Слайд 2
© С.В.Кухта, 2009
Общая характеристика языка Паскаль
Алфавит языка Паскаль
Структура
программы
Основные объекты программы
Типы данных и операции, производимые с ними
Стандартные
процедуры и функции
Арифметические выражения
Оператор присваивания
Процедуры ввода-вывода данных
Метки и оператор безусловного перехода
Содержание
Слайд 3
© С.В.Кухта, 2009
1. Общая характеристика языка Паскаль
Слайд 4
© С.В.Кухта, 2009
Языки программирования
Язык Паскаль был разработан Никласом
Виртом первоначально для целей обучения программированию.
В настоящее
время он получил широкое распространение по ряду объективных причин.
По своей идеологии Паскаль наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.
Паскаль хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вниз (пошаговой детализации).
Паскаль содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно снижение трудоемкости при разработке программ.
Слайд 5
© С.В.Кухта, 2009
Отличия алгоритмических языков от машинных
алгоритмический язык
обладает гораздо большими выразительными возможностями, т.е. его алфавит значительно
шире алфавита машинного языка, что существенно повышает наглядность текста программы;
набор операций, допустимых для использования, не зависит от набора машинных операций, а выбирается из соображений удобства формулирования алгоритмов решения задач определенного класса;
формат предложений достаточно гибок и удобен для использования, что позволяет с помощью одного предложения задать достаточно содержательный этап обработки данных;
Слайд 6
© С.В.Кухта, 2009
Отличия алгоритмических языков от машинных
требуемые операции
задаются в удобном для человека виде, например, с помощью
общепринятых математических обозначений;
для задания операндов операций, используемым в алгоритме данным присваиваются уникальные имена, выбираемые программистом, и ссылка на операнды производится, в основном, по именам;
в языке может быть предусмотрен значительно более широкий набор типов данных по сравнению с набором машинных типов данных.
Слайд 7
© С.В.Кухта, 2009
Языки программирования
Из вышеперечисленного следует, что алгоритмический
язык в значительной мере является машинно-независимым.
Слайд 8
© С.В.Кухта, 2009
2. Основные понятия языка Паскаль
Слайд 9
© С.В.Кухта, 2009
Алфавит языка Паскаль
Алфавит включает в себя
буквы, цифры и специальные символы.
1. Прописные и строчные буквы
латинского алфавита:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
_ знак подчеркивания (используется в именах вместо пробела)
2. Десятичные цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слайд 10
© С.В.Кухта, 2009
Алфавит языка Паскаль
3. Прописные и строчные
буквы русского алфавита
(для комментариев, для вывода сообщений на экран):
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш
Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш
щ ъ ы ь э ю я
Слайд 11
© С.В.Кухта, 2009
Алфавит языка Паскаль
4. Специальные символы:
+ плюс
– минус
* звездочка / дробная черта (слэш)
> больше
< меньше = равно
: двоеточие ; точка с запятой
пробел
' апостроф , запятая . точка
^ крышка @ коммерческое а (эт)
$ знак доллара # номер
[ ] квадратные скобки
{ } фигурные скобки
( ) круглые скобки
Слайд 12
© С.В.Кухта, 2009
Алфавит языка Паскаль
5. Составные символы, которые
нельзя разделять пробелами
не равно
>= больше или равно
:= присваивание
.. промежуток значений
(* *) (. .) начало и конец комментариев
(замена фигурных скобок)
Слайд 13
© С.В.Кухта, 2009
Зарезервированные слова
ABSOLUTE
AND
ARRAY
ASM
ASSEMBLER
BEGIN
CASE
CONST
CONSTRUCTOR
DESTRUCTOR
DIV
DO
DOWNTO
ELSE
END
EXTERNAL
FAR
FILE
FOR
FORWARD
FUNCTION
GOTO
IF
IMPLEMENTATION
IN
INHERITED
INLINE
INTERFACE
INTERRUPT
LABEL
MOD
NEAR
NIL
NOT
OBJECT
OF
OR
PACKED
PRIVATE
PROCEDURE
PROGRAM
PUBLIC
RECORD
REPEAT
SET
SHL
SHR
STRING
THEN
TO
TYPE
UNIT
UNTIL
USES
VAR
VIRTUAL
WHILE
WITH
XOR
Слайд 14
© С.В.Кухта, 2009
Структура программы
Для того чтобы компилятор правильно
понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа
должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ) языка Паскаль.
Слайд 15
© С.В.Кухта, 2009
Структура программы
program ;
Uses …; { подключаемые
модули и библиотеки }
Label …; { раздел объявления меток
}
Const …; { раздел объявления констант }
Type …; { раздел объявления типов }
Var …; { раздел объявления переменных }
begin { начало основного блока программы }
… { операторы основного блока программы }
end. { конец основного блока программы }
Procedure …; { раздел описания процедур }
Function …; { раздел описания функций }
комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
Слайд 16
© С.В.Кухта, 2009
Структура программы
Любой из перечисленных необязательных разделов
может встречаться в тексте программы более одного раза, их
общая последовательность также может меняться, но при этом всегда должно выполняться главное правило языка Паскаль:
Слайд 17
© С.В.Кухта, 2009
Оформление текста программы
Шапка – комментарий в
начале процедур и функций.
{----------------------------------------
Max – максимальное из двух
чисел
Вход: a, b – исходные числа
Выход: максимальное из a и b
----------------------------------------}
function Max(a, b: integer): integer;
begin
...
end;
Слайд 18
© С.В.Кухта, 2009
Оформление текста программы
Отступы – тело цикла,
условного оператора, оператора выбора и т.п. сдвигается вправо на
2-3 символа.
for i:=1 to n do begin j := 0; while j < i
do begin j := j + 1; k := k mod N; end; k
:= k + 1; end;
for i:=1 to n do begin
j := 0;
while j < i do begin
j := j + 1;
k := k mod N;
end;
k := k + 1;
end;
легче читать текст программы
видны блоки
begin-end (где начинаются и заканчиваются)
Слайд 19
© С.В.Кухта, 2009
Оформление текста программы
«говорящие» имена функций, процедур,
переменных: Sum, ShowMenu, count, speed.
пробелы в операторах
выделение пустыми
строками
и
комментариями
важных блоков
if(a
if ( a < b ) then
b := c + d;
{ ввод данных }
writeln( 'Введите число' );
read ( n );
{ вычисления }
n2 := n*n;
{ вывод результата }
writeln ( 'Его квадрат ', n2);
Слайд 20
© С.В.Кухта, 2009
Порядок разработки программы
1. Программист должен знать
алгоритм решения задачи
2. Нужно придумать имена константам, переменным
3. Нужно
определить какого типа будут переменные
4. Перед вычислениями нужно задать или ввести исходные данные для решения задачи
5. Задать действия необходимые для получения результата
6. Полученный результат нужно вывести
7. Проверить работоспособность программы на нескольких исходных данных
Слайд 21
© С.В.Кухта, 2009
Из чего состоит программа?
Константа – постоянная
величина, имеющая имя.
Переменная – изменяющаяся величина, имеющая имя (ячейка
памяти).
Выражение состоит из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок и служит для задания правила вычисления некоторого значения.
Комментарий – строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная в фигурные скобки.
Оператор – неделимый элемент программы, который позволяет выполнять определенные алгоритмические действия.
Слайд 22
© С.В.Кухта, 2009
Из чего состоит программа?
Процедура – вспомогательный
алгоритм, описывающий некоторые действия (рисование окружности).
Функция – вспомогательный алгоритм
для выполнения вычислений (вычисление квадратного корня, sin).
