Слайд 2
Цели и задачи урока:
познакомиться с понятиями оператор
ввода, вывода, присваивания, переменная, типы данных;
научиться записывать операторы на
языке Pascal, составлять простейшие программы на простой диалог и вычисления.
Слайд 3
Подсчитать сумму двух чисел.
Если числа небольшие, то
можно устно или на калькуляторе, а если числа очень
большие, то требуется подумать. Но ЭВМ «думает» намного быстрее и безошибочно. Программа может применяться для любых чисел.
Возьмем две независимые переменные
a, b – исходные данные
с – результат
Например: 10+8=18 (целые)
-3+1000=997
9,3+8,1=17,4 (действительные числа)
Чтобы правильно работала программа, нужно выбрать тип переменных.
Слайд 4
Типы переменных (числовых)
Основные типы данных:
Целый integer
- 32768 … 32767
Длинный целый longint -2147483648 … 2147483647
Вещественный real 2,9*10-39 … 1,7*1038
Слайд 5
Дополнительные типы данных:
Форматы целого типа:
Слайд 6
Дополнительные типы данных:
Форматы вещественного типа:
Слайд 7
Описание переменных происходит в разделе описания переменных:
var переменная:
тип;
Например: var x: integer;
var a, b, c: real;
var a,
b: integer;
После определения типов переменных компилятор для каждой переменной отводит определенную ячейку памяти, где будут храниться некоторые данные. Например:
Слайд 8
Оператор присваивания
Имя переменной := выражение;
Например, c:=a+b
Сначала вычисляется выражение,
затем полученной выражение присваивается переменной.
Чтобы компьютер знал над какими
числами производить вычисления, необходимо ввести с клавиатуры значения переменных.
Слайд 9
Оператор ввода
read ( ) – оператор ввода значений
переменных (читать)
readln ( ) –оператор ввода значений переменных с
переводом курсора на следующую строку (читать строку)
Например, read (a) или read (a, b)
read (a, b) – программа будет ждать, пока не введете значение переменных a и b через пробел
readln (a, b) – считывает значение a и b, затем переведет курсор на следующую строку.
Слайд 10
Оператор вывода
write ( ) - оператор вывода значений
переменных или фразы (писать)
writeln ( ) – оператор вывода
значений переменных или фразы с переводом курсора на следующую строку (писать в строку)
Например, write (c) – выведет на экран значение переменной с
или writeln (c) - выведет на экран значение переменной и перейдет на следующую строку
write (a, b, c) – выведет значения переменных в строку без знаков препинания через позицию табуляции
write (‘мама’) – выведет слово, заключенное в апострофах
write (‘сумма равна ’, c) – выведет, например, сумма равна 13
writeln (a, b, c) – выведет значения переменных в строку без знаков препинания через позицию табуляции и переведет курсор на следующую строку.
Слайд 11
Запишем теперь полностью программу на Pascal.
Program summa;
var a,
b, c: integer;
begin
writeln (‘введите слагаемые’);
readln (a, b);
c:=a+b;
writeln (‘сумма равна’,
c);
end.
Слайд 13
Исправьте программу следующим образом, запустите и найдите отличия:
Program summa;
var a, b, c: integer;
begin
write ('a= '); readln
(a);
write ('b= '); readln (b);
c:=a+b;
writeln (‘a+b= ’,c);
end.
Слайд 15
Исправьте в программе для переменных тип данных на
вещественный, запустите и введите дробные значения:
Число 1.6500000000Е+01 - это
стандартная запись числа 16,5, которую можно записать в виде 1,65*101
Слайд 16
Исправьте программу:
Запись c:6:2 означает, что значение переменной с
будет выведено в шесть позиций, из них в две
после запятой.
Слайд 17
Добавьте к программе операторы, позволяющие производить основные математические
операции (вычитание, умножение, деление).
Слайд 18
Практическая работа
Задание 1. Определите количество строк, которое будет
выведено на экран, в результате выполнения следующего фрагмента программы:
Writeln('Здесь
первая строка!');
Write('А вот это, видимо - вторая');
Write('Третья строка - самая лучшая');
Задание 2. Определите, к каким типам данных относятся следующие числа: 23; 79; -128; -129; 1.99; -65899
Задание 3. Составьте программу, вычисляющую периметр P и площадь S прямоугольника, если известны две его стороны a, b. Вывод на экран оформить следующим образом:
введите две стороны прямоугольника в см:
13.5
47.25
периметр прямоугольника равен 121.5 см
площадь прямоугольника равна 637.875 кв. см.
Слайд 19
Задание 6. Составить программу вычисления стоимости покупки, состоящей
из нескольких тетрадей и карандашей. Ниже представлен рекомендуемый вид
экрана во время работы программы:
Введите исходные данные:
Цена тетради (руб.): 2.75
Количество тетрадей: 5
Цена карандаша: 0.85
Количество карандашей: 2
Стоимость покупки: 15.45 руб.
Задание 7. Составить программу вычисления стоимости поездки на автомобиле на дачу (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние до дачи (в км); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы:
Вычисление стоимости поездки на дачу.
Расстояние до дачи (км): 67
Расход бензина (литров на 100 км пробега): 8.5
Цена литра бензина (руб.): 20.5
Поездка на дачу и обратно обойдётся в 233.495 руб.
Слайд 20
Вопросы для повторения
Какие форматы целого типа данных существуют
в Pascal?
Какие форматы вещественного типа данных существуют в Pascal?
В
каком разделе описываются переменные?
Какие операторы ввода данных существуют в Pascal? Чем они отличаются?
Какие операторы вывода данных существуют в Pascal? Чем они отличаются?
Для чего необходим оператор присваивания?
7. Что означает запись c:6:2 для переменной вещественного типа?