Слайд 2
Устройство компьютера
§ 32. Принципы устройства компьютеров
Слайд 3
Принципы устройства компьютеров
А. Беркс, Г. Голдстайн и Дж.
фон Нейман:
«Предварительное рассмотрение логической конструкции электронного вычислительного устройства»
(1946)
состав основных компонентов вычислительной машины
принцип двоичного кодирования
принцип адресности памяти
принцип иерархической (многоуровневой) организации памяти
принцип хранимой программы
принцип программного управления
Слайд 4
Архитектура фон Неймана
обрабатывает данные
обеспечивает выполнение программы
временное хранение данных
во время обработки
долговременное хранение данных
Слайд 5
Принцип двоичного кодирования
Все данные хранятся в двоичном коде.
проще устройства для хранения и обработки данных
Троичная ЭВМ «Сетунь»
(1959)
Слайд 6
Принцип адресности памяти
оперативная память состоит из отдельных битов
группы
соседних битов объединяется в ячейки
каждая ячейка имеет свой адрес
(номер)
нумерация ячеек начинается с нуля
за один раз можно прочитать или записать только целую ячейку
Слайд 7
Принцип адресности памяти
Первые ЭВМ (I и II поколения)
III
и IV поколения
размеры ячеек:
у первых ЭВМ – 36,
48, 60 битов
сейчас – 8 битов
Слайд 8
Память с произвольным доступом
RAM = Random Access Memory
чтение
данных из ячеек и запись в них в произвольном
порядке
ОЗУ – оперативное запоминающее устройство (оперативная память)
ПЗУ – постоянное запоминающее устройство
ROM = Read Only Memory
содержит программное обеспечение для загрузки и тестирования компьютера
запись запрещена
Слайд 9
Иерархическая организация памяти
Требования к памяти:
большой объём
высокая скорость
доступа
Использование несколько уровней памяти:
внутренняя память (небольшой объём, высокое быстродействие)
внешняя память (большой объём, низкое быстродействие)
…
Слайд 10
Принцип хранимой программы
Фрагмент коммутационной панели IBM-557
Код программы хранится
в ПЗУ или во внешней памяти и загружается в
ОЗУ для решения задач.
В гарвардской архитектуре есть отдельные области памяти для программ и данных!
Слайд 11
Принцип программного управления
программа – это набор команд
команды выполняются
процессором автоматически в определённом порядке
Счётчик адреса команд – это
регистр процессора, в котором хранится адрес следующей команды.
IP (Instruction Pointer) в процессорах Intel
Слайд 12
Что такое архитектура?
Архитектура компьютера – это общие принципы
построения конкретного семейства компьютеров (PDP, ЕС ЭВМ, Apple, IBM
PC, …).
принципы построения системы команд и их кодирования
форматы данных и особенности их машинного представления
алгоритм выполнения команд программы
способы доступа к памяти и внешним устройствам
возможности изменения конфигурации оборудования
К архитектуре НЕ относятся особенности конкретного компьютера: набор микросхем, тип жёсткого диска, ёмкость памяти, тактовая частота и т.д.
Слайд 13
Устройство компьютера
§ 33. Магистрально-модульная организация компьютера
Слайд 14
Типы компьютеров
настольные (desktop)
переносные (ноутбуки)
нетбуки (нет привода DVD)
Слайд 15
Типы компьютеров
планшетные
смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК)
Слайд 16
Типы компьютеров
суперкомпьютеры
«Ломоносов»
Слайд 17
Взаимодействие устройств
Шина (или магистраль) – это группа линий
связи для обмена данными между несколькими устройствами компьютера.
Слайд 18
Контроллеры
Контроллер — это электронная схема для управления внешним
устройством и простейшей предварительной обработки данных.
Слайд 19
Архитектура современных компьютеров
Магистрально-модульная архитектура: набор устройств (модулей) легко
расширяется путём подключения к шине (магистрали).