Слайд 23
© С.В.Кухта, 2009
Идентификаторы
Имена, даваемые программным объектам (константам, типам,
переменным, функциям и процедурам, да и всей программе целиком)
называются идентификаторами.
Каждый объект программы должен иметь уникальный идентификатор.
Идентификаторы могут иметь любую длину, но если у двух имен первые 63 символа совпадают, то такие имена считаются идентичными. Максимальная длина - 127 символов.
Вы можете давать программным объектам любые имена, но необходимо, чтобы они отличались от зарезервированных слов языка Паскаль, потому что компилятор все равно не примет переменные с "чужими" именами.
Слайд 24
© С.В.Кухта, 2009
Идентификаторы
Имена могут включать
латинские буквы (A-Z)
цифры
знак подчеркивания
_
заглавные и строчные буквы не различаются
Имена НЕ могут включать
русские
буквы
пробелы
скобки, знаки +, =, !, ? и др.
имя не может начинаться с цифры
Слайд 25
© С.В.Кухта, 2009
Идентификаторы
Какие имена правильные?
AXby R&B
4Wheel Вася
“PesBarbos” TU154
[QuQu] _ABBA
A+B Koren uravneniya
X1_X2 Koren
Слайд 26
© С.В.Кухта, 2009
Константа - это объект, значение которого
известно еще до начала работы программы.
необходимы для оформления наглядных
программ,
незаменимы при использовании в тексте программы многократно повторяемых значений,
удобны в случае необходимости изменения этих значений сразу во всей программе.
Константы
Слайд 27
© С.В.Кухта, 2009
Константы
const
i2 = 45;
{ целое число }
pi = 3.14; { вещественное число
}
qq = 'Вася'; { строка символов }
L = True; { логическая величина }
целая и дробная часть отделяются точкой
можно использовать русские буквы!
может принимать два значения:
True (истина, «да»)
False (ложь, «нет»)
Слайд 28
© С.В.Кухта, 2009
Константы
В языке Паскаль существует три вида
констант:
неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества);
именованные
нетипизированные константы;
именованные типизированные константы.
Слайд 29
© С.В.Кухта, 2009
Неименованные константы
Неименованные константы не имеют имен,
и потому их не нужно описывать.
Тип неименованной константы определяется
автоматически, по умолчанию:
любая последовательность цифр (возможно, предваряемая знаком "-" или "+" или разбиваемая одной точкой) воспринимается компилятором как число (целое или вещественное);
любая последовательность символов, заключенная в апострофы, воспринимается как строка (см. сл. тему);
любая последовательность целых чисел либо символов через запятую, обрамленная квадратными скобками, воспринимается как множество (см. сл. тему).
Кроме того, существуют две специальные константы true и false, относящиеся к логическому типу данных.
Слайд 30
© С.В.Кухта, 2009
Неименованные константы
int1 := -10;
real2 := 12.075
+ х;
char3 := 'z';
string4 := 'abc' + string44;
set5 :=
[1,3,5] * set55;
boolean6 := true;
Примерами использования неименованных констант могут послужить следующие операторы:
Слайд 31
© С.В.Кухта, 2009
Нетипизированные константы
Именованные константы, как следует из
их названия, должны иметь имя. Стало быть, эти имена
необходимо сообщить компилятору, то есть описать в специальном разделе const.
Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому (базовому) типу ее отнести.
Любую уже описанную константу можно использовать при объявлении других констант, переменных и типов данных.
Слайд 32
© С.В.Кухта, 2009
const n = -10;
m = 1000000000;
mmm = n*100;
x = 2.5;
c = 'z';
s
= 'компьютер';
b = true;
Примеры описания нетипизированных констант:
Нетипизированные константы
Слайд 33
© С.В.Кухта, 2009
Типизированные константы
Любую уже описанную константу можно
использовать при объявлении других констант, переменных и типов данных.
Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением, которое к моменту старта программы уже известно.
Следовательно,
во-первых, типизированные константы нельзя использовать для определения других констант, типов данных и переменных,
во-вторых, их значения можно изменять в процессе работы программы.
Слайд 34
© С.В.Кухта, 2009
Типизированные константы
Описание типизированных констант производится по
следующему шаблону:
const
< имя константы > : < тип
константы > =
<начальное значение>;
Слайд 35
© С.В.Кухта, 2009
const n: integer = -10;
x: real = 2.5;
c: char
= 'z';
b: boolean = true;
Примеры описания типизированных констант:
Типизированные константы
Примеры типизированных констант других типов будем приводить по мере изучения соответствующих типов данных.
Слайд 36
© С.В.Кухта, 2009
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя,
тип данных и значение. Значение переменной можно изменять во
время работы программы.
Тип данных - это характеристика диапазона значений, которые может принимать переменная, относящиеся к этому типу данных.
Наиболее часто применяемые типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
char { один символ }
string { символьная строка }
boolean { логическая }
Слайд 37
© С.В.Кухта, 2009
Переменные
Все используемые в программе переменные должны
быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:
Пример объявления переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
Q: real;
s1, s2: string;
var <имя переменной 1> [, <имя переменной 2,
...>] : <имя типа 1>;
<имя переменной 3> [, <имя переменной 4,
...>] : <имя типа 2>;
Слайд 38
© С.В.Кухта, 2009
Комментарии
Используют для пояснений, необходимых для лучшего
понимания программы.
Комментарий представляет собой пояснительный текст, который можно записывать
в любом месте программы, где разрешен пробел.
Текст комментария ограничен символами { и } или (* и *). Может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Паскаль.
Примеры:
{ Комментарий к программе Regress }
{ Блок вычисления
корней уравнения }
(* Переменная для вычисления суммы ряда *)
Слайд 39
© С.В.Кухта, 2009
Комментарии
По месту положения в программе комментарии
подразделяются на четыре класса:
объясняющие назначение программы;
поясняющие смысл идентификаторов
констант и переменных;
поясняющие смысл идентификаторов констант и переменных;
объясняющие труднопонимаемые элементы алгоритма.
Слайд 40
© С.В.Кухта, 2009
Комментарии
Внутри самого комментария символы } или
*) встречаться не должны.
Во время компилирования программы комментарии игнорируются.
Следовательно, их можно добавлять в любом месте программы.
Можно даже разорвать оператор вставкой комментария.
Кроме того, все, что находится после ключевого слова end., завершающего текст программы, компилятор тоже воспринимает как комментарий.
Слайд 41
© С.В.Кухта, 2009
3. Типы данных и операции
Слайд 42
© С.В.Кухта, 2009
Компиляторы языка Паскаль требуют, чтобы сведения
об объеме памяти, необходимой для работы программы, были предоставлены
до начала ее работы.
Для этого в разделе описания переменных (var) нужно перечислить все переменные, используемые в программе. Кроме того, необходимо также сообщить компилятору, сколько памяти каждая из этих переменных будет занимать. А еще было бы неплохо заранее условиться о различных операциях, применимых к тем или иным переменным.
Все это можно сообщить программе, просто указав тип будущей переменной. Имея информацию о типе переменной, компилятор "понимает", сколько байт необходимо отвести под нее, какие действия с ней можно производить и в каких конструкциях она может участвовать.
Слайд 43
© С.В.Кухта, 2009
Тип данных определяет:
возможные значения переменных, констант,
функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
внутреннюю форму представления
данных в ЭВМ;
операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.
Слайд 44
© С.В.Кухта, 2009
Классификация типов данных
Для удобства программистов
существует множество стандартных типов данных и плюс к тому
возможность создавать новые типы.
Конструируя новые типы данных на основе уже имеющихся (стандартных или опять-таки определенных самим программистом), нужно помнить, что любое здание должно строиться на хорошем фундаменте. Поэтому сейчас мы и поговорим об этом "фундаменте".
