Слайд 2
Составные типы
К составным типам данных можно отнести:
перечисление;
структуру;
смесь.
Общим для этих типов является то, что
они встраиваются в программу пользователя только на этапе компиляции.
При этом компилятору известны (определены) только правила их создания (описания).
Сами же эти типы создаются пользователем, согласно этим правилам, по его усмотрению, с учетом конкретных требований, решаемых задач. Таким образом, составные типы можно рассматривать как механизм расширения стандартных типов данных.
Слайд 3
Перечислимый тип
Перечислимый тип определяет упорядоченное множество значений путём
перечисления идентификаторов, взятых в скобки и отделяемых друг от
друга запятой.
Этот тип можно рассматривать как способ задания мнемонических констант, а так же получения дополнительной возможности контроля изменения значения вводимой переменной.
Его определение имеет две формы:
enum{список идентификаторов };
и
enum enum_ind {список идентификаторов }; ,
где enum - зарезервированное слово, используемое для объявления перечислимого типа; enum_ind - идентификатор, определяемого пользователем «перечислимого» типа; « список идентификаторов» - список идентификаторов, разделённых символом запятая.
Слайд 4
Перечислимый тип
Первая форма определения используется сугубо для задания
мнемонических констант и может использоваться только один раз в
пределах видимости (блок, файл). Целью, в данном случае, служит возможность использования идентификаторов вместо числовых значений.
Вторая форма определения используется для задания идентификатора нового типа, применяемого при описании переменных. Описание переменных перечислимого типа выполняется двумя способами: обычным, где сначала определяется тип - перечисление, а затем описывается переменная (см. ‘ оператор объявления ’); одновременно с описанием перечислимого типа объявляется переменная, по следующей форме -
enum enum_ind {список идентификаторов } идентификатор_переменной; .
Слайд 5
Перечислимый тип
Значения идентификаторов из списка идентификаторов могут задаваться
либо по умолчанию, либо путём явной инициализации: по умолчанию
- первому идентификатору присваивается значение ноль, а каждому последующему на единицу больше;
путём явной инициализации может быть определены значения любых идентификаторов, а каждые последующие, относительно заданных, будут на единицу больше.
Например:
enum{a,b,c,d}; //a=0,b=1,c=2,d=3
enum{a,b=7,c=67,d}; //a=0,b=7,c=67,d=68
Следует обратить внимание, что способ явной инициализации допускает одинаковые значения мнемонических констант.
Слайд 7
Структура
Структура - упорядоченная совокупность произвольных типов данных, объединённых
в одной области памяти. Тип структуры вводится описанием следующего
вида
struct[ имя_struct]{тип 1 имя_поля 1;
тип 2 имя_поля 2;
………
тип n имя_поля n;};
где имя_struct - имя структуры шаблона, удовлетворяющего правилам задания идентификаторов языка C++; тип 1, тип 2, ..., тип n - любые предопределённые типы ;
имя_поля 1, ... , имя_поля n - идентификаторы полей, удовлетворяющие правилам задания идентификаторов.
Например:
struct tovar {char name[10];
char nazn[15];
int time;
int price;};
Слайд 8
Структура
Описание структуры представляет собой задание нового типа
struct имя_struct и не приводит к выделению памяти, а
лишь даёт информацию компилятору о типах и количестве полей. Эта информация используется компилятором при описании структурных переменных для резервирования необходимого места в памяти и организации доступа к необходимым полям структурной переменной.
Описание структурной переменной состоит из задания типа и имени структурной переменной, и имеет вид
struct[ имя_struct] имя_var_struct;
Слайд 9
Структура
В языке C допускается совмещение описания шаблона структуры
и структурных переменных.
Например:
Struct tovar1 { char name[10]; long int
price;}tov1, tov2;
где tov1,tov2 - наименование структурных переменных (tov1,tov2 - переменные типа struct tovar1).
Доступ к полям структурных переменных производится с помощью оператора- «.», который формирует ссылку на нужное поле_i структурной переменной и имеет вид -
имя_var_struct.поле_i.
Такая ссылка может располагаться в любом месте, где допустимы ссылки на простые переменные.
Например:
tov1.name=’’ volga’’,
tov2.price=12000;
Слайд 10
Структура
Ссылка на поле структурной переменной обладает всеми свойствами
обычных переменных. Например, если поле это массив символов (char
name[10];), то tov1.name - указатель- константа на первый элемент этого массива, а выражение &tov1.price - есть взятие адреса первого байта поля price. Нет, также, отличий в правилах видимости и времени существования от обычных переменных.
В том случае, когда в функции определена лишь одна структура, то допустимо использование описания без указания имени. Например:
struct{ char name[10];
long int price;} tov1;
Переменные типа структура (элементы структуры) могут быть инициализированы соответствующими выражениями в вложенных фигурных скобок. Например:
struct{ char name[10]; long int price;} tov1={"стол",100};
Слайд 11
Структура с битовыми полями
При программировании задач низкого уровня
часто неудобно пользоваться битовой арифметикой. В этом случае используются
структура, элементом которой служит битовое поле, обеспечивающее доступ к отдельным битам памяти. Тип структуры с битовым полем вводится описанием следующего вида:
struct [ имя_struct]{ unsigned имя_поля 1: длина_поля 1;
unsigned имя_поля 2: длина_поля 2;
………..
unsigned имя_поля n: длина-поля n ;};
длина_поля определяет число битов, отводимых соответствующему полю и задается целым выражением или константой. Длина поля может иметь нулевую длину, что обозначает выравнивание на границу следующего слова.
