Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Начальное программирование на С++. Графики. Технические приложения. Часть 1.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Слайды1. Общие понятия. Первая программа 32. Запись математических выражений 273. Условный оператор if ... else 414. Циклы. Конструкция циклов 605. Отладка программы 836. Массивы 90 7. Оператор switch 1018. Функция (подпрограмма) 1079. Файловый ввод/вывод 12510. Построение
Начальное программирование на С++. Графики. Технические приложения(презентация – практикум)  Иванов Виктор СОДЕРЖАНИЕ					      	  Слайды1. Общие понятия. Первая Этапы создания программыАлгоритмТекст программы на  каком-либо языке  программированияМашинный код#include a=10;s=a*a;cout Последовательность инструкций, которые должна выполнить вычислительная машина, называется алгоритмом.Графически алгоритм можно изобразить ТрансляторТранслятор (translator) - это программа переводчик. Она преобразует программу, написанную на языке Текст (код) программы состоит из переменных и операторов.Переменная - это буквенно-цифровое обозначение, Правила записи переменнойПЕРЕМЕННАЯТипИмяТекущее значениеunsigned int	abc			12134int			A			-31745float			b			0.56double		a_21			-8.75 Правила записи имени переменнойНЕЛЬЗЯ использоватьруские буквыскобки знаки арифметических действий, знаки препинания и Под заданную таким образом переменную будет выделена некоторая область оперативной памяти.Что означает Глобальные и локальные переменные	Переменные могут быть глобальные, действующие во всей программе, и Тип переменной и диапазон ее допустимых значений Для первоначального изучения языка программирования C++ удобно использовать небольшую по объему бесплатную Интерфейсное окно программы Dev-C++ версии 4.9.9.2 (заимствовано из http://www.studfiles.ru/preview/3740997/) 1. Создать новую папку на рабочем столе и дать ей имя.2. Запустить #include using namespace std;double a, y;int main(){setlocale (0, Директива #include используется для подключения библиотечных подпрограмм. Библиотечная подпрограмма отвечает за ввод/вывод Оператор cin >> a задает ввод данных в программу с клавиатуры. После Пространство именstd — пространство имён, определённое для всей стандартной библиотеки С++, а cin >> a >> b;cin >> a;Ввод данных с клавиатурыcout Вывод значения переменной «a»cout cout.precision(5);cout При записи результатов в виде x= 1.2e+003, число 1.2 называется мантиссой, 003 #include #include using namespace std; int R1=10; int R2=2000; int main() { cout Пример программы, выводящей на экран квадрат числа, введённого пользователем с клавиатуры и Библиотека Чтобы воспользоваться сложными математическими функциями, нужно подключить библиотеку, в которой содержатся Запись математических функций в C++ pow(x,2)-7*x+6 (fabs(x)-fabs(y))/(1+fabs(x*y))log((y-sqrt(fabs(x)))*(x-y/(z+pow(x,2)/4)))Примеры записи математических выражений int a, b;a ++;  		// a = a + 1; a Важно. В С++ деление целого числа на целое дает в результате #include #include using namespace std;int x=4578;int y;int main(){y=pow(x,2)-7*x+6;cout #include #include using namespace std;int main(){	int y(10);	int x(-4);	int z(3);	double c=fabs(x)+sqrt(y)+pow(z,2);	cout 8)7)6)5)4)3)2)1)Написать программы на C++ для вычисления значения y математических выражений 1…8 при 15)14)13)12)11)10)18)9)17)16)Написать программы на C++ для вычисления значения функций 9...18 при следующих исходных данных: x = π/4 Ответы: #include #include using namespace std;int main(){	setlocale (0, b; y=pow(a,2)+pow(b,3)+pow((pow(a,2)+pow(b,3)),2); cout"> Пример 6. Вычисление площади круга#include #include using namespace std;double S, R;double pi=3.1416;int Пример 7.Напишите программу для вычисления длины окружности: C = 2πRПример 8.Напишите программу Оператор if…else (если…иначе). При выполнении условия if выполняется последующий код программы, расположенный if (a > b) M = a;  else M = b;Блок M = a;  if (b > a) M = b;Блок-схема:Фрагмент программы:Неполная if (a>b) M=10;else {if (a==b)M=20;elseM=30;}Вложенный условный операторa = = b больше или равноменьше или равноравноне равноНЕИИЛИДвойной знак равенства является не оператором присваивания, Пример 9Написать программу с условным оператором if. Кредит, который может выдать банк #include using namespace std;int main(){  setlocale(0, int a=6;if (a==5) {c=5;y=a+c;}else {c=4;y=a-c;}Дополнить приведенный фрагмент обязательными инструкциями и написать полностью Пример 11.Написать программу, в которой с клавиатуры вводятся два числа: a, b. Взять за основу пример 11, но ввести в него не два, а Пример 13. Написать программу для нахождения случайного числа (в диапазоне 0…99), которое Дополнить программу примера 13 следующим условным оператором:int a, b;if (num >=50){a = 1;cout Пример 15. Дополнить программу примера 13 следующим условным оператором:double a, b;double х=3.1416/4;if Пример 16. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или параллельной цепи в зависимости #include #include using namespace std; double R1, R2, R11, R22; int num; cout > R2;cout > num; if (num==1) { 	R11=R1+R2; 	cout Пример 17. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или параллельной цепи аналогично предыдущему Пример 18. После абсолютно упругого соударении двух тел массой m1 и m2 Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий.Циклические алгоритмы в С++Различают два вида Пусть надо найти значения функции y=2*x-5 при нескольких значениях аргумента x=1, 2, Цикл forЗаголовок цикла, записывается в круглых скобках, точка с запятой после заголовка 2. На втором месте в заголовке указывается конечное значение переменной. В нашем #include #include using namespace std;int t, dt=10;int main() {setlocale (0, #include #include using namespace std;int L, dL=5;int main() {setlocale (0, int a = 5;int sum=0;for( i = 1; i Когда мы не знаем, сколько итераций должен произвести цикл, нам понадобится цикл Цикл while   В цикле while условие, определяющее будет ли цикл Цикл do…while  Если условие проверки располагается в конце цикла, то это Важно. В цикле while точка с запятой после условия цикла не ставится.В В чем отличие цикла while от do…while?    while #include using namespace std;int main(){int i; int sum = 0;  setlocale(0, Пример 21. Дописать программу, которая будет считать сумму чисел от 1 до Пример 23. Написать программу для расчета значений выражения при а = 5 Пример 24. Написать программу для расчета значений выраженияпри значении b = 1.5 Досрочное завершение цикла (оператор break) Как цикл while так и цикл for Досрочное завершение цикла (оператор break) В результате работы следующего примера на экран Пример 25 (оператор цикла for + оператор break). 	Мяч вертикально падает с #include #include using namespace std; int ik;double h=2.0;int main() {setlocale(0, Мяч вертикально падает на пол со скоростью V1=6 м/с. В момент каждого #include #include using namespace std;int main(){setlocale(0, Последовательность действий при отладке программы 1. Для демонстрации отладки выберем пример 25 4. Далее работаем с нижней панелью интерфейсного окна. Чтобы она появилась, щелкаем Рис. 1 Рис. 2Рис. 3Рис. 47. Далее в нижней панели нажимаем на кнопку Продолжить Рис. 5 Таким образом, с помощью режима отладки мы проконтролировали работу программы, выяснили, какие Литератураhttp://life-prog.ru/view_cat.php?cat=2. Язык программирования Си(C++). Обучающие уроки2. http://code-live.ru Уроки С++ с нуля.3. http://kpolyakov.spb.ru
Слайды презентации

