Слайд 2
По страничкам
истории...
Слово «алгоритм» происходит от имени великого
среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми.
Из математических работ Аль-Хорезми
до нас дошли только две – алгебраическая и арифметическая. Вторая книга долгое время считалась потерянной, но в 1857 в библиотеке Кембриджского университета был найден ее перевод на латинский язык. В ней описаны четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. Первые строки этой книги были переведены так: «Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику». Так имя Аль-Хорезми перешло в «Алгоритми», откуда и появилось слово «алгоритм».
Слайд 3
Определение:
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить
определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное
число шагов.
Слайд 4
Исполнитель алгоритма
- система, способная выполнить действия, предписываемые
алгоритмом.
Слайд 5
Характеристики исполнителя:
Сpеда — это «место обитания» исполнителя.
Система команд – некоторый строго заданный список команд.
После вызова
команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие.
Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.
Слайд 6
Свойства алгоритма:
Понятность
- исполнитель алгоритма должен знать, как
его выполнять.
Слайд 7
Свойства алгоритма:
Дискpетность
- алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения
задачи как последовательное выполнение пpостых шагов.
Слайд 8
Свойства алгоритма:
Опpеделенность
- каждое пpавило алгоpитма должно быть
четким и однозначным.
Слайд 9
Свойства алгоритма:
Pезультативность
- алгоpитм должен пpиводить к pешению
задачи за конечное число шагов.
Слайд 10
Свойства алгоритма:
Массовость
– алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в
общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого
класса задач, pазличающихся лишь исходными данными.
Слайд 11
Способы записи алгоритмов:
словесный (запись на естественном языке);
графический (изображения
из графических символов);
программный (тексты на языках программирования).
Слайд 12
Блок-схема
Типы блоков:
блок начала / конца
блок ввода / вывода
блок действия
блок условия
Слайд 14
Линейный алгоритм – это алгоритм, в
котором команды выполняются последовательно одна за другой.
Слайд 15
Запись линейного алгоритма в виде блок-схемы:
действие 1
действие n
…
начало
конец
Слайд 16
Алгоритмическая структура
«ветвление»
Слайд 18
Разветвляющийся алгоритм –
это алгоритм,
в
котором та
или иная
серия команд выполняется
в зависимости
от истинности условия.
Слайд 19
Ветвление
Полное
если
то
иначе
Неполное
если
то
Слайд 20
Запись полного ветвления в виде блок-схемы:
условие
серия команд 1
серия
команд 2
да
нет
Слайд 21
Запись неполного ветвления в виде блок-схемы:
условие
серия команд 1
да
нет
Слайд 22
Условия
в разветвляющихся
алгоритмах
Слайд 23
Условие – это высказывание, которое может быть либо
истинным, либо ложным.
Условия
Определение:
простые
сложные
Слайд 24
Простое условие
Включает в себя одно предложение; два числа,
две переменных или два арифметических выражения, которые сравниваются между
собой
Например: Идет дождь;
5>4;
x*y=3+8).
Слайд 25
Сложное условие
Последовательность простых условий, объединенных между собой знаками
логических операций
И (AND), ИЛИ (OR).
Например: (10>0) AND
(8>9);
(x=10) OR (x>=0).
Слайд 26
Построить блок-схему разветвляющегося алгоритма, используя сложное условие.
Принадлежит
ли точка x отрезку [a, b]?
Задание:
Слайд 27
Задания:
Лежит ли x вне отрезка [a, b];
Принадлежит ли
x отрезку [a, b] или отрезку [c, d];
Является ли
k трехзначным числом;
Какое из чисел a, b, c является меньшим;
Есть ли среди чисел a, b, c взаимно противоположные;
Равны ли треугольники со сторонами a1, b1, c1 и a2, b2, c2;
Является ли четырехугольник со сторонами a, b, c и d ромбом.
Слайд 28
(x < a) and (x > b);
((x>=a) and
(x=c) and (x 99) and (k
< 1000);
(c < a) and (b > a);
(a=-b) or (a=-c) or (b=-c);
(a1=a2) and (b1=b2) and (c1=c2);
(a=b) and (c=d) and (b=c).
Ответы:
Слайд 29
Алгоритмическая
структура «выбор»
Слайд 30
Выбор - это такая алгоритмическая структура, в которой
выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего
условия.
Определение:
Слайд 31
Полный выбор
при условие 1: действия 1
при
условие 2: действия 2
. . . . .
. . . . . . .
при условие N: действия N
иначе действия N+1
Слайд 32
Неполный выбор
при условие 1: действия 1
при условие 2:
действия 2
. . . . . . .
. . . . .
при условие N: действия N
Слайд 33
Запись полного выбора в виде блок-схемы:
да
серия команд 1
серия
команд n
да
…
нет
нет
серия команд n+1
Слайд 34
Запись неполного выбора в виде блок-схемы:
да
нет
серия команд 2
да
серия
команд 1
серия команд n
да
…
нет
нет
Слайд 35
Алгоритмическая
структура «цикл»
Слайд 36
Определение:
Цикл - это такая алгоритмическая структура, в которой
серия команд (тело цикла) выполняется многократно.
Слайд 37
Цикл с предусловием
пока истинно условие, предписывает выполнять тело
цикла.
Словесный способ записи:
пока условие
тело цикла
Слайд 38
Запись цикла с предусловием в виде блок-схемы:
условие
тело цикла
да
нет
Слайд 39
Цикл с постусловием
предписывает выполнять тело цикла до тех
пор, пока не выполнится условие выхода из цикла.
Словесный способ
записи
тело цикла
до условие
Слайд 40
Запись цикла с постусловием в виде блок-схемы:
условие
тело цикла
да
нет
Слайд 41
Цикл со счетчиком
предписывает выполнять тело цикла для всех
значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.
Словесный
способ записи
для i от i1 до i2
тело цикла
Слайд 42
Запись цикла со счетчиком
в виде блок-схемы: