; поддерживать баланс сил
ПРОЦЕССЫ - конфликты (вследствие разных интересов) и войны как крайняя форма их проявления
БУДУЩЕЕ МО- неизменный характер
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА – сумма равнодействующих внешних политик
СФЕРА ПОЛИТИКИ – абстрагирована от любых других социальных сфер
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – рассматривает любой феномен с точки зрения политики
ЗАКОН – существует, но скрыт в природе человека
ТМО = теория мировой политики
Слайд 9
Сформулированные теоретиками классического реализма принципы хорошо соответствовали системе
международных отношений 40–60-х гг. ХХ в. Не случайно, именно
на это время приходится интеллектуальный расцвет данной школы и ее влияние на политику ведущих государств мира достигает своего апогея. Ведь события Второй мировой войны и начавшейся вскоре после ее окончания холодной войны не раз убедительно подтверждали правоту Г. Моргентау и его единомышленников, а новые веяния в международной жизни в то время только зарождались, не давая серьезных поводов для ревизии доктрины классического реализма.
Ситуация, однако, стала меняться в 70-е гг. ХХ в. К этому времени на Западе, включая США, Западную Европу и Японию, закрепился новый тип межгосударственных отношений, в основу которого был положен принцип не военного, а экономического соперничества/сотрудничества. Соответственно изменился и расклад сил, определявших процесс возвышения или ослабления государств. Теперь, когда фактор военной мощи утрачивал значение в межгосударственных отношениях на Западе, слабые в военном отношении, но экономически мощные Япония и Западная Германия начали оказывать серьезное влияние на развитие мировой экономики и, отчасти, политики. В то же время несколько ослабли международные позиции лидера западного мира – США.
Слайд 10
ПОЗИЦИИ ШКОЛЫ РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕТЕРПЕЛИ ДАЛЬНЕЙШУЮ МОДИФИКАЦИЮ В
РАБОТАХ АВТОРОВ, КОТОРЫХ, КАК ПРАВИЛО, ОБЪЕДИНЯЮТ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
НАЗЫВАЕМОЕ НЕОРЕАЛИЗМОМ.
Особенность неореалистов состоит в том, что, в целом сохраняя приверженность основным идеям политического реализма относительно конфликтного характера политики на международной арене и анархической природе миропорядка, они вместе с тем признают необходимость учета при анализе мировых реальностей роли институциональных и нормативных факторов, а также международного права и международных организаций, которые вносят существенный вклад в урегулирование кризисов и конфликтов, ядерного сдерживания, интернационализации мировой экономики, роста взаимозависимости государств и т.д
Согласно неореализму, структурные свойства международной системы фактически не зависят от каких-либо усилий малых и средних государств, являясь результатом взаимодействий между великими Державами. Это означает, что именно им и свойственно «естественное состояние» международных отношений. Что же касается взаимодействий между великими державами и другими государствами, то они уже не могут быть охарактеризованы как однозначно анархические, ибо приобретают иные формы, которые зависят главным образом от воли великих держав.
Слайд 11
В этой связи немаловажное значение приобрела концепция американского
исследователя С. Хантингтона. Он выделил три наиболее антагонистических культурно-цивилизационных
типа – христианско-западный, исламский и конфуцианский. Их враждебность не является взаимной, т. е. стороны враждуют не между собой, а образуют коалиции. По Хантингтону, центральным местом современной мировой политики является противостояние западно-христианской и исламской цивилизаций при неустойчивом нейтралитете конфуцианского мира, в любой момент готового сомкнуться с врагами Запада. Обострение межкультурных распрей Хантингтон объяснял взлетом национализма и глубинными, можно сказать, генетическими различиями мировых культур и религий. Не последнюю, по его мнению, роль сыграли и демографический бум в мусульманских странах, и миграция больших масс безработного населения в развитые и экономически благополучные страны Запада. Отметим, что в наступившей эре «столкновения цивилизаций» Хантингтон отводил важное место странам, которые, по его мнению, не принадлежат напрямую к западному сообществу. Это – Мексика, Турция и Россия. В этом списке Россия занимает особое место как наиболее вероятный союзник Запада в будущем.
Слайд 12
По Хантингтону, культурная принадлежность порождает сегодня не только
открытую, вооруженную вражду. Не менее существенна враждебность скрытая, сопровождающая
современные отношения высокоразвитых, но культурно неоднородных стран, например США и Японии. Пока Япония после окончания Второй мировой войны восстанавливала свою экономику, американцы относились к ней вполне лояльно, в духе отношения учителя к прилежному ученику. Но как только Япония превратилась в экономическую сверхдержаву и стала вкладывать большие деньги в американскую экономику, Америка ответила открытым раздражением, вызванным нежеланием американцев работать под началом японских менеджеров на предприятиях, принадлежащих японским же собственникам.
Для сравнения Хантингтон приводит противоположный пример инвестиционной активности на американском рынке культурно родственных США стран Западной Европы, которая не вызывает там никакой негативной реакции. Со своей стороны, Япония традиционно отличалась большей, чем Западная Европа, закрытостью от США, японский бизнес рассматривал конкуренцию с американскими фирмами как продолжение военных действий на поле боя проигранной японскими генералами Второй мировой войны, а широкие слои населения Японии относились и относятся к США с недоверием. Как видно, американо-японские отношения могут быть хорошей иллюстрацией доктрины неореализма, проводящей прямые параллели между «горячими» и «экономическими» войнами.