Слайд 2 СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ					   	 Слайды1. Общие понятия. Первая программа		32. Запись математических

Слайды
1. Общие понятия. Первая программа 3
2. Запись математических выражений 27
3. Условный

оператор if ... else 41
4. Циклы. Конструкция циклов 60
5. Отладка программы 83
6. Массивы 90
7. Оператор switch 101
8. Функция (подпрограмма) 107
9. Файловый ввод/вывод 125
10. Построение графиков (C++ & Excel) 130
11. Задания для самостоятельной работы 147
12. Технические приложения 162
13. Литература 167

Слайд 4 Этапы создания программы
Алгоритм
Текст программы на каком-либо языке программирования
Машинный

Этапы создания программыАлгоритмТекст программы на каком-либо языке программированияМашинный код#include a=10;s=a*a;cout

код
#include
a=10;
s=a*a;
cout

библиотеку

Программа – это перечень действий (инструкций), которые должна выполнить вычислительная машина.


Слайд 5 Последовательность инструкций, которые должна выполнить вычислительная машина, называется

Последовательность инструкций, которые должна выполнить вычислительная машина, называется алгоритмом.Графически алгоритм можно

алгоритмом.
Графически алгоритм можно изобразить в виде блок схемы, состоящей

из условных обозначений.

Слайд 6 Транслятор
Транслятор (translator) - это программа переводчик. Она преобразует

ТрансляторТранслятор (translator) - это программа переводчик. Она преобразует программу, написанную на

программу, написанную на языке высокого уровня, в программу, состоящую

из машинных команд.

последовательно анализирует и исполняет каждую строку программы

Формирует машинный код, готовый к исполнению вычислительной машиной


Слайд 7 Текст (код) программы состоит из переменных и операторов.
Переменная

Текст (код) программы состоит из переменных и операторов.Переменная - это буквенно-цифровое

- это буквенно-цифровое обозначение, составленное по определенным правилам, которое

используется для написания кода программы, и которому отводится определенное количество оперативной памяти. В языке программирования С++ создание переменных называется также объявлением переменных.
Оператор — это инструкция, описание действия, которое необходимо выполнить над переменными. В состав операторов могут входить служебные слова, данные, выражения и другие операторы, например, арифметические операторы, условные операторы, операторы цикла, операторы ввода/вывода данных и др.


Слайд 8 Правила записи переменной
ПЕРЕМЕННАЯ
Тип
Имя
Текущее значение
unsigned int abc 12134
int A -31745
float b 0.56
double a_21 -8.75

Правила записи переменнойПЕРЕМЕННАЯТипИмяТекущее значениеunsigned int	abc			12134int			A			-31745float			b			0.56double		a_21			-8.75

Слайд 9 Правила записи имени переменной
НЕЛЬЗЯ использовать
руские буквы
скобки
знаки арифметических

Правила записи имени переменнойНЕЛЬЗЯ использоватьруские буквыскобки знаки арифметических действий, знаки препинания

действий, знаки препинания и др.
имя не может начинаться с

цифры
заглавные и строчные буквы различаются

МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z, a-z)
Цифры
знак подчеркивания _


Слайд 10 Под заданную таким образом переменную будет выделена некоторая

Под заданную таким образом переменную будет выделена некоторая область оперативной памяти.Что

область оперативной памяти.
Что означает объявить переменную? Это значит:
Задать тип.
Задать

имя.
Задать значение, которое можно присвоить переменной сразу или в процессе выполнения программы.

Объявление переменных


Слайд 11 Глобальные и локальные переменные
Переменные могут быть глобальные, действующие

Глобальные и локальные переменные	Переменные могут быть глобальные, действующие во всей программе,

во всей программе, и локальные, действующие в пределах определенного

блока программы. Глобальные переменные объявляются в начале программы, а локальные внутри блока программы.
Глобальные переменные могут менять свое значение в процессе выполнения программы. Если переменная не должна менять свое значение, то она задается, например,
следующим образом:

const int a=10;

Слайд 12 Тип переменной и диапазон ее допустимых значений

Тип переменной и диапазон ее допустимых значений

Слайд 13 Для первоначального изучения языка программирования C++ удобно использовать

Для первоначального изучения языка программирования C++ удобно использовать небольшую по объему

небольшую по объему бесплатную интегрированную среду Dev-C++ . В

настоящее время официально проект Dev-C++ не поддерживается и сайт проекта - http://www.bloodshed.net/ закрыт, но на сайте http://orwelldevcpp.blogspot.ru/ имеются обновления Dev-C++, разрабатываемые энтузиастами. Последняя версия, представленная на сайте - Version 5.11 - 27 April 2015. Интерфейсное окно другой популярной версии Dev-C++4.9.9.2 представлено на следующем слайде.
В продолжение проекта Dev-C++ сейчас разрабатывается также бесплатный русифицированный проект wxDev-C++, который включает все свойства Dev-C++ и дополнительно имеет возможность создания виджетов, официальный сайт этого проекта - http://wxdsgn.sourceforge.net/

Программное обеспечение для изучения С++


Слайд 14 Интерфейсное окно программы Dev-C++ версии 4.9.9.2
(заимствовано из

Интерфейсное окно программы Dev-C++ версии 4.9.9.2 (заимствовано из http://www.studfiles.ru/preview/3740997/)

http://www.studfiles.ru/preview/3740997/)


Слайд 15 1. Создать новую папку на рабочем столе и

1. Создать новую папку на рабочем столе и дать ей имя.2.

дать ей имя.
2. Запустить программу Dev-C++
3. Настроить интерфейс. Для

этого выбрать Сервис > Параметры редактора > Синтаксис > Цветовые схемы > Classic.
4. Выбрать пункты меню: Файл > Создать >
Исходный файл.
5. Набрать текст программы.
6. Нажать кнопку Скомпилировать (F9 или Ctrl+F9).
7. Задать имя файла и сохранить в созданную папку.
8. Нажать кнопку Выполнить (F10 или Ctrl+F10).

Порядок работы с программой Dev-С++


Слайд 16 #include
using namespace std;
double a, y;
int main()
{
setlocale (0,

#include using namespace std;double a, y;int main(){setlocale (0,

"");
cout

a;
y=a+a;
cout << "y= " << y << endl;
return 0;
}

Пример 1 (первая программа)

Результат работы программы


Слайд 17 Директива #include используется для подключения библиотечных подпрограмм.
Библиотечная

Директива #include используется для подключения библиотечных подпрограмм. Библиотечная подпрограмма отвечает за

подпрограмма отвечает за ввод/вывод данных.
Строка — using namespace std

указывает на то, что используется подпространство имен с названием «std».
double a, y – объявление вещественных переменных.
int main() {…} – главная программа. В круглых скобках указывается либо возвращаемое значение, либо ничего не указывается. Далее в фигурных скобках идет тело главной программы. Все, что находится внутри фигурных скобок, будет автоматически выполняться после запуска программы. Количество открывающих и закрывающих скобок должно быть одинаковым.
Оператор setlocale (0, "") позволяет распознавать русский текст в программе. Эквивалентная форма записи этого оператора setlocale (LC_ALL, "Russian").

Слайд 18 Оператор cin >> a задает ввод данных в

Оператор cin >> a задает ввод данных в программу с клавиатуры.

программу с клавиатуры. После оператора cin (Console INput) ставятся

двойные угловые кавычки, направленные от оператора cin (данные уходят от пользователя).
Оператор cout << "y= " << y << endl задает вывод данных из программы на экран монитора. После оператора cout (Console OUTput) ставятся две угловые кавычки, направленные к оператору cout (данные приходят к пользователю). Если надо вывести текст (но не значение переменной), то он заключается в верхние кавычки.
Оператор endl (end line) переводит курсор на следующую строку. Вместо endl можно применять "\n".
Команда return 0 (пишется со строчной буквы) сообщает о завершении главной программы
В конце каждого оператора (строки) ставится точка с запятой.

Слайд 19 Пространство имен
std — пространство имён, определённое для всей

Пространство именstd — пространство имён, определённое для всей стандартной библиотеки С++,

стандартной библиотеки С++, а «::» — это оператор разрешения

области видимости, который указывает, из какого пространства имён должен браться следующий за ним идентификатор.

Пространство имён — это группа идентификаторов, внутри которой все идентификаторы уникальны (не повторяются). Если отсутствует необходимость в использовании разных пространств имён в рамках одной программы, то можно однажды задать пространство и далее обращаться ко всем именам без его указания.
using namespace std;


Слайд 20 cin >> a >> b;
cin >> a;
Ввод данных

cin >> a >> b;cin >> a;Ввод данных с клавиатурыcout

с клавиатуры
cout

a;
cout << "Введите второе число: " << endl;
cin >> b;

Фрагмент программы

Ввод переменной a

Ввод переменных a, b


Слайд 21 Вывод значения переменной «a»
cout

Вывод значения переменной «a»cout

«a» и переход на новую строку
cout

endl;

Вывод текста

cout << "Привет!";

Вывод текста и значения переменной «с»

cout << "Ответ " << c;

Варианты вывода данных на монитор

Важно! Число пробелов между словом Ответ и последними кавычками будет равно числу пробелов между словом Ответ и значением переменной с на экране.


Слайд 22 cout.precision(5);
cout

cout.precision(5);cout

endl;
Значащих цифр – 5:
x = 1238.5
Значащих цифр – 2:
x=

1.2e+003
(или 1,2·103, или 1200)

Форматы вывода вещественных чисел

cout.precision(7);
cout << x << endl;

float x = 1238.4767;

Значащих цифр – 7:
x = 1238.477


Слайд 23 При записи результатов в виде x= 1.2e+003, число

При записи результатов в виде x= 1.2e+003, число 1.2 называется мантиссой,

1.2 называется мантиссой, 003 – показатель степени при основании

10. В данном примере при переходе к записи числа в обычной форме точка должна быть передвинута на три знака вправо, т. е. х = 1200. Если показатель степени отрицательный (например, -003), точка передвигается на три знака влево.
В некоторых вариантах компилятора для того, чтобы задержать результаты на экране, используется оператор _getch() (начинается с символа подчеркивания). При этом в начале программы должна быть подключена библиотека . В некоторых вариантах компилятора в этом операторе нет необходимости. Достаточно поставить галочку около опции: Сервис > Параметры среды > Общие > Pause console programs after return

Слайд 24 #include
#include
using namespace std;
int R1=10;

#include #include using namespace std; int R1=10; int R2=2000; int main() { cout


int R2=2000;
int main()
{
cout

R1 << setw(10) << R2 << endl;
return 0;
}

Если необходимо зарезервировать под выводимое число определенное количество позиций, то можно применить библиотеку #include и оператор setw(n), где n – кол-во зарезервированных под число позиций, например,

Вывод с заданной шириной поля


Слайд 26 Пример программы, выводящей на экран квадрат числа, введённого

пользователем с клавиатуры и звукового сигнала:
#include
using namespace std;
double

s;
int main()
{setlocale (0, "");
cout << "Введите число: ";
cin >> s;
cout << "Квадрат числа: ";
cout << s*s << endl;
cout << "\a"; // Это вывод звукового сигнала
return 0;
}

Пример 2.


Слайд 28 Библиотека
Чтобы воспользоваться сложными математическими функциями, нужно подключить

Библиотека Чтобы воспользоваться сложными математическими функциями, нужно подключить библиотеку, в которой

библиотеку, в которой содержатся эти функции, а именно:
#include

(или )

Слайд 29 Запись математических функций в C++

Запись математических функций в C++

Слайд 30 pow(x,2)-7*x+6

(fabs(x)-fabs(y))/(1+fabs(x*y))
log((y-sqrt(fabs(x)))*(x-y/(z+pow(x,2)/4)))
Примеры записи математических выражений

pow(x,2)-7*x+6 (fabs(x)-fabs(y))/(1+fabs(x*y))log((y-sqrt(fabs(x)))*(x-y/(z+pow(x,2)/4)))Примеры записи математических выражений

Слайд 31 int a, b;
a ++; // a =

int a, b;a ++; 		// a = a + 1; a

a + 1;
a --; // a =

a – 1;
a += b; // a = a + b;
a -= b; // a = a - b;
a *= b; // a = a * b;
a /= b; // a = a / b;
a %= b; // a = a % b;

Допустимая сокращенная запись простых математических операций


Слайд 32 Важно. В С++ деление целого числа на

Важно. В С++ деление целого числа на целое дает в

целое дает в результате целое число, т.е. 1/2 =

0. Чтобы при делении получить 0.5 необходимо, чтобы хотя одно из чисел было вещественным числом, т.е. необходимо записать либо 1.0/4, либо 1/4.0

Операция % означает остаток от целочисленного деления. Например, 10 % 3 = 1

В C++ доступны две константы: число «пи» и число «е» (основание натурального логарифма). Их можно получить с помощью констант M_PI и M_E, например,
double a, b;
a = M_PI;
b = M_E;
cout<

Слайд 33 #include
#include
using namespace std;
int x=4578;
int y;
int main()
{
y=pow(x,2)-7*x+6;
cout

#include #include using namespace std;int x=4578;int y;int main(){y=pow(x,2)-7*x+6;cout

(расчет по формуле)

Слайд 34 #include
#include
using namespace std;
int main()
{
int y(10);
int x(-4);
int

#include #include using namespace std;int main(){	int y(10);	int x(-4);	int z(3);	double c=fabs(x)+sqrt(y)+pow(z,2);	cout

z(3);
double c=fabs(x)+sqrt(y)+pow(z,2);
cout

0;
}

Важно: присвоение значения переменной, например,
int y=10; можно записать, как int y(10);

Пример 4 (расчет по формуле)


Слайд 35 8)
7)
6)
5)
4)
3)
2)
1)
Написать программы на C++ для вычисления значения y

8)7)6)5)4)3)2)1)Написать программы на C++ для вычисления значения y математических выражений 1…8

математических выражений 1…8 при следующих исходных данных: а =

10, b = 20

Слайд 36 15)
14)
13)
12)
11)
10)
18)
9)
17)
16)
Написать программы на C++ для вычисления значения функций

15)14)13)12)11)10)18)9)17)16)Написать программы на C++ для вычисления значения функций 9...18 при следующих исходных данных: x = π/4

9...18 при следующих исходных данных: x = π/4


Слайд 37 Ответы:

Ответы:

Слайд 38 #include
#include
using namespace std;
int main()
{
setlocale (0, "");
double

a, b, y;
cout a;
cout

"Введите второе число:";
cin >> b;
y=pow(a,2)+pow(b,3)+pow((pow(a,2)+pow(b,3)),2);
cout << "y=" << y << endl;
return 0;
}

Пример 5. Расчет по формуле с вводом исходных данных с помощью клавиатуры.


Слайд 39 Пример 6. Вычисление площади круга
#include
#include
using namespace

std;
double S, R;
double pi=3.1416;
int main()
{
setlocale(0, "");

cout << "Введите радиус окружности в метрах: ";
cin >> R;
S=pi*pow(R,2);
cout << "S=" << S << " кв.м" << endl;
return 0;
}

Слайд 40 Пример 7.
Напишите программу для вычисления длины окружности:
C

Пример 7.Напишите программу для вычисления длины окружности: C = 2πRПример 8.Напишите

= 2πR

Пример 8.
Напишите программу для вычисления объема прямого цилиндра:
V

= Sh,
где S – площадь основания,
h – высота.
Радиус основания цилиндра и высота должны вводиться с клавиатуры.


Слайд 42 Оператор if…else (если…иначе).

При выполнении условия if выполняется

Оператор if…else (если…иначе). При выполнении условия if выполняется последующий код программы,

последующий код программы, расположенный после условия. Если условие не

выполняется, происходит переход к дальнейшему выполнению программы или переход к коду программы, расположенному после оператора else.
Программный код после операторов if и else заключается в фигурные скобки.
Условие if всегда записывается в круглых скобках, точка с запятой после условия не ставится. Если при выполнении условия требуется выполнить только одну команду, то фигурные скобки ставить не обязательно.

Слайд 43 if (a > b)
M = a;

if (a > b) M = a; else M = b;Блок


else
M = b;
Блок – схема:
Фрагмент программы:
Полная форма ветвления,
используются

операторы
if … else

Полная форма условного оператора


Слайд 44 M = a;
if (b > a)

M = a; if (b > a) M = b;Блок-схема:Фрагмент программы:Неполная


M = b;
Блок-схема:
Фрагмент программы:
Неполная форма ветвления,
используется только if

Неполная форма

условного оператора

Слайд 45 if (a>b)
M=10;
else {
if (a==b)
M=20;
else
M=30;
}
Вложенный условный оператор
a =

if (a>b) M=10;else {if (a==b)M=20;elseM=30;}Вложенный условный операторa = = b

Слайд 46 больше или равно
меньше или равно
равно
не равно
НЕ
И
ИЛИ
Двойной знак равенства

больше или равноменьше или равноравноне равноНЕИИЛИДвойной знак равенства является не оператором

является не оператором присваивания, а оператором сравнения. Например, if

(a==5) означает, что мы не присваиваем переменной «а» значение 5, а сравниваем текущее значение «а» со значением 5. И в случае равенства условие выполняется.

больше, меньше

Знаки отношений в условном операторе if

>=

>

<=

! =

!

| |

==

<

&&


Слайд 47 Пример 9
Написать программу с условным оператором if.

Кредит,

Пример 9Написать программу с условным оператором if. Кредит, который может выдать

который может выдать банк физическому лицу, зависит от суммы

зарплаты.
Если сумма зарплаты Sz<=20000 руб, то кредит недоступен.
Если сумма зарплаты 20000 < Sz <= 40000 руб, то банк может выдать кредит Kr=0.7*Sz.
Если сумма зарплаты Sz>40000 руб, то банк может выдать кредит Kr=1.2*Sz.

Сумму зарплаты вводить с клавиатуры.
Вывести на монитор доступную сумму кредита.

Слайд 48 #include
using namespace std;
int main()
{
setlocale(0, "");


int Sz,Kr; // Sz – сумма зарплаты, Kr

– сумма кредита
cout << "Введите сумму зарплаты: ";
cin >> Sz;
if (Sz<=20000)
cout << "Кредит недоступен" << endl;
if (Sz>20000 && Sz<=40000)
{
Kr=0.7*Sz;
cout << "Доступен кредит: "<< Kr << "руб" << endl;
}
if (Sz>40000)
{
Kr=1.2*Sz;
cout << "Доступен кредит: "<< Kr << "руб" << endl;
}
return 0;
}

Пример 9


Слайд 49 int a=6;
if (a==5) {
c=5;
y=a+c;
}
else {
c=4;
y=a-c;
}
Дополнить приведенный фрагмент обязательными

int a=6;if (a==5) {c=5;y=a+c;}else {c=4;y=a-c;}Дополнить приведенный фрагмент обязательными инструкциями и написать

инструкциями и написать полностью программу. В конце программы вывести

на монитор переменную y.

Пример 10. Фрагмент программы с условным оператором


Слайд 50 Пример 11.
Написать программу, в которой с клавиатуры вводятся

Пример 11.Написать программу, в которой с клавиатуры вводятся два числа: a,

два числа: a, b. Если выполняется условие a >

b, то вычислить

Если условие не выполняется, то вычислить

Вывести на монитор значение M.

M = a + b

M = a - b


Слайд 51 Взять за основу пример 11, но ввести в

Взять за основу пример 11, но ввести в него не два,

него не два, а три условия: если a >

b то переменной M присвоить значение

если a = b то присвоить

если a < b то присвоить

Вывести на монитор значение M.

M = 10;

M = 20;

M = 30;

Пример 12.


Слайд 52 Пример 13. Написать программу для нахождения случайного числа

Пример 13. Написать программу для нахождения случайного числа (в диапазоне 0…99),

(в диапазоне 0…99), которое присваивается переменной num.
#include
#include
#include


using namespace std;
int main() {
setlocale(LC_ALL, "Russian");
int num = rand() % 100; /*остаток от деления случайного числа на 100 */
cout << "Случайное число num=" << num << endl;
return 0;
}

Слайд 53 Дополнить программу примера 13 следующим
условным оператором:

int a,

Дополнить программу примера 13 следующим условным оператором:int a, b;if (num >=50){a = 1;cout

b;
if (num >=50)
{
a = 1;
cout

a << endl;
}
else
{
b = 2;
cout << "b= " << b << endl;
}

Пример 14


Слайд 54 Пример 15. Дополнить программу примера 13 следующим условным

Пример 15. Дополнить программу примера 13 следующим условным оператором:double a, b;double

оператором:
double a, b;
double х=3.1416/4;
if (num >=50)
{
a

= ;

cout << "a = " << a << endl;
}
else
{
b =
cout << "b = " << b << endl;
}

(1+tgx+cosx+sinx)2+5sinx;


Слайд 55 Пример 16. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или

Пример 16. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или параллельной цепи в

параллельной цепи в зависимости от варианта. Значения сопротивлений должны

вводиться с клавиатуры. Варианты 1 или 2 также должны вводиться с клавиатуры.

Вар.1

Вар.2

R1

R2

R1

R2


Слайд 56 #include
#include
using namespace std;
double

R1, R2, R11, R22;
int num;
int main()
{


setlocale(0, "");
cout << "Введите R1: ";
cin >> R1;

Пример 16 (начало)


Слайд 57 cout > R2;
cout

cout > R2;cout > num; if (num==1) { 	R11=R1+R2; 	cout

параллельная цепь: ";
cin >> num;
if (num==1)
{
R11=R1+R2;
cout << "R11=" << R11 << endl;
} else {
R22=R1*R2/(R1+R2);
cout << "R22=" << R22 << endl;
}
return 0;
}

Пример 16 (окончание)


Слайд 58 Пример 17. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или

Пример 17. Написать программу вычисления сопротивления последовательной или параллельной цепи аналогично

параллельной цепи аналогично предыдущему примеру, но последовательная и параллельная

электрическая цепи должны состоять уже из трех резисторов. Значения сопротивлений R1, R2, R3 должны вводиться с клавиатуры. Варианты 1 или 2 также должны вводиться с клавиатуры.
В программе использовать следующие формулы
Вар 1 (последовательная цепь):

Вар.2 (параллельная цепь):

где:


Слайд 59 Пример 18. После абсолютно упругого соударении двух тел

Пример 18. После абсолютно упругого соударении двух тел массой m1 и

массой m1 и m2 они будут двигаться со скоростями


После абсолютно неупругого соударении двух тел массой m1 и m2 они будут двигаться с общей скоростью

Написать программу расчета скоростей при абсолютно упругом и абсолютно неупругом соударении тел. Массы и начальные скорости двух тел вводить с клавиатуры.


Слайд 61 Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий.
Циклические алгоритмы

Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий.Циклические алгоритмы в С++Различают два

в С++
Различают два вида циклов:
цикл с известным числом шагов

(например, выполнить действие 10 раз) – цикл for
цикл с неизвестным числом шагов (делать, пока не выполнится условие останова цикла) – цикл while

Слайд 62 Пусть надо найти значения функции y=2*x-5 при нескольких

Пусть надо найти значения функции y=2*x-5 при нескольких значениях аргумента x=1,

значениях аргумента x=1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,

8, 9, 10.
Тогда фрагмент кода программы будет иметь вид:
x=1;
y=2*x-5;
cout << y << endl;
x=2;
y=2*x-5;
cout << y << endl;
и т.д. всего 30 строк.
Такая запись крайне нерациональна!
В этих случаях используют оператор цикла.

Пример алгоритма, требующего многократных повторений.


Слайд 63 Цикл for
Заголовок цикла, записывается в круглых скобках, точка

Цикл forЗаголовок цикла, записывается в круглых скобках, точка с запятой после

с запятой после заголовка не ставится!
Внутри заголовка:
1. На

первом месте располагается начальное значение изменяемого параметра цикла. В нашем примере изменяемым параметром является переменная i, она же служит счетчиком цикла. Начальное значение равно 1. Каждое новое значение переменной соответствует одному проходу цикла. Один проход цикла называется итерацией. После задания начального значения ставится точка с запятой.

for (int i = 1; i <= 10; i++) - заголовок цикла
{
x=i;
y=2*x-5;
cout << y << endl;
}

тело цикла


Слайд 64 2. На втором месте в заголовке указывается конечное

2. На втором месте в заголовке указывается конечное значение переменной. В

значение переменной. В нашем примере конечное значение переменной i

равно 10. Снова ставим точку с запятой.

3. И, наконец, на третьем месте, указывается шаг изменения переменной или шаг цикла. Шаг цикла — это значение, на которое будет увеличиваться или уменьшаться переменная при каждом проходе (i++ означает увеличение на единицу).

За заголовком цикла идет тело цикла, которое записывается в фигурных скобках.

Слайд 65 #include
#include
using namespace std;
int t, dt=10;
int main()

#include #include using namespace std;int t, dt=10;int main() {setlocale (0,

{
setlocale (0, "");
for (t=0; t

сек: " << t << endl;
return 0;
}

В качестве изменяемого параметра цикла может выступать любая физическая величина.

Пример цикла for с параметром «время».


Слайд 66 #include
#include
using namespace std;
int L, dL=5;
int main()

#include #include using namespace std;int L, dL=5;int main() {setlocale (0,

{
setlocale (0, "");
for (L=0; L

км: " << L << endl;
return 0;
}

Пример цикла for с параметром «расстояние»


Слайд 67 int a = 5;
int sum=0;
for( i = 1;

int a = 5;int sum=0;for( i = 1; i

i

2;
sum=sum+a;
}
cout << a << endl;
cout << sum << endl;

i=1, a=7, sum=7
i=2, a=9, sum=16
i=3, a=11, sum=27
i=4, a=13, sum=40

Дописать программу и убедиться, что в результате выполнения цикла а=13, sum=40

Пример 19. Определить значения переменных а, sum после выполнения цикла.


Слайд 68 Когда мы не знаем, сколько итераций должен произвести

Когда мы не знаем, сколько итераций должен произвести цикл, нам понадобится

цикл, нам понадобится цикл while или do...while. Синтаксис циклов

while и do…while в C++ выглядит следующим образом:
while: do…while:
while (условие) do
{ {
Тело цикла; Тело цикла;
} }
while (условие);

Циклы будут выполняться до тех пор, пока выполняется условие, указанное в круглых скобках.

Циклы while и do…while


Слайд 69 Цикл while
В цикле while условие,

Цикл while  В цикле while условие, определяющее будет ли цикл

определяющее будет ли цикл повторяться, проверяется перед первым шагом

цикла. Такой цикл называется циклом с предпроверкой условия.

#include
using namespace std;
int main()
{
int i=0;
while (i<3)
{
i++;
cout << i << " ";
}
return 0;
}


Слайд 70 Цикл do…while
Если условие проверки располагается в

Цикл do…while Если условие проверки располагается в конце цикла, то это

конце цикла, то это будет цикл с постпроверкой условия.

Для его записи используется конструкция из операторов do…while.

#include
using namespace std;
int main()
{
int i=0;
do
{
i++;
cout << i << endl;
}
while (i<3);
return 0;
}


Слайд 71 Важно.
В цикле while точка с запятой после

Важно. В цикле while точка с запятой после условия цикла не

условия цикла не ставится.
В цикле do…while после условия цикла

надо поставить точку с запятой.


Обратить внимание. Оператор вывода в циклах
while и do…while можно задавать различным образом. При этом выводимые данные будут располагаться или в строчку, или в столбик.



Слайд 72 В чем отличие цикла while от do…while?

В чем отличие цикла while от do…while?  while			 do…whileint i

while do…while
int i = 1; int

i = 1;
while (i < 0) { do {
cout << i << " "; cout << i << " ";
i++; i++;
} }
while (i < 0);

Цикл while не выполнится ни разу, а цикл do…while выполнится 1 раз, и на экран будет выведено «1».


Слайд 73 #include
using namespace std;
int main()
{
int i;
int sum

#include using namespace std;int main(){int i; int sum = 0;

= 0;
setlocale(0, "");
for (i

= 1; i <= 10; i++)
{
sum = sum + i;
}
cout << "Сумма чисел от 1 до 10 = " << sum << endl;
return 0;
}

Пример 20. Напишем с помощью цикла for программу, которая будет считать сумму чисел от 1 до 10.


Слайд 74 Пример 21.
Дописать программу, которая будет считать сумму

Пример 21. Дописать программу, которая будет считать сумму чисел от 1

чисел от 1 до 10 с помощью цикла while.

int

i=0;
int sum = 0;
while (i<10)
{
i++;
sum = sum + i;
}

Пример 22.
Написать программу, которая будет считать сумму чисел от 1 до 10 с помощью цикла do…while.


Слайд 75 Пример 23. Написать программу
для расчета значений выражения

Пример 23. Написать программу для расчета значений выражения при а =


при а = 5 и b = 0.5, 1.0,

1.5, 2.0, 2.5, 3.0

#include
#include
#include
using namespace std;
int a=5;
double b, y;
int main()
{
setlocale(0, "");
int i;
for (i = 1; i <=6; i++)
{
b=0.5*i;
y=pow(a,2)+pow(b,3)+a*b+a/sqrt(b);
cout << "b=" <

Слайд 76 Пример 24. Написать программу для расчета значений выражения



при

Пример 24. Написать программу для расчета значений выраженияпри значении b =

значении b = 1.5 и при значениях
a = 3,

6, 9, 12, 15, 18

Слайд 77 Досрочное завершение цикла (оператор break)
Как цикл while

Досрочное завершение цикла (оператор break) Как цикл while так и цикл

так и цикл for можно завершить досрочно, если внутри

тела цикла использовать оператор break.
При этом произойдёт моментальный выход из цикла, не будет закончен даже текущий шаг (т. е. если после break присутствовали какие-то ещё операторы, то они не выполнятся).

