Слайд 2
МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования — это социальный
опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования:
Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).
Способы деятельности (умения, навыки).
Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).
Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).
Слайд 3
В современной концепции художественного образования эти четыре компонента
выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их
значимости в художественном развитии личности школьника.
Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.
Слайд 4
Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства,
художественного освоения мира человеком и может быть развито у
детей в процессе преподавания художественных дисциплин.
Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.
В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.
Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.
Слайд 5
На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен
основываться на психологических особенностях возраста детей и дифференцированный подход
к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.
Таким образом, начальное образования по предмету
«Изобразительное искусство» является
частью образовательной системы «Искусство»
и обеспечивает общее художественное образование,
которое направлено на духовно-нравственное и
эстетическое развитие детей.
Слайд 6
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ
К настоящему времени
сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения
изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.
Слайд 7
1-ю концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа,
действующая во многих школах страны. Это направление было основано
во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современные авторы этой концепции — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев.
Основные задачи программы по изобразительному искусству:
овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Слайд 8
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и
искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного
искусства подразделяются на основные виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Программы общеобразовательных учреждений.
Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М., 1994.
Слайд 9
2-я концепция целостного подхода к обучению и воспитанию,
опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х
— начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.
Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.
Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа
Слайд 10
. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды
учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в
процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:
форма, пропорции, конструкция;
цвет и освещение;
пространство и объём;
композиционная организация изображения;
работа с художественными материалами;
развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.
Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.
Комплект интегрированных полихудожественных программ / Авторский коллектив под руководством Юсова Б. П. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.
Слайд 11
3-я концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана
в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания
и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Слайд 12
Основные задачи программы:
формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Слайд 13
Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого
года обучения, или определённой четверти. Например:
I класс. Искусство видеть.
Ты и мир вокруг тебя
II класс. Ты и искусство.
III класс. Искусство вокруг нас.
IV класс. Каждый народ — художник и т. д.
Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.,1994.
Слайд 14
4-я концепция приобщения к народному искусству как к
художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор
пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.
Основные задачи программы:
формирование мировоззрения и нравственной
позиции через развитие исторической памяти, которая
позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
В содержании предмета выделены следующие разделы:
основы художественного изображения;
орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Слайд 16
Каждый из разделов включает в себя следующие виды
учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания),
творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству.
Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. / Автор. кол. под рук. и ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2000; Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I–IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.
Слайд 17
I направление (концепция) «Школа рисунка — всеобщая графическая
грамота»
Традиционная программа В. С. Кузина
Воспитывающее обучение.
Научность обучения.
Наглядность обучения.
Систематичность и
последовательность в обучении.
Сознательность и активность в обучении.
Доступность обучения.
Прочность усвоения учебного материала.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 18
II направление (концепция) Целостный подход: «Понимание, переживание и
посильное создание художественного образа»
Типовая программа. Б. П. Юсова
Всеобщность художественного воспитания.
Преподавание
искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни
Единство обучения и художественного творчества.
Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства.
Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности
Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия.
Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися.
Слайд 19
III направление (концепция) «Формирование художественной культуры как части
духовной культуры» Программа Б. М. Неменского
Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия,
ролевая игра).
Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)
Принцип постоянства связи с жизнью.
Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве.
Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения.
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Слайд 20
IV направление (концепция) «Приобщения к народному искусству как
к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я. Шпикаловой
Принцип общекультурного
развития
Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности
Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства:
интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры;
отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история).
Принцип регионального подхода.
Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве.
Принцип комплексной системы работы.
Слайд 21
Наглядные пособия, применяемые на
уроках изобразительного искусства
Предметы, служащие
объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры
на уроках могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных и многие другие.
Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, декоративной стилизации. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел из оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов на подставках, квадратными досками на подставке, ящиками с перегородками и другими моделями и пособиями из проволоки, органического стекла, фанеры, дерева и картона. Для раскрытия закономерностей смешения цветов применяют вертушки и т. п.
Слайд 22
Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах
может быть показано поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда
или даны другие методические указания. Их используют при объяснении законов перспективы, понятий «холодный» и «теплый цвет», «колорит», «средний цветовой тон», «свет», «тень», «полутень», «рефлекс» и многих других. Заменяя рисунок учителя на классной доске, таблицы способствуют экономии времени. Хорошие результаты дает демонстрация динамических таблиц. Они представляют собой таблицы с изображением того или иного предмета, группы предметов, пейзажа, которые накрываются прозрачным листом с элементами схемы. При наложении этого листа на изображение школьники видят реалистическое изображение и вместе с тем схему, поясняющую тот или иной закон, явление. Другой вариант динамических таблиц показывает процесс получения композиции за счет передвижения элементов.
