Слайд 2
В пустыне путник поёт,
В гости нас зовёт.
Поверьте, есть
красота своя
И в Средней Азии, друзья.
Слайд 3
Какой вы представляете природу Средней Азии?
Пустыня – это
жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая
солнцем.
Всюду сугробы золотого песка – барханы. Топкие болота,
засыпанные белой солью – солончаки. Кусты, похожие на мотки колючей
проволоки, цветы, протыкающие пальцы шипами. Камни, почерневшие от
солнца и лопнувшие от жары.
Слайд 4
В пустыне всё непривычно и непонятно. Озёра без
воды. Реки никуда не
впадают. Дожди высыхают, не долетев до
земли. Под деревьями нету
тени. Воздух цедишь сквозь зубы, как обжигающий кипяток. Хорошей
погодой тут называют пасмурную и сырую. Даже зонтиком защищаются не
от дождя, а от солнца!
Слайд 5
Земля без земли. Текучее море песков, зыбкие волны
песчаных
барханов.
Страна солнечного огня.
отправляемся в Самарканд –
жемчужину Средней Азии
Слайд 7
САМАРКАНД
Почти 600 лет назад Самарканд был столицей могущественной
империи,
которой правил Тимур. Он мечтал превратить Самарканд в прекраснейший
город мира. Поэтому все постройки воздвигали не только местные
мастера, но и строители других, покорённых Тимуром стран.
Слайд 8
Самарканд. Площадь Регистан.
В переводе «Регистан» означает
«песчаное поле».
Люди поговари-
вают, что когда-то , в далёкие
времена
здесь протекал большой
арык, который нанёс много-много
песка.
Слайд 9
Самарканд. Площадь Регистан.
Во все времена Самарканд поражал своей
красотой и совершенством. И
поныне на площади Регистан стоят
три дворца – три медресе, в которых
жили и учились муллы. Тут было средоточие не только религии, но и
знаний того времени. В этих стенах размещались мечеть, библиотека,
кельи для учащихся.
Слайд 10
Медресе
Шер-Дор
Перед вами медресе Шер-Дор. Центральная часть медресе
напоминает
гигантскую букву «П» со стрельчатой аркой. Широкие стены,
как бы
поддерживая мощный портал, симметрично расположились справа и
слева .
Название «Шер-Дор» означает «львов имеющее».
Слайд 11
Это изображение выполнено в
технике мозаики.
Над аркой центрального
портала изображения
львов.Золотистые гривастые
львы бросаются на маленьких
белых
антилоп.
Слайд 12
Медресе Улугбека
Самое древнее медресе на площади Регистан носит
имя Улугбека – внука
Тимура, который был не только
талантливым правителем, но и большим
учёным. Особенно он увлекался астраномией. Возможно, поэтому на
фасаде портала мы видим россыпи больших и малых звёзд, образующих
строгий геометрический узор.
Слайд 13
По обе стороны портала стоят
высокие, тройные
башни-минареты,
с которых служители храма
созывали верующих. Ствол
минарета
суживается и
заканчивается карнизом, подобным
гнезду аиста.
Вся поверхность минарета
украшена сложным, причудливым
орнаментом. В декоре
преобладают белые ,голубые,
жёлтые, синие тона, созвучные
цвету раскалённых песков, синеве
неба, голубизне арыков.
Слайд 14
Внутри Медресе Улугбека двор, вокруг которого идут два
яруса
открытых наружу арок, за ними располагались пятьдесят худжр-
келий,
в которых проживало свыше ста студентов, когда-то
обучавшихся в этом заведении.
Слайд 15
Медресе Тилля-Кари
Третье Медресе - Тилля-Кори
было построено на месте старого,
оставшегося
ещё со времён Улугбека караван-сарая (гостиницы для
торговцев)
Слайд 16
Обилие золота в отделке
мечети и определило название
медресе.
"Тилля-Кори" –
переводится как
«Позолоченный"
Поверхность всех стен и свода
в мечети были сплошь покрыты
росписью "кундаль" с обильной
позолотой. Позолочен был
михраб (направление на Мекку)
и одиннадцатиступенчатый
минбар (возвышение для
проповедника - имама)...
Слайд 17
Мавзолей Гур - Эмир
Ещё один
замечательный памятник древнего Самарканда –
мавзолей Гур – Эмир.
Слайд 18
Мавзолей – это гробница.
Рассказывают, что когда
скончался любимый внук
Тимура царевич Мухаммед –
Султан, Тимур велел построить
мавзолей.
После
смерти Тимура он стал
усыпальницей повелителя.
Гур – Эмир - «могила эмира».
Слайд 19
В этой постройке присутствуют те
же архитектурные формы,
которые
мы видели в медресе на площади
Регистан.
Огромный ребристый
бирюзовый
купол возвышается над мавзолеем.
Слайд 20
В увиденной архитектуре много сказочной нарядности, причудливости орнаментов,
узоров.
Слайд 21
Минареты, медресе, мечети, мавзолеи – это вечно живая
память о
великих мастерах, о великом народном таланте, духовном
богатстве
народа Средней Азии.