Слайд 78 Досрочное завершение цикла (оператор break)
В результате работы

Досрочное завершение цикла (оператор break) В результате работы следующего примера на

следующего примера на экран будут выведены только числа «1

2 3 4», хотя конечное значение счетчика цикла равно 10.
for (int i=1; i<=10; i++)
{
if(i == 5) {
break;
}
cout << i << " ";
}

Слайд 79 Пример 25 (оператор цикла for + оператор break).

Пример 25 (оператор цикла for + оператор break). 	Мяч вертикально падает


Мяч вертикально падает с высоты 2м. Высота каждого подскока

составляет 0,6 от предыдущей высоты. Сколько подскоков должен сделать мяч, чтобы очередная высота подскока не превышала 0,3 м.
В программе используется оператор цикла и оператор break.

Слайд 80 #include
#include
using namespace std;
int ik;
double

#include #include using namespace std; int ik;double h=2.0;int main() {setlocale(0,

h=2.0;
int main()
{
setlocale(0, "");
for (int i = 1; i

<=10; i++)
{
h=h*0.6;
if (h<=0.3)
{
ik=i;
break;
}
}
cout << "Номер подскока: " << ik << endl;
cout << "Высота подъема: " << h << endl;
return 0;
}

Пример 25


Слайд 81 Мяч вертикально падает на пол со скоростью V1=6

Мяч вертикально падает на пол со скоростью V1=6 м/с. В момент

м/с. В момент каждого отскока мяч теряет в скорости

30%, т.е. скорость отскока равна V2=0.7*V1. После отскока мяч подпрыгивает на высоту
При втором и каждом последующем падении мяча скорость падения равна скорости предыдущего отскока.
Написать программу и вывести на монитор высоту подъема после каждого отскока. Число отскоков задать равным 6. Ускорение свободного падения

Пример 26


Слайд 82 #include
#include
using namespace std;
int main()
{
setlocale(0, "");
int i=0;

#include #include using namespace std;int main(){setlocale(0,


double V1=6, V2, h, g=9.81;
for (i=1; i

отскока: "<< i <<" Высота подъема: "<}
return 0;
}

Пример 26


Слайд 84 Последовательность действий при отладке программы
1. Для демонстрации

Последовательность действий при отладке программы 1. Для демонстрации отладки выберем пример

отладки выберем пример 25 и версию программы Dev-C++ 4.9.9.2.
Создадим,

откомпилируем и выполним программу. Программа выдает результат, но, предположим, у нас есть сомнения в правильности результата.
2. Запускаем отладку (кнопка Отладка или клавиша F8). При первом запуске отладки программа выдаст запрос, хотим ли мы разрешить отладку и перестроить проект. Отвечаем Да (Yes).
3. Задаем точки прерывания программы. Для этого щелкаем мышью в столбце слева от операторов и строчка подсвечивается красным цветом. Программа будет выполняться до строки, предшествующей строке прерывания.

Слайд 85 4. Далее работаем с нижней панелью интерфейсного окна.

4. Далее работаем с нижней панелью интерфейсного окна. Чтобы она появилась,

Чтобы она появилась, щелкаем в нижней части окна по

вкладке Отладка.
5. Щелкаем в нижней панели по опции Выполнить до курсора. Строчка программы (номер 12), соответствующая первой точке прерывания, становится синей, как показано на рис. 1.
6. Щелкаем в нижней панели программы по кнопке Добавить в наблюдаемые, появляется дополнительное окошко, в котором задаем интересующую нас переменную i. Затем повторяем процедуру и последовательно задаем переменные h и ik. Эти переменные и их значения появляются в левой области интерфейсного окна (рис. 1).

Слайд 86 Рис. 1

Рис. 1

Слайд 87 Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
7. Далее в нижней панели

Рис. 2Рис. 3Рис. 47. Далее в нижней панели нажимаем на кнопку

нажимаем на кнопку Продолжить выполнение и переменные i, h,

ik принимают новые значения, как показано на рис. 2, рис. 3, рис. 4.
8. Когда значение i станет равным четырем, выполнится условный оператор, нижняя строчка (номер 15), соответствующая второй точке прерывания, станет синей, также выполнится оператор break и программа закончит работу (рис. 5).

Слайд 88 Рис. 5

Рис. 5

Слайд 89 Таким образом, с помощью режима отладки мы проконтролировали

Таким образом, с помощью режима отладки мы проконтролировали работу программы, выяснили,

работу программы, выяснили, какие значения принимают переменные i, h,

ik, убедились, что программа работает правильно. Чтобы остановить режим отладки, надо нажать кнопку Остановить выполнение в нижней панели.
С помощью кнопки Следующий шаг, можно проследить пошаговое выполнение программы.
С помощью кнопки Удалить объект наблюдения, можно удалять наблюдаемые переменные из левой области интерфейсного окна.

  • Имя файла: nachalnoe-programmirovanie-na-s-grafiki-tehnicheskie-prilozheniya-chast-1.pptx
  • Количество просмотров: 230
  • Количество скачиваний: 0