Слайд 2
Цели: познакомить детей с декоративным искусством «Золотая хохлома»
Хохломская
роспись является одним из средств эстетического воспитания. Хохлома, как
декоративное рисование, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного искусства близки детям красочностью и простотой композиции.
Слайд 3
Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи.
Золотистого цвета деревянные
изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные,
называют просто "хохлома".
Слайд 4
Хохлома - это название старинного торгового села бывшей
Нижегородской губернии - теперь Горьковской области, куда привозили на
продажу деревянную расписную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво?
Слайд 5
Из истории хохломской росписи
На реке Волге в Нижегородской
области в поселке Кавернино более двухсот лет назад, возник
промысел росписи по дереву «Золотая хохлома». Этот поселок является Родиной Хохломы. Недалеко от этого поселка делали посуду и в других лесных заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино.
А в селе Хохлома проходили ярмарки, на которых продавалась посуда с великолепной, яркой росписью. На ярмарку съезжались купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.
Слайд 6
Родина хохломы поселок Каверино
Слайд 7
В народе рассказывают о чудо -мастере, который
жил в нижегородских лесах. Там начал красить посуду. Его
узорные чашки и ложки были похожи на золотые.
Слайд 8
Сказка
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой-рекой
весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду
деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
Слайд 9
В XVII веке этот промысел стали называть именем
торгового села Хохлома, откуда по всей стране расходилась нарядная
золотистая посуда. Здесь и сейчас бережно хранятся и развиваются традиции росписи посуды из дерева. На протяжении веков хохломские изделия были дешёвой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.
Слайд 10
Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого
цвета росписи без драгоценного металла. С этой техникой были
знакомы ещё иконописцы Древней Руси. Хохломские изделия делают из липы. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.
Слайд 11
Сначала мастера вырезают посуду из липы. Их просушивают,
а потом натирают жидким слоем глины. Изделия становятся похожими
на глиняные. Потом три-четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи.
Слайд 12
Расписывают их масляными красками.
Хохломские узоры наносят кистью без
предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные
узоры, орнамент никогда не повторяется в точности, каждый вариант - новая импровизация.
Слайд 13
В хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета
с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый
и оранжевый.
Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а чёрная - обычная сажа
Слайд 14
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают
в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а
слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Слайд 16
Хохломская посуда не только красива, но и прочна,
по словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару,
ни стужи" Даже в крутом кипятке не сойдёт лак и не поблёкнут краски.