Репродукция с картин, рисунков, изображения предметов декоративно-прикладного искусства. С помощью репродукций с картин и рисунков художников, изображений предметов декоративно-прикладного искусства преподаватель знакомит детей с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев. Репродукции с картин художников помогают изучать художественные приемы, развивать внимание учащихся и умение «видеть».
Слайд 23
Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет
педагогический рисунок — показ учителем хода работы над рисунком,
объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения изображаемого объекта. Преподаватель обычно показывает поэтапное построение предмета, композиционную связь групповой постановки. Следует отметить, что в практике преподавания рисунка и живописи наглядный показ того или иного способа, приема работы всегда считался важным фактором успешного обучения, на что не раз указывали известные художники и педагоги
Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы, CD, DVD диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу и в конечном итоге повышает эффективность урока за счет расширения объема информации. Будучи статическими экранными пособиями, диафильмы и диапозитивы позволяют неограниченное количество времени рассматривать кадр, что дает учителю возможность более детально, подробно проанализировать и охарактеризовать изображение.
И все же наилучшим средством наглядного, обучения является рисунок самого педагога на классной доске, листе бумаги или на полях работы ученика.
Кузин В. С. Методика обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1979. — С. 20–23.
Слайд 24
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) —
этот метод состоит в том, что учитель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие учащимися учебного материала. Средствами этого мете нужно обеспечить структурирование знаний, т. е. такое построение знаний, при котором у учащихся складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи;
репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ — воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что учитель конструирует задания на тренировку, упражнения, повторение;
Слайд 25
проблемное изложение — это изложение, в котором учитель
сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в
ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого peшения. То есть если для формирования думающих личностей нужно привлекать их к соучастию, рассуждению, думанью. В процессе проблемного изложения обязательно присутствует переживание, которое влияет на усвоение нового материала;
частично-поисковый (эвристический) — это метод, при котором учитель ставит проблему, дает проблемную ситуацию, а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью (под руководством) учителя;
исследовательский — это метод, при котором учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения). Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения
Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем
Слайд 26
Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному
искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто эти
методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями.
Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.
. М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства
метод педагогической драматургии;
метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость;
метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;
метод обобщающих уроков;
метод широких ассоциаций;
метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
Слайд 27
По мнению Т. Я. Шпикаловой каждая встреча ребенка с художественной
вещью должна быть необычной, наполненной радостью. И самый опасный
враг такой встречи — установка учителя на однообразный план беседы. Народное искусство — это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это — мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром».
Поэтому не случайно Т. Я. Шпикалова на уроках изобразительного искусства рекомендует использовать как можно больше примеров, в которых погружение учащихся в традиционную культуру сопровождается сказкой или игрой. В данной концепции особое внимание уделяется таким методам как игры, конкурсы, изовикторины, «путешествия» с помощью демонстрации наглядных пособий, «вживание» с помощью ассоциаций и театральной драматургии, свободное общение и живой диалог с детьми
Слайд 28
Таким образом, разнообразие представленных здесь методов показывает, что
в своей педагогической деятельности по преподаванию изобразительного искусства учителю
начальных классов необходимо пройти между двумя опасностями. Первая — это анархия, которая часто бывает на уроках рисовании, а вторая — это рутинная зажатость стереотипами, когда надо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления учеников. Методические пути, выбранные учителем, должны быть нацелены именно на это.
Слайд 29
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание этапов процесса обучения,
структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.
Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
урок овладения учащимися новыми знаниями;
урок формирования и усвоения навыков
умений и навыков;
урок обобщений и систематизации знаний
и умений;
урок комплексного применения знаний навыков и
умений (повторения и закрепления);
контрольно-проверочный урок
урок смешанного типа, комбинированный
Слайд 30
Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного
искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого,
элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.
Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусства как: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник
В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки
Слайд 31
Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого
типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с
тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:
организация занятия;
проверка домашнего задания;
объяснение (сообщение) нового материала;
закрепление нового материала;
подведение итогов урока;
задание на дом
Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог
Слайд 32
Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения (проблемного урока)
на звенья творческого процесса — их создание и проявление
в деятельности учащихся. Звеньями обучения при этом, например, являются:
постановка проблемы и осознание познавательных задач;
возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;
закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков
применение знаний и их оценка, выявление умственного развития
Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока.
При составлении плана-конспекта следует придерживаться
определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:
Вид занятий или художественно-творческой деятельности.
Тема урока.
Цель урока.
Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).
Оборудование: для учителя, для учащихся.
Эскиз использование классной доски.