На основании базовых типов данных строятся все остальные типы языка Паскаль, которые так и называются: конструируемые.
Слайд 45
© С.В.Кухта, 2009
Классификация типов данных
базовые типы
конструируемые типы
Слайд 46
© С.В.Кухта, 2009
Формат описания типа
Type
= ;
Типы данных, конструируемые программистом, описываются в разделе
type по следующему шаблону:
type lat_bukvy = 'a'..'z','A'..'Z';
Например:
Слайд 47
© С.В.Кухта, 2009
Базовые типы данных являются стандартными, поэтому
нет нужды описывать их в разделе type. Однако при
желании это тоже можно сделать, например, дав длинным определениям короткие имена.
Скажем, введя новый тип данных
можно немного сократить текст программы.
Стандартные конструируемые типы также можно не описывать в разделе type.
Однако в некоторых случаях это все равно приходится делать из-за требований синтаксиса. Например, в списке параметров процедур или функций конструкторы типов использовать нельзя (см. лекции далее).
type int = integer;
Слайд 48
© С.В.Кухта, 2009
Целочисленные типы определяют константы, переменные и
функции, значения которых реализуются множеством целых чисел.
Целочисленные типы данных
Целочисленный тип данных BYTE
Целочисленный тип данных WORD
Допустимые значения: от 0 до 255
Пример: 5 58
Формат хранения в оперативной памяти: 1 байт без знака
Допустимые значения: от 0 до 65535
Пример: 5 58 43467
Формат хранения в оперативной памяти: 2 байта без знака
Слайд 49
© С.В.Кухта, 2009
Целые беззнаковые числа
Беззнаковые данные – не
могут быть отрицательными.
Байт (символ)
память: 1 байт = 8 бит
диапазон значений 0…255, 0…FF16 = 28 - 1
Паскаль: byte
биты
младший
старший
старший полубайт
старшая цифра
младший полубайт
младшая цифра
416
E16
10011102 = 4E16
Слайд 50
© С.В.Кухта, 2009
Целые беззнаковые числа
Целое без знака
память: 2
байта = 16 бит
диапазон значений 0…65535, 0…FFFF16
= 216-1
Паскаль: word
биты
старший байт
младший байт
4D16
7A16
1001101011110102 = 4D7A16
Слайд 51
© С.В.Кухта, 2009
Целочисленные типы данных
Целочисленный тип данных
SHORTINT
Целочисленный тип данных INTEGER
Допустимые значения: от –128 до 127
Пример:
-5 0 58
Формат хранения в оперативной памяти: 1 байт со знаком
Допустимые значения: от –32768 до 32767
Пример: 5 –58 0 10000 –32768
Формат хранения в оперативной памяти: 2 байта со знаком
Слайд 52
© С.В.Кухта, 2009
Целочисленные типы данных
Целочисленный тип данных
LONGINT
Допустимые значения: от –2147483648 до 2147473647
Пример: 5 –3345550 3345550
0
Формат хранения в оперативной памяти: 4 байта со знаком
Слайд 53
© С.В.Кухта, 2009
«-1» – это такое число, которое
при сложении с 1 даст 0.
1 байт:
FF16 + 1 = 1 0 0 16
2 байта: FFFF16 + 1 = 1 0 0 0 0 16
4 байта: FFFFFFFF16 + 1 = 1 0 0 0 0 0 0 0 0 16
Целые числа со знаком
Старший (знаковый) бит числа определяет его знак. Если он равен 0, число положительное, если 1, то отрицательное.
не помещается в 1 байт!
Слайд 54
© С.В.Кухта, 2009
Двоичный дополнительный код
Задача: представить отрицательное число
(–a) в двоичном дополнительном коде.
Решение:
Перевести число a–1 в двоичную
систему.
Записать результат в разрядную сетку с нужным числом разрядов.
Заменить все «0» на «1» и наоборот (инверсия).
Пример: (– a) = – 78, сетка 8 бит
a – 1 = 77 = 10011012
= – 78
знаковый бит
Слайд 55
© С.В.Кухта, 2009
Целые числа со знаком
Байт (символ) со
знаком
память: 1 байт = 8 бит
диапазон значений:
max
min
– 128 = – 27 … 127 = 28 – 1
Паскаль: shortint
можно работать с отрицательными числами
уменьшился диапазон положительных чисел
127
– 128
Слайд 56
© С.В.Кухта, 2009
Целые числа со знаком
Слово со знаком
память:
2 байта = 16 бит
диапазон значений
–
32768 … 32767
Паскаль: integer
Двойное слово со знаком
память – 4 байта
диапазон значений
– 231 … 231-1
Паскаль: longint
Слайд 57
© С.В.Кухта, 2009
Ошибки
Переполнение разрядной сетки: в результате сложения
больших положительных чисел получается отрицательное (перенос в знаковый бит).
+
64
64
–
128
Слайд 58
© С.В.Кухта, 2009
Ошибки
Перенос: при сложении больших (по модулю)
отрицательных чисел получается положительное (перенос за границы разрядной сетки).
+
–
128
0
– 128
1
в специальный бит переноса
Слайд 59
© С.В.Кухта, 2009
Над целочисленными операндами выполняются арифметические операции,
операции отношения.
Целочисленные типы данных
Арифметические операции
+ сложение,
– вычитание,
* умножение,
MOD и DIV целочисленное деление:
MOD – остаток от деления операндов
DIV – целая часть частного.
Результат выполнения операции является величиной целого типа.
21 Div 4 = 5 21 MOD 5 = 1
4 DIV 8 = 0 4 mod 8 = 4
(-2 mod 5)= -2
Слайд 60
© С.В.Кухта, 2009
Целочисленные типы данных
Операции отношения (сравнения)
=
равенство, неравенство,
< меньше, >
больше,
<= меньше или равно, >= больше или равно
Результат выполнения операции является величиной логического типа (True или False).
Слайд 61
© С.В.Кухта, 2009
Вещественные типы определяют константы, переменные и
функции, значения которых реализуются множеством действительных (вещественных) чисел.
Вещественные
типы данных
Вещественный тип данных REAL
Вещественный тип данных SINGLE
Допустимые значения: от 2.9e–39 до 1.7e+38
Пример: 5.567 58e–3 1.76e+8 1.0
Формат хранения в оперативной памяти: 6 байт, в том числе 11 цифр для мантиссы
Допустимые значения: от 1.5e–45 до 3.4e+38
Формат хранения в оперативной памяти: 4 байта, в том числе 7 цифр для мантиссы
Слайд 62
© С.В.Кухта, 2009
Вещественные типы данных
Вещественный тип данных
DOUBLE
Вещественный тип данных EXTENDED
Допустимые значения: от 5.0e–324 до 1.7e+308
Формат хранения в оперативной памяти: 8 байт, в том числе 15 цифр для мантиссы
Допустимые значения: от 3.4e–4932 до 1.1e+4932
Формат хранения в оперативной памяти: 10 байт, в том числе 19 цифр для мантиссы
Вещественный тип данных COMP
Допустимые значения: от –9.2e+18 до 9.2e+18
Формат хранения в оперативной памяти: 8 байт, в том числе 19 цифр для мантиссы
Слайд 63
© С.В.Кухта, 2009
Нормализация двоичных чисел
X = s ⋅
M ⋅ 2e
s – знак (1 или -1)
M –
мантисса,
e – порядок
M = 0 или 1 ≤ M < 2
15,625 =
1111,1012 =
1⋅1,1111012 ⋅23
знак
порядок
мантисса
Пример:
Слайд 64
© С.В.Кухта, 2009
Нормализованные числа в памяти
IEEE Standard for
Binary Floating-Point Arithmetic (IEEE 754)
15,625 = 1⋅1,1111012 ⋅23
s
= 1 e = 3 M = 1,1111012
Знаковый бит:
0, если s = 1
1, если s = – 1
Порядок со сдвигом:
p = e + E (сдвиг)
Дробная часть мантиссы:
m = M – 1
Слайд 65
© С.В.Кухта, 2009
Вещественные числа в памяти
15,625 = 1,1111012
⋅23
4 байта = 32 бита
p = e+127 = 130
=100000102
m = M – 1 = 0,1111012
Слайд 66
© С.В.Кухта, 2009
Над вещественными операндами выполняются арифметические операции,
операции отношения.
Вещественные типы данных
Арифметические операции
+ сложение,
– вычитание,
* умножение,
/ деление.
Результат выполнения операции является величиной вещественного типа.
3.0+7.51 6.2–10/33
5.23*(–10.1E2) 21.2/(11.21E–2)
Слайд 67
© С.В.Кухта, 2009
Операции отношения (сравнения)
= равенство,
неравенство,
< меньше, > больше,
равно, >= больше или равно
Результат выполнения операции является величиной логического типа (True или False).
Вещественные типы данных
Слайд 68
© С.В.Кухта, 2009
Данные, которые могут принимать логические значения
True и False.
Логический тип данных BOOLEAN
Логические операции
Not – логическое
отрицание
And – логическое И (конъюнкция)
Or – логическое ИЛИ (дизъюнкция)
Xor – логическое исключающее ИЛИ
Таблицы истинности для операций:
Слайд 69
© С.В.Кухта, 2009
Операции отношения (сравнения)
Логический тип определен таким
образом, что
True < False.
Это позволяет применять к
булевским операндам все операции сравнения:
= равенство, <> неравенство,
< меньше, > больше,
<= меньше или равно, >= больше или равно
Логический тип данных BOOLEAN
Слайд 70
© С.В.Кухта, 2009
Типы данных: символы
Символьный тип данных CHAR
Допустимые
значения: один символ из кодовой таблицы (256 символов кода
ASCII)
Пример: Y f 4 я Д *
Формат хранения в оперативной памяти: 1 байт
Применимы все операции отношения, функции преобразования типов Ord() и Chr(), функции, которые определяют предыдущий и последующий символы Pred() и Succ().
Слайд 71
© С.В.Кухта, 2009
Типы данных: символы
Строковый тип данных STRING
Строка
типа String – это цепочка символов типа Char.
String
используется для хранения текстовых сообщений.
Допустимые значения: любой текст длинной не более 255 символов
Пример: Всё, что вы хотите написать!
Формат хранения в оперативной памяти: 1 байт на каждый символ строки + 1 байт под длину строки
Слайд 72
© С.В.Кухта, 2009
Кодирование символов
Текстовый файл
на экране (символы)
в памяти
– двоичные
коды
Слайд 73
© С.В.Кухта, 2009
Кодирование символов
Сколько символов надо использовать одновременно?
или 65536
(UNICODE)
Сколько места надо выделить на символ:
Выбрать 256 любых символов (или 65536) - алфавит.
Каждому символу – уникальный код 0..255
(или 0..65535). Таблица символов:
Коды – в двоичную систему.
256
коды
Слайд 74
© С.В.Кухта, 2009
Кодировка 1 байт на символ
таблица ASCII
(международная)
кодовая
страница
ASCII = American Standard Code for Information Interchange
0-31
управляющие символы:
7 – звонок, 10 – новая строка, 13 – возврат каретки, 27 – Esc.
32 пробел
знаки препинания: . , : ; ! ?
специальные знаки: + - * / () {} []
48-57 цифры 0..9
65-90 заглавные латинские буквы A-Z
97-122 строчные латинские буквы a-z
Кодовая страница (расширенная таблица ASCII)
для русского языка:
CP-866 для системы MS DOS
CP-1251 для системы Windows (Интернет)
КОИ8-R для системы UNIX (Интернет)
Слайд 75
© С.В.Кухта, 2009
Типы данных, определяемые программистом
Интервальный тип данных
Позволяет
задавать две константы, определяющие границы диапазона значений для данной
переменной.
Обе константы должны принадлежать одному из стандартных типов (тип real здесь недопустим).
Значение первой константы должно быть обязательно меньше второй.
Type <Имя типа> =
<константа 1> .. <константа 2> ;
Формат описания типа:
Type Dni = 1 ..31;
Например:
Слайд 76
© С.В.Кухта, 2009
Типы данных, определяемые программистом
Перечисляемый тип данных
Определение
перечисляемого типа задает упорядоченное множество значений путем перечисления имен,
обозначающих эти значения.
Type <Имя типа> = (<имя данного 1>,
<имя данного 2>, …, <имя данного k>);
Формат описания типа:
Type Weekday = (Monday, Tuesday, Wednesday,
Thursday, Friday, Saturday, Sunday);
Colour = (Red, Orange, Yellow, Green, Blue,
Black);
Operation = (Plus, Minus, Times, Divide);
Например:
Слайд 77
© С.В.Кухта, 2009
Среди базовых типов данных особо выделяются
порядковые типы. Такое название можно обосновать двояко:
Каждому элементу порядкового
типа может быть сопоставлен уникальный (порядковый) номер. Нумерация значений начинается с нуля. Исключение - типы данных shortint, integer и longint. Их нумерация совпадает со значениями элементов.
Кроме того, на элементах любого порядкового типа определен порядок (в математическом смысле этого слова), который напрямую зависит от нумерации. Таким образом, для любых двух элементов порядкового типа можно точно сказать, который из них меньше, а который - больше.
Порядковые типы данных
Слайд 78
© С.В.Кухта, 2009
Только для величин порядковых типов определены
следующие стандартные функции и процедуры:
Функция ord(x) возвращает порядковый номер
значения переменной x (относительно того типа, к которому принадлежит переменная х).
Функция pred(x) возвращает значение, предшествующее х (к первому элементу типа неприменима).
Функция succ(x) возвращает значение, следующее за х (к последнему элементу типа неприменима).
Процедура inc(x) возвращает значение, следующее за х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x+1).
Порядковые типы данных
Слайд 79
© С.В.Кухта, 2009
Процедура inc(x, k) возвращает k-е значение,
следующее за х (для арифметических типов данных это эквивалентно
оператору x:=x+k).
Процедура dec(x) возвращает значение, предшествующее х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x-1).
Процедура dec(x, k) возвращает k-e значение, предшествующее х (для арифметических типов данных это эквивалентно оператору x:=x-k).
Порядковые типы данных
Слайд 80
© С.В.Кухта, 2009
На первый взгляд кажется, будто результат
применения процедуры inc(x) полностью совпадает с результатом применения функции
succ(x). Однако разница между ними проявляется на границах допустимого диапазона.
Функция succ(x) неприменима к максимальному элементу типа, а вот процедура inc(x) не выдаст никакой ошибки, но, действуя по правилам машинного сложения, прибавит очередную единицу к номеру элемента.
Номер, конечно же, выйдет за пределы диапазона и за счет усечения превратится в номер минимального значения диапазона.
Получается, что процедуры inc() и dec() воспринимают любой порядковый тип словно бы "замкнутым в кольцо": сразу после последнего вновь идет первое значение.
Порядковые типы данных
Слайд 81
© С.В.Кухта, 2009
Поясним все сказанное на примере. Для
типа данных
type sixteen = 0..15;
попытка прибавить 1 к
числу 15 приведет к следующему результату:
Начальная единица будет отсечена, и потому получится, что inc(15)=0.
Аналогичная ситуация на нижней границе допустимого диапазона произвольного порядкового типа данных наблюдается для процедуры dec(x) и функции pred(x):
dec(min_element)= max_element
Порядковые типы данных
1111
1
10000
Слайд 82
© С.В.Кухта, 2009
Опишем теперь порядковые типы данных более
подробно.
Логический тип boolean имеет два значения: false и true,
и для них выполняются следующие равенства:
ord(false)=0, ord(true)=1,
false
pred(true)=false, succ(false)=true,
inc(true)=false, inc(false)=true,
dec(true)=false, dec(false)=true.
В символьный тип char входит 256 символов расширенной таблицы ASCII (например, 'a', 'b', 'я', '7', '#'). Номер символа, возвращаемый функцией ord(), совпадает с номером этого символа в таблице ASCII.
Целочисленные типы данных.
Типы данных, относящиеся к порядковым
Слайд 83
© С.В.Кухта, 2009
Перечисляемые типы данных задаются в разделе
type явным перечислением их элементов.
Например:
type week =(sun,mon,tue,wed,thu,fri,sat)
0 1 2 3 4 5 6
Для этого типа данных:
inc(sat) = sun, dec(sun) = sat.
Интервальные типы данных задаются только границами своего диапазона.
Например:
type month = 1..12;
budni = mon..fri;
Типы данных, относящиеся к порядковым
Слайд 84
© С.В.Кухта, 2009
Программист может создавать и собственные типы
данных, являющиеся комбинацией нескольких стандартных типов.
Например:
type valid_for_identifiers=
'a'..'z','A'..'Z','_','0'..'9';
Этот тип состоит из объединения нескольких интервалов, причем в данном случае изменен порядок латинских букв: если в стандартном типе char 'A' < 'a', то здесь наоборот - 'a' < 'A'.
Для величин этого типа выполняются следующие равенства:
inc('z')='A'; dec('0')='_',
pred('9')='8'; ord('b')= 2.
Типы данных, относящиеся к порядковым
Слайд 85
© С.В.Кухта, 2009
4. Стандартные функции
Слайд 86
© С.В.Кухта, 2009
Арифметические функции
Слайд 87
© С.В.Кухта, 2009
Эти функции предназначены для преобразования типов
величин, например, символа в целое число, вещественного числа в
целое и т.д.
Chr(X) – преобразование ASCII-кода в символ. Аргумент функции – целого типа от 0 до 255. Результатом – символ, соответствующий данному коду.
High(X) – получение максимального значения величины. Аргумент функции – параметр или идентификатор порядкового типа, типа-массива, типа-строки. Результат функции для величины порядкового типа – максимальное значение этой величины, типа-массива – максимальное значение индекса, типа-строки – объявленный размер строки.
Low(X) – получение минимального значения величины. Аргумент функции и результат функции аналогичны High(X).
Функции преобразования типов
Слайд 88
© С.В.Кухта, 2009
Ord(X) – преобразование любого порядкового типа
в целый тип. Аргумент функции – логический, символьный, перечисляемый
тип. Результат – величина типа Longint.
Round(X) – округление вещественного числа до ближайшего целого. Результат – округленная до ближайшего целого величина типа Longint.
Trunc(X) – получение целой части вещественного числа. Результат – целая часть этого числа типа Longint.
Функции преобразования типов
Слайд 89
© С.В.Кухта, 2009
Примеры арифметических функций
sin(x)
cos(x)
arctan(x)
a:=Pi/180*30;
s:=sin(a); c:=cos(a);
t:=s/c;
ct:=c/s;
синус, косинус, тангенс
и котангенс угла 30°
Слайд 90
© С.В.Кухта, 2009
Примеры арифметических функций
exp(x)
ln(x)
Exp(b*Ln(a))
ex (экспонента числа, e≈2.7183)
ln
x (натуральный
логарифм)
ab
exp(7*ln(x-3))
(x-3)7
exp(x*ln(2))
2 x
Слайд 91
© С.В.Кухта, 2009
Примеры арифметических функций
Round(x)
Trunc(x)
Перевод дробного числа в
целое
с округлением
Перевод дробного числа в целое с отбрасыванием
дробной части
a1:=Round(2.34);
a1 = 2
a2:=Trunc(2.34);
a2 = 2
b1:=Round(8.51);
b1 = 9
b2:=Trunc(8.51);
b2 = 8
c1:=Round(-3.7);
c1 = -4
Слайд 92
© С.В.Кухта, 2009
Примеры арифметических функций
Слайд 93
© С.В.Кухта, 2009
Randomize – стандартная процедура установки датчика
случайных чисел в исходное состояние.
Random – стандартная функция формирования
случайного дробного числа из диапазона от 0 до 1.
Random(N) – стандартная функция формирования случайного целого числа из диапазона от 0 до N-1.
Генераторы случайных чисел
Слайд 94
© С.В.Кухта, 2009
Примеры получения случайных числе
a:=Random;
0
Слайд 95
© С.В.Кухта, 2009
5. Арифметические выражения
Слайд 96
© С.В.Кухта, 2009
Все арифметические операции можно сочетать друг
с другом - с учетом допустимых для их операндов
типов данных.
В роли операндов любой операции могут выступать переменные, константы, вызовы функций или выражения, построенные на основе других операций. Все вместе и называется выражением.
Слайд 97
© С.В.Кухта, 2009
Примеры арифметических выражений
(x0)
z shl
abs(k)
выражение, результат которого принадлежит к типу boolean
вторым операндом является
вызов стандартной функции
(x mod k) + min(a,b) + trunc(z)
сочетание арифметических операций и вызовов функций
odd(round(x/abs(x)))
"многоэтажное" выражение
sin(-x*x-1/(1+x))*(koef[1]*koef[1]-4*koef[2]);
"многоэтажное" выражение с использованием массива
Слайд 98
© С.В.Кухта, 2009
Порядок вычислений
Если в выражении расставлены скобки,
то чем меньше глубина вложенности скобок, тем позже вычисляется
заключенная в них операция.
Если же скобок нет, то сначала вычисляются значения операций с более высоким приоритетом, затем – с менее высоким.
Несколько подряд идущих операций одного приоритета вычисляются в последовательности "слева направо".
Вызов любой функции имеет более высокий приоритет, чем все внешние относительно этого вызова операции. Выражения, являющиеся аргументами вызываемой функции, вычисляются в момент вызова.
!
Слайд 99
© С.В.Кухта, 2009
Приоритеты всех операций языка Паскаль
Слайд 100
© С.В.Кухта, 2009
Примеры выражений для целых чисел с
указанием последовательности вычислений
a + b * c / d
a * not b or c * d = 0
результат принадлежит к вещественному типу данных
результат принадлежит к логическому типу данных
3 1 2
2 1 4 3 5
-min(a + b, 0) * (a + 1)
результат принадлежит к целочисленному типу данных
3 2 1 5 4
Слайд 101
© С.В.Кухта, 2009
В общем случае при выполнении арифметических
(и любых других) операций компилятору требуется, чтобы типы операндов
совпадали:
нельзя, например, сложить массив и множество,
нельзя передать вещественное число функции, ожидающей целый аргумент, и т.п.
В то же время, любая процедура или функция, написанная в расчете на вещественные значения, сможет работать и с целыми числами.
Правила, по которым различные типы данных считаются взаимозаменяемыми, приведены ниже.
Совместимость типов данных
Слайд 102
© С.В.Кухта, 2009
Эквивалентность - это наиболее высокий уровень
соответствия типов. Она требуется при действиях с указателями (см.
Тему далее), а также при вызовах подпрограмм.
"А как же тогда быть с оговоркой, сделанной двумя абзацами выше?" - спросите вы.
Мы не станем сейчас описывать механизм передачи аргументов процедурам и функциям, поясним лишь, что эквивалентность типов требуется только для параметров-переменных (см. Тему далее).
Эквивалентность
Слайд 103
© С.В.Кухта, 2009
Итак, два типа - Т1 и
Т2 - будут эквивалентными, если верен хотя бы один
вариант из перечисленных ниже:
Т1 и Т2 совпадают;
Т1 и Т2 определены в одном объявлении типа;
Т1 эквивалентен некоторому типу Т3, который эквивалентен типу Т2.
Эквивалентность
Слайд 104
© С.В.Кухта, 2009
Пример.
Эквивалентность
Здесь эквивалентными будут
Т1 и Т2;
Т1 и Т3;
Т1 и Т4;
Т1 и Т5;
Т4 и Т5.
А вот Т2 и Т3 - не эквивалентны!
type T2 = T1;
T3 = T1;
T4, T5 = T2;
Слайд 105
© С.В.Кухта, 2009
Итак, два типа - Т1 и
Т2 - будут эквивалентными, если верен хотя бы один
вариант из перечисленных ниже:
Т1 и Т2 совпадают;
Т1 и Т2 определены в одном объявлении типа;
Т1 эквивалентен некоторому типу Т3, который эквивалентен типу Т2.
Слайд 106
© С.В.Кухта, 2009
Совместимость типов требуется при конструировании выражений,
а также при вызовах подпрограмм (для параметров-значений).
Совместимость означает, что
для переменных этих типов возможна операция присваивания - хотя во время этой операции присваиваемое значение может измениться:
произойдет неявное приведение типов данных (см. п. "Приведение типов данных" ниже).
Совместимость
Слайд 107
© С.В.Кухта, 2009
Два типа Т1 и Т2 будут
совместимыми, если верен хотя бы один вариант из перечисленных
ниже:
Т1 и Т2 эквивалентны (в том числе совпадают);
Т1 и Т2 - оба целочисленные или оба вещественные;
Т1 и Т2 являются подмножествами одного типа;
Т1 является некоторым подмножеством Т2;
Т1 - строка, а Т2 - символ (см. Тему далее);
Т1 - это тип pointer, а Т2 - типизированный указатель (см. Тему далее);
Т1 и Т2 - оба процедурные, с одинаковым количеством попарно эквивалентных параметров, а для функций - с эквивалентными типами результатов (см. Тему далее).
Совместимость
Слайд 108
© С.В.Кухта, 2009
В отличие от простой совместимости, совместимость
по присваиванию гарантирует, что в тех случаях, когда производится
какое-либо присваивание (используется запись вида a:=b; или происходит передача значений в подпрограмму или из нее и т.п.), не произойдет никаких изменений присваиваемого значения.
Два типа данных Т1 и Т2 называются совместимыми по присваиванию, если выполняется хотя бы один вариант из перечисленных ниже:
Т1 и Т2 эквивалентны, но не файлы;
Т1 и Т2 совместимы, причем Т2 – некоторое подмножество в Т1;
Т1 – вещественный тип, а Т2 – целый.
Совместимость по присваиванию
Слайд 109
© С.В.Кухта, 2009
Как мы упомянули в п. "Арифметические
операции" выше, тип результата арифметических операций (а следовательно, и
выражений) может отличаться от типов исходных операндов.
Например, при "дробном" делении ( / ) одного целого числа на другое целое в ответе все равно получается вещественное.
Такое изменение типа данных называется неявным приведением типов.
Если в некоторой операции присваивания участвуют два типа данных совместимых, но не совместимых по присваиванию, то тип присваиваемого выражения автоматически заменяется на подходящий. Это тоже неявное приведение. Причем в этих случаях могут возникать изменения значений.
Неявное приведение типов данных
Слайд 110
© С.В.Кухта, 2009
Т.е., если выполнить такую последовательность операторов
Неявное приведение типов данных
a:= 10; {a: byte}
a:= -a;
writeln(a);
то
на экране мы увидим не -10, а 246 (246 = 256 - 10).
Неявным образом осуществляется и приведение при несоответствии типов переменной-счетчика и границ в циклах for (см. след. Тему).
Слайд 111
© С.В.Кухта, 2009
Неявное приведение типов данных можно отключить,
если указать директиву компилятора {$R+}, которая принуждает компилятор всегда
проверять границы и диапазоны.
Если эта директива включена, то во всех ситуациях, в которых по умолчанию достаточно совместимости типов данных, будет необходима их эквивалентность.
По умолчанию такая проверка отключена, поэтому во всем дальнейшем изложении (если, конечно, явно не оговорено противное) будем считать, что эта директива находится в выключенном состоянии {$R-}.
Неявное приведение типов данных
Слайд 112
© С.В.Кухта, 2009
Тип значения можно изменить и явным
способом: просто указав новый тип выражения, например:
a:= byte(b).
В этом случае переменной а будет присвоено значение, полученное новой интерпретацией значения переменной b.
Т.е., если b имеет тип shortint и значение -23, то в a запишется 233 (= 256 - 23).
Явное приведение типов данных
Слайд 113
© С.В.Кухта, 2009
Приводить явным образом можно и типы,
различающиеся по длине. Тогда значение может измениться в соответствии
с новым типом.
Т.е., если преобразовать тип longint в тип integer, то возможны потери из-за отсечения первых двух байтов исходного числа.
Например, результатом попытки преобразовать число 100 000 к типу integer станет число 31 072, а к типу word - число 34 464.
Явное приведение типов данных
Слайд 114
© С.В.Кухта, 2009
В заключение приведем список стандартных функций,
аргумент и результат которых принадлежат к совершенно различным типам
данных:
trunc: real → integer;
round: real → integer;
val: string → byte / integer / real;
chr: byte → char;
ord: <порядковый_тип> → longint;
Функции, изменяющие тип данных
Слайд 115
© С.В.Кухта, 2009
Пример. Присвоить целой переменной d первую
цифру из дробной части положительного вещественного числа x. Например,
если x=32,597, то d=5.
Функции, изменяющие тип данных
d:= trunc(x*10) mod 10;
Решение. 1-й способ. Решение этой задачи можно получить, если умножить заданное число на 10. В этом случае задача сведется к выделению последней цифры полученного произведения.
Нужно еще учесть, что операция mod применима к целому числу, поэтому произведение нужно преобразовать к целому виду, например, отбросив дробную часть.
Получаем оператор, решающий задачу:
Слайд 116
© С.В.Кухта, 2009
Функции, изменяющие тип данных
var x: real; {
заданное число }
d, cod: integer; { первая цифра дробной
части
заданного числа }
s: string; { число, представленное
в виде строки символов }
begin
str(x, s); { преобразовали число в строку
32.597 → '32.597' }
Val(copy(s, pos('.', s) + 1, 1), d, cod)
{ выделили нужную цифру }
end.
2-й способ. Возможно решение с помощью преобразования числа в строку символов (будет рассмотрено в Теме 5). В этом случае в строке нужно найти позицию точки и выделить следующую за ней цифру.
Получаем такой фрагмент:
Слайд 117
© С.В.Кухта, 2009
6. Простейшие операторы
Слайд 118
© С.В.Кухта, 2009
Оператор языка Паскаль – это неделимый
элемент программы, который позволяет выполнять определенные алгоритмические действия.
Если говорить
строго, то оператором называется (минимальная) структурно законченная единица программы.
Слайд 119
© С.В.Кухта, 2009
Простейшие операторы языка
a:= b; -
присваивание переменной а значения переменной b. В правой части
присваивания может находиться переменная, константа, арифметическое выражение или вызов функции.
; - пустой оператор, который можно вставлять куда угодно, а также вычеркивать откуда угодно, поскольку на целостность программы это никак не влияет.
Операторные скобки, превращающие несколько операторов в один:
begin
<несколько операторов>
end;
Слайд 120
© С.В.Кухта, 2009
Простейшие операторы языка
Оператор безусловного перехода
(GoTo).
Операторы вызова подпрограммы (например, Abs, Write, ReadLn).
Слайд 121
© С.В.Кухта, 2009
Составные операторы языка
Составной оператор –
это последовательность операторов, заключенных в операторные скобки Begin и
End.
Условные операторы (If, Case).
Операторы цикла (Repeat, While, For).
Оператор присоединения (With).
Слайд 122
© С.В.Кухта, 2009
Как изменить значение переменной?
Оператор присваивания служит
для изменения значения переменной.
program qq;
var a, b: integer;
begin
a
:= 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
a
?
5
5
b
?
5+2
7
a
5
7*4
28
Пример:
Слайд 123
© С.В.Кухта, 2009
Оператор присваивания
Арифметическое выражение может включать
константы
имена переменных
знаки
арифметических операций:
+ - * /
div mod
вызовы функций
круглые скобки ( )
умножение
деление
деление нацело
остаток от деления
<имя переменной> := <выражение>;
Слайд 124
© С.В.Кухта, 2009
Имя слева от символа присваивания :=
является именем переменной, которой присваивается значение выражения, стоящего справа.
С помощью этого оператора осуществляется преобразование информации.
Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией.
Оператор присваивания
Слайд 125
© С.В.Кухта, 2009
Примеры операторов присваивания
Root1 := Pi*(x -
y);
Discriminant := Sqrt(b*b-4*a*c)/2/A;
Index := Index + 1;
Letter :=
Succ(Succ(Letter));
F:= sin(-x*x-1/(1+x));
R:=(r1 + r2)/(r1*r2);
D:=((a = b) AND (c = d)) OR (a > d);
Слайд 126
© С.В.Кухта, 2009
program qq;
var a, b: integer;
x,
y: real;
begin
a := 5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.
Какие операторы неправильные?
имя переменной должно быть слева от знака :=
целая и дробная часть отделяются точкой
Слайд 127
© С.В.Кухта, 2009
Ручная прокрутка программы
program qq;
var a, b:
integer;
begin
a := 5;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
end.
Слайд 128
© С.В.Кухта, 2009
Порядок выполнения операций
вычисление выражений в скобках
умножение,
деление, div, mod слева направо
сложение и вычитание слева направо
z
:= (5*a*c+3*(c-d))/a*(b-c)/ b;
x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));
2 3 5 4 1 7 8 6 9
2 6 3 4 7 5 1 12 8 11 10 9
Слайд 129
© С.В.Кухта, 2009
7. Ввод и вывод данных
Слайд 130
© С.В.Кухта, 2009
Как мы уже говорили, любой алгоритм
должен быть результативным. В общем случае это означает, что
он должен сообщать результат своей работы потребителю: пользователю-человеку или другой программе (например, программе управления принтером).
Мы не будем описывать здесь внутренние автоматические процессы, использующие сигналы непрерывно функционирующих программ, а сосредоточим внимание на взаимодействии программы и человека, т.е. на процессах ввода информации с клавиатуры и вывода ее на экран.
В программировании существует специальное понятие консоль, которое обозначает клавиатуру при вводе и монитор при выводе.
Ввод и вывод: консоль
Слайд 131
© С.В.Кухта, 2009
Для того чтобы получить данные, вводимые
пользователем вручную (т.е. с консоли), применяются команды
Ввод с консоли
read ( <список_ввода> )
readln ( <список_ввода> )
Первая из этих команд считывает все предложенные ей данные, оставляя курсор в конце последней строки ввода, а вторая - сразу после окончания ввода переводит курсор на начало следующей строки. В остальном же их действия полностью совпадают.
Слайд 132
© С.В.Кухта, 2009
Например, при помощи команды
Ввод с консоли
Список ввода - это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
программа может получить с клавиатуры данные сразу для четырех переменных, относящихся к различным типам данных.
readln(k, x, c, s);
{k:byte; x:real; c:char; s:string}
Слайд 133
© С.В.Кухта, 2009
Вводимые значения необходимо разделять пробелами, а
завершать ввод - нажатием клавиши Enter.
Ввод данных заканчивается
в тот момент, когда последняя переменная из списка ввода получила свое значение.
Следовательно, вводя данные при помощи приведенной на слайде выше команды, вы можете нажать Enter четыре раза - после каждой из вводимых переменных, - либо же только один раз, предварительно введя все четыре переменные в одну строчку (обязательно нужно разделить их пробелами).
Ввод с консоли
Слайд 134
© С.В.Кухта, 2009
При вводе исходных данных происходит преобразование
из внешней формы представления во внутреннюю, определяемую типом переменных.
Типы
вводимых значений должны совпадать с типами указанных переменных, иначе возникает ошибка. Поэтому нужно внимательно следить за правильностью вводимых данных.
Вообще, вводить с клавиатуры можно только данные базовых типов: целого, вещественного, символьного (за исключением логического).
Ввод с консоли
Слайд 135
© С.В.Кухта, 2009
Если же программе все-таки необходимо получить
с консоли значение для boolean-величины, придется действовать более хитро:
вводить оговоренный символ, а уже на его основе присваивать логической переменной соответствующее значение.
Например:
Ввод с консоли
repeat
writeln('Согласны ли Вы с этим утверждением?');
writeln('y - да, n - нет');
readln(c); {c:char}
case c of
'y': b:= true;
'n': b:= false;
else: writeln('Ошибка!');
end;
until (c='n') or (c='y');
Слайд 136
© С.В.Кухта, 2009
Второе исключение: строки, хотя они и
не являются базовым типом, вводить тоже разрешается.
Признаком окончания
ввода строки является нажатие клавиши Enter, поэтому все следующие за нею переменные необходимо вводить с новой строчки.
Ввод с консоли
Слайд 137
© С.В.Кухта, 2009
Сделаем одно важное замечание: ожидая от
человека ввода с клавиатуры, не нужно полагать, что он
окажется ясновидящим и просто по мерцанию курсора на черном экране догадается, какого типа переменная нужна ожидающей программе.
Вывод на консоль
Слайд 138
© С.В.Кухта, 2009
Примером неплохого приглашения служит, скажем, такая
строчка:
Введите два вещественных числа (0.1
и ее можно улучшить, сообщив пользователю не только допустимый диапазон ввода, но и ожидаемую точность (количество знаков после запятой).
Вывод на консоль
Слайд 139
© С.В.Кухта, 2009
Для того чтобы вывести на экран
какое-либо сообщение, воспользуйтесь процедурами
write( )
Первая из
них, напечатав на экране все, о чем ее просили, оставит курсор в конце выведенной строки, а вторая переведет его в начало следующей строчки.
Вывод на консоль
writeln( <список_вывода> )
Слайд 140
© С.В.Кухта, 2009
Список вывода может состоять из нескольких
переменных или констант, записанных через запятую; все эти переменные
должны иметь тип либо базовый, либо строчный.
Например:
writeln(a, b, c);
Вывод на консоль
Переменные, составляющие список вывода, могут относиться к целому, вещественному, символьному или булевскому типам.
В качестве элемента списка вывода кроме имен переменных могут использоваться выражения и строки.
Оператор Writеln без параметров реализует пропуск строки и переход к началу следующей строки.
Слайд 141
© С.В.Кухта, 2009
Если для вывода информации воспользоваться командой,
приведенной в конце предыдущего слайда, то выводимые символы окажутся
"слепленными".