Принцип открытой архитектуры (IBM):
спецификация на шину (детальное описание всех параметров) опубликована
производители могут выпускать новые совместимые устройства
на материнской плате есть стандартные разъёмы
нужны драйвера (программы управления) для каждого устройства
Слайд 20
Устройство компьютера
§ 34. Процессор
Слайд 21
Что такое процессор?
Процессор – это устройство, предназначенное для
автоматического считывания команд программы, их расшифровки и выполнения.
AЛУ =
арифметико-логическое устройство, выполняет обработку данных
УУ = устройство управления, которое управляет выполнением программы и обеспечивает согласованную работу всех узлов компьютера
Слайд 22
Основные характеристики процессора
Тактовая частота — количество тактовых импульсов
в секунду.
1 ГГц (гигагерц) = 1 млрд герц
Разрядность —
это максимальное количество двоичных разрядов, которые процессор способен обработать за одну команду.
разрядность регистров
разрядность шины данных
разрядность шины адреса R
Величина адресного пространства 2R байтов
Слайд 23
Устройство компьютера
§ 35. Память
Слайд 24
Что такое компьютерная память?
Память — это устройство компьютера,
которое используется для записи, хранения и выдачи по запросу
команд программы и данных.
внутренняя или основная (для хранения программ и данных в момент решения задачи), ОЗУ и ПЗУ
внешняя или долговременная (… на длительный срок)
Слайд 25
Внутренняя память
RAM = Random Access Memory, обращение к
ячейкам в любом порядке.
ОЗУ = оперативное запоминающее устройство
на электронно-лучевых
трубках
на магнитных сердечниках
сейчас:
на триггерах (статическая):
регистры, кэш-память
на полупроводниковых
конденсаторах (динамическая):
большая ёмкость
меньшая стоимость
меньшее быстродействие
потребляет больше электроэнергии
Слайд 26
Внутренняя память – ПЗУ
ПЗУ = постоянное запоминающее устройство
первые:
информация заносится только на заводе
затем программируемые ПЗУ
затем перепрограммируемые ПЗУ (флэш-память)
Минимальный набор программ:
тестирование компьютера
программа начальной загрузки
программы для обмена данными с клавиатурой, монитором, принтером
В компьютерах IBM PC:
BIOS = Basic Input/Output System
Слайд 27
Внешняя память
Внешняя память — часть памяти компьютера, которая
используется для долговременного хранения программ и данных.
Устройства внешней памяти
= накопители:
на магнитных дисках
на оптических дисках
флэш-память
…
контроллер
Слайд 28
Внешняя память
данные располагается блоками (на дисках – сектора)
блок данных читается и пишется как единое целое; работать
с частью блока невозможно
прежде чем процессор сможет использовать программу или данные, их нужно загрузить из внешней памяти в ОЗУ
обменом данными управляют контроллеры
Слайд 29
Виды внешней памяти
перфоленты, перфокарты
магнитные ленты, магнитные диски
Слайд 30
Виды внешней памяти
оптические диски
флэш-память
Слайд 31
Устройство компьютера
§ 36. Устройства ввода
Слайд 32
Что такое устройство ввода?
Устройством ввода называется устройство, которое:
позволяет человеку отдавать компьютеру команды и/или выполняет первичное преобразование
данных в форму, пригодную для хранения и обработки в компьютере.
сенсорная панель
(touchpad)
микрофон
джо йстик
графический
планшет
датчики
мышь
сканер
флэш-диск
сетевая карта
жесткий диск
Слайд 33
Клавиатура
Мембранная
Механическая
простая и дешёвая
недолговечна (1-10 млн нажатий)
со временем свойства
ухудшаются (залипание, нужны бόльшие усилия)
реакция быстрее
20-50 млн нажатий
характеристики не
меняются
дороже
тяжелее
Слайд 34
Манипуляторы
Мышь (оптическая)
приемное устройство
(адаптер, USB)
Лазерные мыши:
подсветка лазером
более контрастное
изображение
точность
выше
Характеристики:
разрешение ≈ 1000 dpi
количество кадров в секунду
(до 10000)
размер
кадра (16×16, 32×32)
Слайд 35
Манипуляторы
Трекбол
Сенсорная панель (тачпад)
Трекпоинт
Джойстик
Игровые манипуляторы
мультитач – реакция на касание
в нескольких местах одновременно
Слайд 36
Сканеры
со слайд-модулем
Сканер – устройство для ввода изображений.
барабанные
планшетные
рулонные
ручные
Слайд 37
Устройства ввода
Микрофоны
Датчики
датчик
АЦП
компьютер
101001010101
Веб-камера
Графический планшет
Слайд 38
Устройство компьютера
§ 37. Устройства вывода
Слайд 39
Что такое устройства вывода?
Устройства вывода — это устройства,
которые представляют компьютерные данные в форме, доступной для восприятия
человеком.
сенсорный экран
колонки
плоттер
МФУ
датчики
монитор
принтер
флэш-диск
сетевая карта
жесткий диск
Слайд 41
Мониторы
Монитор = дисплей + электронные схемы управления
электронно-лучевые
жидкокристаллические (ЖК)
очень
малое излучение
малые размеры и вес
потребляют мало
электроэнергии (40 Вт)
нет
искажений изображения
хуже цветопередача (чёрный цвет?)
изображение зависит от угла зрения
смазывание изображения
«битые пиксели»
только одно разрешение
Слайд 42
Мониторы
управляющий
транзистор
15’’, 17’’, 19’’, …
Разрешение — это количество
точек экрана по ширине и по высоте.
1280×1024, 1440×900, 1366×768,
…
Соотношение сторон 4:3, 5:4, 16:9
Углы обзора 160° … 178°
Время отклика 2…8 мс
Слайд 43
Принтеры
Принтер – устройство для вывода информации на бумагу
или пленку.
Разрешающая способность
dpi = dots per inch, точки на
дюйм
обычно 300 – 600 dpi
1200 dpi (типографское качество)
Виды принтеров
матричные (красящая лента)
струйные (чернила)
лазерные (порошок)
сублимационные (красящая лента)
Слайд 44
Матричные принтеры
Качество печати:
72…300 dpi
текст: до 337 символов в
минуту
графика: до 5 мин на страницу!!!
дешевые принтеры и ленты
нетребовательны
к бумаге
невысокое качество
низкая скорость печати графики
шумят
черно-белые (почти все)
Слайд 45
Струйные принтеры
Качество печати:
300…4800 dpi
ч/б: до 30 стр/мин
цвет: до
30 стр/мин
фото 10×15:
от 10 сек
относительно дешевые
качественная печать
мало шумят
большинство
– цветные
требовательны к бумаге
дорогие катриджи
чернила расплываются от воды
цвет: CMYK
Слайд 46
Лазерные принтеры
Качество печати:
600…1200 dpi
ч/б: до 50 стр/мин
цвет: до
25 стр/мин
становятся все дешевле
очень качественная печать
мало шумят
есть цветные
требовательны к
бумаге
дорогие катриджи
потребляют много электроэнергии
цветные дорогие
Слайд 47
Сублимационные принтеры
качество печати:
300 dpi
(= 4800 dpi)
фото 10×15:
около
1 мин
твердые красители:
256 оттенков каждого цвета, всего 16,7 млн.
цветов
печать при нагреве
верхний защитный слой
Сублимация – быстрый переход вещества из твердого состояния в газообразное.
очень качественная печать фото
не выцветает 100 лет
печать прямо с фотоаппарата
специальная бумага и пленки с красками
Слайд 48
3D-принтеры
3D-принтер — устройство, которое создает физический объект по слоям
на основе его цифровой трёхмерной модели.
3D = 3-dimensions, трёхмерный
Слайд 49
Устройства ввода и вывода
Сенсорный экран
мультитач – реакция на
касание экрана в нескольких местах одновременно
Слайд 50
Конец фильма
ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич
д.т.н., учитель информатики
ГБОУ СОШ №
163, г. Санкт-Петербург
kpolyakov@mail.ru
ЕРЕМИН Евгений Александрович
к.ф.-м.н., доцент кафедры мультимедийной
дидактики и ИТО ПГГПУ, г. Пермь
eremin@pspu.ac.ru