План и ход урока.
Список использованной литературы
В современной дидактической литературе появились новые понятия: «проект
урока», «проектировочная деятельность учителя», «опорные сигналы», «технология урока», «драматургия урока», «педагогическое мастерство» и т.д. Проект—более широкое понятие. Это индивидуальное произведение, представление учителя о его будущей деятельности и деятельности учащихся. А план — это форма фиксации проекта.
Поэтому проект урока помимо названных элементов плана-конспекта может отражать ещё и следующее: методы педагогической деятельности учителя на уроке, поэтапную постановку задач, виды деятельности учителя и учащихся, самоанализ и самооценку урока, и многое другое
Слайд 34
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА,
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дети дошкольного и младшего школьного
возраста почти все очень любят рисовать. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными с особенностями их восприятия и отсутствия у них навыков рисования. Поэтому успешное преподавание изобразительного искусства часто зависит от того, насколько учитель владеет знаниями о возрастных особенностях и этапах развития детского рисунка.
Изобразительное искусство включает в себя два компонента: восприятие искусства и исполнительство. Развитие исполнительства развивается постепенно и проходит ряд последовательных этапов:
доизобразительный уровень:
с 6 месяцев ребенок начинает манипуляции с бумагой, карандашами, пластилином (рвет, мнет, кидает);
с 1,5-х лет начинается стадия «каракулей» (черкания) ребенок нечаянно оставляет следы на бумаге во время манипуляций с карандашом, в этот период его не интересует изображение, он просто получает удовольствие от самого движения. Учить ребенка рисовать в этот период совершенно бессмысленно, поскольку он еще не может соотносить зрительные образы с процессом рисования. Роль взрослого в этот период состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на то, что карандаш оставляет следы на бумаге, очень полезно рисовать при нем, а также учить его рассматривать картинки
Слайд 35
с 2 – 2,5 лет у ребенка появляется
возможность зрительного контроля над движением, хотя еще и несовершенного.
Поэтому взрослый не всегда замечает качественные различия между рисунками этого периода и предыдущего, но они все-таки есть, поскольку раньше ребенок не мог произвольно заниматься рисованием, а теперь эта возможность у него появилась;
с 2,5 – 3 лет ребенок начинает интерпретировать свои изображения. По качеству исполнения они мало отличаются от каракулей, однако, ребенок уже точно знает, что он хочет изобразить.
Произвольные процессы в этом возрасте развиты
еще недостаточно, поэтому не стоит удивляться, что,
начав рисовать собачку, через несколько секунд ребенок
говорит, что он рисует домик, затем птичку;
изобразительный период:
в возрасте 3 – 5 лет дети начинают изображать элементарные
сюжеты.
Уровень развития исполнительства гораздо более совершенен и иногда окружающие могут понять, что изображено на рисунке. Дети очень любят рисовать человека и способны передать свое отношение к нему при помощи различных изобразительных средств, они пытаются передать движения. В этот период их очень увлекает процесс рассматривания своих рисунков. Дети очень любят рассказывать о том, что они изобразили;
в 4 – 5 лет начинается стадия рисования по наблюдению. С этот период ведущее значение имеет формирование навыков наблюдения за объектом, а не техника рисования. Дальнейшее совершенствование изобразительной деятельности ребенка в большей степени зависит от обучения;
стадия реалистического изображения, которая характеризует новый этап в развитии изобразительной деятельности, начинается у некоторых детей в 7 – 8 лет, а у большинства в 9 – 10 лет, совпадая с началом использования сознательного анализа натуры в рисунке.
Слайд 37
Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов с
тановления
изобразительной деятельности, Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития
детского рисования:
ступень рисования головоногов: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далёких от правдоподобной и реальной передачи объекта;
ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;
ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;
ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11 – 13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.
Таким образом, изобразительная деятельность младших школьников переживает период становления на ступень правдоподобного реалистичного изображения. Из всех видов изобразительной деятельности детей больше всего изучен рисунок. Характерные черты рисунков детей 6 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.
Слайд 38
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ
Обычно различают четыре типа взаимодействия искусств:
межпредметные связи
в пределах традиционного учебного плана (литература, музыка, изобразительное искусство, труд, природоведение и др.).
сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможности художественного воспитания для желающих.
преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (этот тип преподавания часто сочетается с первыми двумя)
комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе
Слайд 39
При решении основных задач
духовного обогащения младших
школьников через приобщение к изобразительному искусству
для учителя
важно, каким образом будет организован художественно-педагогический
процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности.
Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.
Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:
вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,
национально ориентированное обучение изобразительному искусству,
стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,
стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.
Слайд 40
Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует
помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более
насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, те из них, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.