Чтобы этого не случилось, нужно либо позаботиться о пробелах между выводимыми переменными:
Форматированный вывод
writeln(a, ' ', b, ' ', c);
Но предпочтительнее задать для всех (или хотя бы для некоторых) переменных формат вывода:
writeln(a:5, b, c:20:5);
количество позиций, выделяемых под дробную часть числа
Слайд 142
© С.В.Кухта, 2009
Если число длиннее, чем отведенное под
него пространство, количество позиций будет автоматически увеличено.
Если же
выводимое число короче заданного формата, то спереди к нему припишутся несколько пробелов.
Таким образом можно производить вывод красивыми ровными столбиками, а также следить за тем, чтобы переменные не сливались.
Форматированный вывод
Слайд 143
© С.В.Кухта, 2009
Например, если a = 25, b
= 'x', а c = 10.5, то после выполнения
команды
_ _ _25_x_ _10.50000
Форматированный вывод
writeln(a:5, ' ', b, c:20:5);
на экране или в файле будет записано следующее:
Особенно важен формат при выводе вещественных переменных.
К примеру, если не указать формат, то число 10.5 будет выведено как
1.0500000000Е+0001.
Такой формат называется записью с плавающей точкой.
Слайд 144
© С.В.Кухта, 2009
Если же задать только общую длину
вещественного числа, не указывая длину дробной части, то оно
будет занимать на экране заданное количество символов (в случае надобности, спереди будет добавлено соответствующее количество пробелов), но при этом останется в формате плавающей точки.
Минимальной длиной для вывода вещественных чисел является 10 (при формате _x.xE+yyyy). Первая позиция зарезервирована под знак "-".
Форматированный вывод
Слайд 145
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод десятичного представления
величины J, начиная с позиции расположения курсора.
Для целочисленного выражения
Вывод
десятичного представления величины J в крайние правые позиции поля заданной шириной.
Слайд 146
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод в поле
шириной 18 символов (по умолчанию) десятичного представления величины R
в формате с плавающей точкой.
Для вещественного выражения
Слайд 147
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод десятичного представления
величины R в формате с плавающей точкой в крайние
правые позиции поля заданной шириной.
Для вещественного выражения
Слайд 148
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод десятичного представления
величины R в формате с фиксированной точкой в крайние
правые позиции поля заданной шириной.
Причем, после десятичной точки выводится заданное количество цифр (не более 24-х), представляющих дробную часть числа; если их количество равно 0, ни дробная часть, ни десятичная точка не выводятся.
Для вещественного выражения
Слайд 149
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод символа Ch,
начиная с позиции расположения курсора.
Для выражения символьного типа
Вывод символа
Ch в крайнюю правую позицию поля заданной ширины.
Слайд 150
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод строки S,
начиная с позиции расположения курсора.
Для выражения строкового типа
Вывод символа
S в крайние правые позиции поля заданной ширины.
Слайд 151
© С.В.Кухта, 2009
Примеры форматированного вывода
Вывод результата выражения
B (True или False), начиная с позиции расположения курсора.
Для
выражения логического типа
Вывод результата выражения B (True или False) в крайние правые позицию поля заданной ширины.
Слайд 152
© С.В.Кухта, 2009
Например (подчеркивание служит для визуализации пробела):
Форматированный вывод
В случае недостаточной длины вывода число
будет автоматически округлено.
!
Слайд 153
© С.В.Кухта, 2009
Пример 1. Сложение двух чисел
Задача. Ввести
два целых числа и вывести на экран их сумму.
Простейшее
решение:
program qq;
var a, b, c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.
Слайд 154
© С.В.Кухта, 2009
Блок-схема линейного алгоритма
начало
конец
c := a +
b;
ввод a, b
вывод c
блок «начало»
блок «ввод»
блок «процесс»
блок «вывод»
блок «конец»
Слайд 155
© С.В.Кухта, 2009
Оператор ввода
read ( a );
{ ввод значения переменной a}
read ( a, b );
{ ввод значений переменных a и b}
Как вводить два числа?
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
Слайд 156
© С.В.Кухта, 2009
Оператор вывода
write ( a );
{ вывод значения переменной a}
writeln ( a ); {
вывод значения переменной a и переход на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод текста}
writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
Слайд 157
© С.В.Кухта, 2009
Форматы вывода
program qq;
var i: integer;
x: real;
begin
i := 15;
writeln ( '>', i,
'<' );
writeln ( '>', i:5, '<' );
x := 12.345678;
writeln ( '>', x, '<' );
writeln ( '>', x:10, '<' );
writeln ( '>', x:7:2, '<' );
end.
>15<
> 15<
>1.234568E+001<
> 1.23E+001<
> 12.35<
всего символов
всего символов
в дробной части
Слайд 158
© С.В.Кухта, 2009
Полное решение
program qq;
var a, b, c:
integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read (
a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55
компьютер
пользователь
Слайд 159
© С.В.Кухта, 2009
Пример 2.
Задача. Программа вычисления площади
круга, вписанного в треугольник и площади круга, описанного около
треугольника.
Program Triangle;
Const Pi = 3.1415926;
Line =’___________’;
Var a, b, c : Real;
Sint, Sout : Real;
S, p : Real;
Begin
{ ввод данных }
Write (’введите стороны
треугольника a b c ’);
Readln (a, b, c);
{ вычисления }
p:=(a+b+c)/2;
S:=Sqrt(p*p–a)*(p–b)*(p–c));
Sout:=Pi*sqrt(a*b*c/4/S);
Sint:=Pi*sqrt(2*S/p);
{ печать ответа }
Writeln;
Writeln (Line);
Writeln(’Sвпис = ’, Sout);
Writeln(Line);
Writeln(’Sопис = ’, Sint);
Writeln(Line)
End.
Слайд 160
© С.В.Кухта, 2009
Пример 3.
Задача. Программа возведения положительного
числа “x” в степень”n”, т.е. y=xn. Расчет производится по
формуле: y=en*ln(x).
Program N_2;
{возведение положительного числа в степень}
Var n, x, y: real;
BEGIN
Writeln ('Введите значение аргумента х>0');
Readln (x);
Writeln ('Введите значение показателя степени n=');
Readln (n);
y:= exp( n * ln(x));
Writeln (' Результат y=', y:10:6);
Writeln (' Нажмите Enter');
readln; {задержка экрана до нажатия Enter}
END.
Слайд 161
© С.В.Кухта, 2009
8. Метки и безусловный переход
Слайд 162
© С.В.Кухта, 2009
Метки
Метка помечает какое-либо место в тексте
программы. Метками могут быть числа от 0 до 9999
или идентификаторы, которые в этом случае уже нельзя использовать для каких-либо иных нужд.
Все метки должны быть описаны в специальном разделе label:
label <список_всех_меток_через_запятую>;
Меткой может быть помечен любой оператор программы:
<метка>: <оператор>;
Любая метка может встретиться в тексте программы только один раз.
Слайд 163
© С.В.Кухта, 2009
Оператор безусловного перехода
Используются метки только
операторами безусловного перехода goto:
Это означает, что сразу после
оператора goto будет выполнен не следующий за ним оператор (как это происходит в обычном случае), а тот оператор, который помечен соответствующей меткой.
В принципе, передавать управление можно вперед и назад по тексту программы, внутрь составных операторов и наружу и т.п.
Исключением являются только процедуры и функции (см. соответствующую Тему):
внутрь них и наружу безусловные переходы невозможны.
goto <метка>;
Слайд 164
© С.В.Кухта, 2009
Оператор безусловного перехода
Оператор Goto следует
применять как можно реже, так как его частое употребление
резко усложняет понимание логики программы. В крайнем случае он может использоваться для преждевременного выхода из операторов повтора.
Вообще же использование безусловных переходов в структурном и надежном программировании считается "дурным тоном". Поэтому настоятельно советуем: