Слайд 2
14 мая 2004
Человеко-машинные аспекты программирования в учебных планах
Подготовка специалистов в области информатики носит технологическую ориентацию.
При этом почти полностью игнорируются все человеко-машинные аспекты программирования и использования результатов программирования.
Слайд 3
14 мая 2004
Неоптимальные управленческие решения
Неумение менеджера правильно сформировать
проектную команду. Существует как минимум две составляющих решения проблемы.
Первая — становление открытых и честных взаимоотношений в команде. Вторая — подбор психологически совместимых исполнителей.
Непонимание начинающими менеджерами простейших вещей. Например, поскольку "все программисты — оптимисты", нельзя доверять срокам, называемым программистами.
Отсутствие нормальных условий работы. Продуктивность работы тех, кто находится в хорошем офисе и может, закрыв дверь, не отвлекаться на телефонные звонки и посторонние дела, почти в 2,6 раза выше, чем у находящихся в коллективных комнатах.
Слайд 4
14 мая 2004
Успех любого проекта определяется людьми
Воздействие
на людей в организации оказывают два основных фактора:
Иерархическая
структура организации с основным средством воздействия — вертикальной иерархией власти.
Корпоративная культура с вырабатываемыми организацией совместными ценностями, социальными нормами, установками поведения, регламентирующими социальные нормы.
Слайд 5
14 мая 2004
Кризис программирования: возможные очевидные причины
Программисты обладают личными свойствами характера, они изменчивы и непостоянны
(некоторые авторы называют это нелинейностью).
Действия великих программистов за работой невозможно проанализировать и обобщить.
Методологии, технологии, языки программирования практически не учитывают особенности человеческой натуры.
…
Слайд 6
14 мая 2004
Спецсеминар "Психология программирования"
Спецкурс "Психология
управления программным проектом"
Слайд 7
14 мая 2004
Источники
Точкой отсчета начала повышенного интереса к
вопросу психологии программирования является выход первого издания книги Вайнберга
"The Psychology of Computer Programming" более 30 лет назад.
Около 20 лет действует и проводит ежегодные конференции «Psychology of Programming Interest Group» (http://www.ppig.org).
В "Рекомендациях по преподаванию информатики в университетах (Computing Curricula 2001: Computer Science)" имеется тема "Социальные и профессиональные вопросы" (Social and professional issues).
На профессиональных сайтах в сети Интернет исследуются вопросы эргономики и разработки практичных интерфейсов.
Слайд 8
14 мая 2004
Круглый стол на первом занятии
Цели семинара.
Что такое психология программирования?
Более 30 лет с момента издания
книги Вайнберга. Что изменилось?
Примерная структура курса (программирование как индивидуальная и коллективная деятельность, психология управления, эргономика интерфейсов, ...)
Рынок труда. Какие программисты востребованы сейчас, какие будут востребованы через 5 и через 10 лет? Связь с образованием.
"Информационные технологии - это 80% психологии и 20% технологии" (с) Джефф де Люка.
"…соотношения между лучшими и худшими результатами составило примерно 10 : 1 по производительности труда и 5 : 1 по скорости работы программ и требуемой для них памяти" (с) Брукс. (Более жестко: "почему в программной инженерии некоторые люди на порядок, а то и два, более полезны, чем остальные?")
Слайд 9
14 мая 2004
Что такое психология программирования?
Предметом исследования психологии
программирования является деятельность программиста, психологические закономерности приема и переработки
информации, функционирование психических приемов памяти и мышления у программиста, его работоспособности, вопросы профессионального отбора.
Слайд 10
14 мая 2004
Психология управления рассматривает вопросы создания и
развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и
выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, осуществления контроля, а также кадровые вопросы.
Что такое психология управления?
Слайд 11
14 мая 2004
Изменилось ли что-нибудь с момента выхода
книги Вайнберга?
Пожалуй, все, кроме человека и его психологии.
Радикальным
решением проблем кризиса программирования поочередно объявлялись поиск лучшего:
языка программирования (1960-е годы);
технологии программирования (1970-е годы);
инструментария программирования (1980-е годы);
систем качества (1990-е).
И только центральному и ключевому фактору — фигуре самого программиста — внимание почти не уделялось.
Слайд 12
14 мая 2004
Структура семинара
Психология программиста как индивидуального
работника (15%).
Программист во взаимодействии с группой программистов (50%).
Программист в рабочем пространстве (окружении) (10%).
Эргономика интерфейсов (25%).
Слайд 13
14 мая 2004
Программист как индивидуальный работник
Личность.
Интеллект.
Опыт.
Слайд 14
14 мая 2004
Программист во взаимодействии с группой программистов
Современное программирование является коллективным, и полезность отдельного программиста
тесно связана с его полезностью для всей команды.
Организация коллектива разработчиков.
Слайд 15
14 мая 2004
Программист в рабочем пространстве (окружении)
Умение создать себе рабочее место, способствующее повышению производительности его
труда.
Чем меньше число отвлекающих факторов, тем выше производительность.
Слайд 16
14 мая 2004
Эргономика интерфейсов
Способ, которым вы выполняете
какую-либо задачу с помощью какого-либо продукта, а именно совершаемые
вами действия и то, что вы получаете в ответ, и является интерфейсом.
Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.
Слайд 17
14 мая 2004
Преимущества хорошего интерфейса (1)
Повышение конкурентоспособности.
Снижение
себестоимости продукта.
Увеличение аудитории пользователей продукта.
Уменьшение затрат на обучение
и поддержку пользователей.
Слайд 18
14 мая 2004
Преимущества хорошего интерфейса (2)
Уменьшение потерь продуктивности
работников при внедрении системы и более быстрое восстановление утраченной
продуктивности.
Доступность функциональности системы для максимального количества пользователей.
Снижение риска катастроф.
Слайд 19
14 мая 2004
Внимание и память при разработке интерфейсов
Концентрация
внимания.
Кратковременная память.
Длительная память.
Формирование привычек.
Одновременное выполнение задач.
Слайд 20
14 мая 2004
Кратковременная память
Что попадает в кратковременную память?
Изменение
содержимого.
Объем кратковременной памяти. Как относиться к правилу 7±2
элементов?
Нагрузка на кратковременную память.
Слайд 21
14 мая 2004
Долговременная память
Помещение информации в долговременную память.
Повторение
Семантическая обработка
Эмоциональный шок
Цена вспоминания.
Различные
объекты
Объем выборки
Частота вспоминания
Слайд 22
14 мая 2004
Эргономика интерфейсов: практическая часть
Задание: спроектировать
интерфейс для выполнения небольшого, не очень сложного действия.
Создание
прототипа интерфейса.
Пользовательское тестирование на других участниках семинара.
Обсуждение.
Выработка улучшенного варианта интерфейса.
Слайд 23
14 мая 2004
Почему одни программисты оказываются на порядок
полезнее других?
Предлагается отвечать на этот вопрос исходя из
расслоения программистов по специализации и квалификации. Каждая из работ в рамках выполняемых процессов рассматривается как лежащая в диапазоне между физическим трудом (выполняя который программист решает вопрос: "как задание должно быть выполнено?") и умственным трудом (решая вопрос: "в чем заключается задание?").
Слайд 24
14 мая 2004
Метафоры в программировании
Метафора – красочное описание,
формирующее понятие о новом объекте через установление сходства с
известным.
Метафоры в интерфейсе широко известны: окно, рабочий стол, …
Метафоры при описании коллективного программирования: метафора оркестра, метафора квартета, …
Слайд 25
14 мая 2004
Психология управления программным проектом (I)
Эволюция менеджмента:
Исторический аспект. Особенности европейского, американского, японского и российского менеджмента.
Философия
и стратегии программистских коллективов и организаций: Организационные стратегии. Проект: Характеристики программного проекта. Методы управления проектами. Планирование.
Системы управления проектами.
Основные модели управления в организации: Принятие решений.
Слайд 26
14 мая 2004
Психология управления программным проектом (II)
Профессиональная подготовка
менеджера: Требования к личности. Психологический отбор. Тренинг в менеджменте.
Здоровье менеджера.
Мотивация: Потребности и мотивированное поведение. Теории мотивации.
Особенности управления персоналом: Техники управления конфликтами. Личностные и групповые особенности протекания конфликтов.
Кадровый менеджмент: Кадровая политика фирмы. Найм и увольнение работников. Резюме. Собеседование. Заработная плата. Карьера.
Слайд 27
14 мая 2004
Психология управления программным проектом (III)
Маркетинг программного
обеспечения: Виды и функции рекламы. Целевая направленность рекламы различных
видов.
Связь с общественностью: Установление связей в обществе. Внешние и внутренние коммуникации.
Психология оффшорного программирования: Портрет оффшорного программиста. Аутстаффинг, аутсорсинг, полная разработка.
Управление рисками: Основы теории принятия рисковых решений. Измерения риска. Контроль, его необходимость и место. Виды контроля.
Элементы практической психологии: Пути развития интуиции. Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Эмоции. Сознание. Стресс.
Кодекс этики профессионального программиста. Корпоративная культура.
Слайд 28
14 мая 2004
Итоги
Тематики хватит на несколько семестровых
курсов и семинаров.
Ажиотажный спрос на семинар со стороны
студентов.
Необходимы консультации профессионального психолога.
Трудно получать достоверные (а не эмоционально эффектные) результаты.
Предложения по тематике от студентов.