Вне структур битовые поля объявлять нельзя. Нельзя также организовывать массивы битовых полей и нельзя применять к полям операцию определения адреса.
Пример:
struct { unsigned key : 1;
unsigned keycod : 3;
unsigned keytime: 5;
} mykey;
Слайд 12
Структура с битовыми полями
Битовые поля могут содержать и
знаковые компоненты. Эти компоненты автоматически размещаются на соответствующих границах
слов, при этом, некоторые биты слов могут оставаться неиспользованными.
Ссылки на поле битов выполняются точно так же, как и компоненты общих структур.
Например:
Mykey.keycod=3;
Общее представление битового поля рассматривается как целое число, максимальное значение которого определяется длиной поля.
Слайд 13
Объединение (Смесь)
Объединение это тип данных, определяемый пользователем, позволяющий
организовать размещение в одной и той же области памяти
объекты различных типов. Объединение в общем виде записывается:
union ind_un {тип1 идентификатор1;
тип 2 идентификатор2;
...............................
тип n идентификатор n;},
где ind_un - определяемый новый тип ‘’ объединение’’; тип1 - тип n - предопределённые на момент объявления типы переменных идентфикатор1 - идентификатор n. Следует отметить, что тип идентификатора (часто по аналогии со стуктурой называемый полем) может быть любым в том числе и структурой.
Работа оператора объявления типа ‘’объединение’’ состоит в том, что компилятору поставляется информация о том, что для хранения переменных будет выделена одна и та же область памяти. В этом случае для переменной типа union выделяется места в памяти ровно столько, сколько необходимо для размещения в памяти элементу union имеющему наибольший размер в байтах. При этом необходимо помнить, что транслятор не знает, какой член используется в данный момент, и поэтому контроль типа невозможен.
Одновременно в памяти может находиться значение и быть «активным» только один элемент объединения.
Слайд 14
Объединение (Смесь)
Описание переменной union состоит из задания типа
(union ind_un) и идентификатора (имя_var_ union) переменной, и имеет
вид
union ind_un имя_var_ union;
Аналогично структуре в языке C допускается совмещение описания шаблона объединения и переменных объединения.
Например:
union ind_un {
int i; //требуется 2 байта
double j; //требуется 8 байт
char k; //требуется 1 байт
} m, *mptr=&m;
Слайд 15
Объединение (Смесь)
Для хранения переменной m типа union ind_un
будет выделено 8-байт (значения double).
Доступ к элементам объединения выполняется
при помощи селекторов элемента структуры (операция "." или
"->"), например:
m.i = 99; или
mptr->i=99;
В том случае, когда m содержит объект типа int или char, остаются неиспользованные байты (6 байт, 7 байт, туда помещаются символы-заполнители).
Допускается инициализация переменных объединения через элемент, объявленный первым: Например:
union ind_un {
int i;
double j;
char k;
} m={99};
Слайд 16
Объединение (Смесь)
В последних версиях С++ допускаются безымянные объединения.
Объединение, не имеющее идентификатора типа (тега) и не используемое
для объявления поименованного объекта (или другого типа) называется безымянным объединением. Оно имеет следующий вид:
union { тип1 идентфикатор1;
тип 2 идентфикатор2;
...............................
тип n идентификатор n;},
Доступ к его элементам осуществляется непосредственно в той области действия, в которой объявлено это объединение, без использования синтаксиса x.y или p->y.
Безымянные объединения не могут иметь функции элементы и на файловом уровне должны быть объявлены как статические. Другими словами, безымянное объединение может не иметь внешних связей.
Слайд 17
Переменные с изменяемой структурой
При решении некоторых задач приходится
иметь дело с объектами программы относящихся к одному и
тому же классу и отличающихся между собой лишь некоторыми деталями. Например, при составлении базы данных "службы занятости" вместо задания множества структур можно обойтись одной с переменной структурой. Тип переменной структуры вводится описанием следующего вида
struct{// общие компоненты;
тип 1 имя_поля 1;
тип 2 имя_поля 2;
тип n имя_поля n;
метка активного компонента;
union { // описание индивидуальных компонент ;
тип1 идентфикатор1;
тип 2 идентфикатор2;
...............................
тип n идентификатор n;} идентификатор-объединения;
} идентификатор-структуры;
Слайд 18
Переменные с изменяемой структурой
Как видно переменная структура состоят
из трех частей: набора общих компонент, метки активного компонента,
отвечающей за выбор переменной компоненты, и части с меняющимися компонентами. Такая структура называется переменной структурой, потому что часть её индивидуальный компонент меняются в зависимости от значения метки активного компонента.
Рекомендуется в качестве активного компонента использовать перечисляемый тип, что позволяет избежать ошибок при выборе переменных структуры.
Обращение к элементам изменяемой структуры выполняется обычным образом - при помощи составного имени.
Итак, на настоящий момент мы с вами познакомились с основными встроенными типами С++ (т.н. простыми типами). Теперь мы вернемся к типам данных через несколько лекций, чтобы рассмотреть сложные типы (массивы, указатели, ссылки и т.п).