Слайд 2
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
Традиционная разработка продукта основывается на итерационном процессе
проектирования и построения прототипов.
Для обеспечения конкурентоспособности необходимо минимизировать время
разработки продукта.
Развитие систем геометрического моделирования привнесло новую парадигму проектирования и анализа
Слайд 3
ВИРТУАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ (ВИ)
Виртуальная инженерия – разработка, основанная на
имитации.
Охватывает весь цикл производства изделия: моделирование детали –
имитация обработки и сборки - тестирование виртуального прототипа – внесение необходимых изменений – производственная система – физическая система.
Результат применения – оптимальный конечный продукт и производственные процедуры.
Слайд 4
ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА
Виртуальная среда – вычислительная структура, позволяющая имитировать
геометрические и физические свойства реальных систем.
Виртуальная и
материальная
реальность
имеют одинаковый
бытийный статус,
являясь отражением
мира идей.
Слайд 5
ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА
Умвельт – окружающий мир живого существа. Определяется
спецификой его органов чувств и действия.
«Знаковый мир» -
совокупность возможных стимулов.
Активный мир – совокупность возможных ответных реакций.
Слайд 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Пассивное включение в реальность предполагает
только наблюдение, а
Активное – манипулирование объектами и влияние
на ход развития событий.
Слайд 7
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИ
Сокращение времени проектирования изделия и отладки
производственных процессов,
Сокращение расходов на натурное моделирование и физические
эксперименты,
Возможность проверки большего числа альтернативных вариантов конструкции,
Возможность проверки эргономичности обслуживания проектируемого изделия,
Обеспечение взаимодействия с клиентом.
Слайд 8
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИ
Необходимы новые интуитивные подходы и средства
конструирования.
Ограниченность вычислительных ресурсов не позволяет имитировать сложные динамические системы
в реальном времени.
Унификация характеристик производственных процессов для количественной оценки в ВИ.
Недостаточное быстродействие вычислительных систем и сетей связи.
Отсутствие стандартных интерфейсов данных и закрытая архитектура программных комплексов.
Слайд 9
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
– интегрированная синтетическая производственная среда, используемая на
всех уровнях принятия решений. Может быть ориентировано на проектирование,
производство и управление.
Слайд 10
КОМПОНЕНТЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Виртуальное проектирование – проектирование с помощью
альтернативного пользовательского интерфейса.
Цифровая имитация – проверка и оптимизация производственных
процессов без применения физических прототипов.
Виртуальное прототипирование – построение модели с геометрией и физическим поведением реального продукта.
Виртуальный завод – имитация полной производственной системы.
Слайд 11
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Создание конструкций и манипулирование ими в виртуальной
среде с использованием средств виртуальной реальности, в т.ч. с
обратной связью.
Требует новых средств моделирования: интерфейсов ПО и устройств ввода-вывода.
Слайд 12
ЦЕЛИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ:
Позволить конструктору действовать естественным и интуитивным образом
путем исключения ограничений обзора и ввода информации в CAD.
Позволить
на ранних стадиях проектирования учесть точку зрения потенциального пользователя.
Позволить учесть трудно формализуемый опыт экспертов по эксплуатации изделия.
Слайд 13
ИНТЕГРАЦИЯ С CAD
Используется для подготовки геометрических моделей изделий.
Встроенные
в САПР модули анализа и имитации позволяют избежать потери
данных при конвертации.
Все этапы виртуального производства реализуются в единой среде.
Графические генераторы создаются для всех приложений, основанных на OpenGL
Слайд 14
ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ВИ
Модульная структура программного пакета: проектирование и
создание прототипов, цифровая имитация процессов обработки.
Обширные библиотеки типовых производственных
компонентов (станков с ЧПУ, роботов, компонентов машин).
Слайд 15
ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ ВИ
ПРИМЕРЫ
ADAMS от Mechanical Dynamics – имитация
и анализ автомобилей.
Deneb Robotics – все компоненты ВИ, включая
имитацию и анализ эргономики.
Division – система виртуального прототипирования с открытой и распределяемой архитектурой.
Engineering Animation, Silma – визуальная имитация последовательности сборки.
Слайд 16
КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Работа в виртуальной среде позволяет глобализировать процесс
проектирования: привлекать к одном проекту специалистов из различных точек
мира, а также задействовать одного специалиста в нескольких территориально разнесенных проектах.
Слайд 17
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
При последовательном проектировании процесс поиска технического решения
путем перебора вариантов и их уточнения является итерационным.
При параллельном
проектировании над вариантом проекта одновременно работают специалисты в самых различных областях.
Позволяет выявить ошибки конструирования на ранних стадиях проекта.
Слайд 18
«ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ»:
SaaS (Soft as а Service – ПО
как услуга) – доступ к программному пакету с любого
цифрового устройства с доступом в Internet.
«Облачное» хранение данных – позволяет избавиться от собственных громоздких и сложных в обслуживании файловых серверов.
Слайд 19
SaaS САПР
Предусматривает не приобретение, а аренду ПО.
Приспособлено для
удаленного запуска через браузер;
Возможно подключение нескольких клиентов;
Модернизация ПО за
счет поставщика;
Мультиплатформенность.
Неэффективно для индивидуальных нишевых решений;
Спорное обеспечение безопасности;
Требует стабильный широкий интернет-канал.
Слайд 20
ОБЛАЧНОЕ ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ
Преимущества использования:
Оплата фактически использованного места, а
не аренда сервера;
Сокращение издержек на обслуживание собственной инфраструктуры и
резервирования данных;
Работает с различными операционными системами.
Первым пользовательским облачным сервисом был Dropbox.
Слайд 21
ИНТЕГРИРОВАННАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
- совокупность распределенных баз данных,
содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах
предприятия, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и доступность данных тем субъектам, участвующим в осуществлении ЖЦИ, которым это необходимо и разрешено.
Единая интегрированная модель изделия– иерархически организованная модель, содержащая всю информацию об изделии, требуемую на любом из этапов ЖЦИ, при построении каждого из фрагментов которой использовались единые средства и методы построения.
Слайд 22
ЦИФРОВОЙ МАКЕТ ИЗДЕЛИЯ
Cодержит
трехмерные модели и/или электронные чертежи
изделия и его компонент,
модели и/или чертежи необходимой оснастки
и приспособлений для изготовления компонент изделия,
различную атрибутивную информацию,
нормативные документы,
технические требования,
техническую, эксплуатационную и любую другую документацию связанную с изделием.
ЦМИ – набор электронных документов, описывающих изделие, его создание, эксплуатацию, обслуживание, модернизацию, утилизацию.
Слайд 23
PDM-СИСТЕМЫ
PDM – product data management
Цель – координация команды
«проектирование-изготовление».
Исходными данными для PDM являются:
Структура изделия;
Структура отношений между участниками
процесса изготовления
PDM эффективно только при использовании сетевого единого информационного пространства.
В отличие от БД структурирует информацию различных типов согласно производственным задачам.
Слайд 24
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ PDM
Первые системы PDM появились в 80е
годы.
Задачи:
отслеживание состава
всех файлов проекта,
их целостности,
актуальности
и
непротиворечивости.
Слайд 25
СОВРЕМЕННЫЕ PDM - СИСТЕМЫ ПОЗВОЛЯЮТ:
Выполнять ведение проектов;
Планировать работы
и контролировать этапы их выполнения;
Определять права доступа;
Вести архив;
Выполнять интеграцию
с CAD/CAM;
Реализовывать поисковые запросы;
Осуществлять доступ через Web
Слайд 26
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PDM
Легкое внедрение новых изделий с использованием
шаблонов,
Сопровождение не требует привлечения сторонних консультантов,
Сокращение человеческих ошибок и
рутинной работы,
Минимизация сроков проведения изменений,
Индивидуальные разработки для каждого предприятия,
Информационное оснащение методики параллельного проектирования.
Слайд 27
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ PDM
Создание БД, реализация связей с САПР,
структуризация существующих данных, введение параллельного электронного документооборота.
Создание электронных версий
бизнес-процессов согласования и утверждения, подключение отдельных основных подразделений.
Интеграция с ERP (система планирования ресурсов), подключение всех подразделений основного производства.
Внедрение ЭЦП, создание единого информационного пространства с эксплуатантами.
Слайд 28
ВНЕДРЕНИЕ PDM
Подходы к внедрению PDM:
По подразделениям;
По процессам.
Проблемы внедрения
PDM:
Обоснование экономической эффективности,
Необходимость изменения организации производства,
Для разработки индивидуальной стратегии
внедрения и функционирования PDM требуется глубокое исследование предприятия.
Слайд 29
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ
ЖЦИ - Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от
формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или применения(по Р 50-605-80-93
СРППП).
При этом продукция конкретного типа может одновременно находиться в нескольких стадиях жизненного цикла, например, в стадиях производства, эксплуатации и капитального ремонта.
Слайд 30
Показатели качества
Стоимость технической документации
Время на изучение технической
документации
Время
планирования эксплуатационной поддержки
Стоимость информации
Время планирования
Количество ошибок при передаче данных
Затраты на изучение выполняемости проекта
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ
Сокращение
80 %
15–60 %
/рост
Сокращение
30 %
70 %
10–50 %
Сокращение
98 %
40 %
70 %
15–60 %
Процесс исследования
Процесс организации
поставок комплектующих элементов и изделий
Процесс
проектирования
Процесс эксплуатационной поддержки изделия
Время проектирования
Время на разработку технологии
производства
Время поиска и извлечения данных
Производственные затраты
Методические основы CALS-идеологии:
международные стандарты;
интегрированная логическая поддержка;
электронный обмен данными;
многопользовательская (интегрированная) база данных
Слайд 31
TEAMCENTER
Решает задачи управления требованиями, проектами, процессами проектирования, составом
изделия, документами, поставщиками, ТПП, расчетными данными.
Слайд 32
ОБЪЕКТ ITEM (ИЗДЕЛИЕ)
Item – это контейнер, который хранит
и объединяет данные : от данных CAD-системы до текстовой
заметки и изображения.
Объект Item по умолчанию имеет иконку .
Каждый Item имеет цифровой идентификатор - Item ID, классическое имя и ревизию (модификацию)
Слайд 33
АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИ
Сама по себе виртуальная среда оснащается
только компьютерной техникой.
Все специфическое аппаратное обеспечение – устройства
ввода и вывода информации для интерактивного взаимодействия с пользователем.
Слайд 34
УСТРОЙСТВА ВВОДА
Следящие системы – электромагнитная, ультразвуковая, оптическая или
механическая система для отслеживания положения и ориентации объекта. Может
быть прикреплена к любой части тела.
Джойстики.
Информационные перчатки – информация с датчиков, соответствующих каждому суставу руки преобразуется обратно в изображение в виртуальной среде и изменяется динамически. Могут дополняться звеньями обратной связи.
Слайд 36
УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ БЕСКОНТАКТНЫЕ УСТРОЙСТВА ВВОДА
Система включает один или два
излучателя волн с частотой 40±8 кГц и массива микрофонов.
При
этом угол обзора чувствительной зоны составляет до 180°, а ее толщина до 0,5 метра.
Слайд 37
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Устройства визуального отображения – основной компонент
систем виртуальной реальности.
Обеспечение стереоскопического обзора.
Дисплеи пространственного погружения – панорамный
видеоэкран, размер которого перекрывает поле зрения человека,
Слайд 38
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
CAVE – cave automatic virtual environment.
Предусматривает
согласованное проецирование изображений на основе захвата положения головы оператора.
Слайд 39
НОСИМЫЕ УСТРОЙСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Головные дисплеи – экран расположен близко
к глазам, изображение на мониторе изменяется вслед за положение
головы пользователя.
Бинокулярные всенаправленные мониторы – вариант головного дисплея с механической следящей системой.
Специальные очки – работают в комплекте с синхронизированным монитором, поле зрения ограничено размерами монитора/проектора.
Слайд 40
ПРИМЕР СИСТЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ IC.IDO
Слайд 41
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА. ЗВУК И ОСЯЗАНИЕ
Звук: наушники с пространственной
звуковой системой.
Осязание: следящие системы, джойстики и информационные перчатки с
силовой обратной связью.
Тактильная обратная связь впервые запатентована в Америке в 1993 году.
Для реализации устройств с тактильной обратной связью (haptic) используются различные принципы от вибромоторов до ультразвуковых полей.
Слайд 43
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ
Построение прототипа агрегата из геометрических моделей его
частей – цифрового макета.
Исследование виртуальной сборки.
Оценка собираемости выполняется на
основе данных о сборочных ограничениях и допусках.
Позволяет
определить
оптимальные
последовательность
и траектории сборки.
Слайд 44
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ
Структурный и функциональный анализ прототипа.
Кинематическая и динамическая
имитация процессов функционирования прототипа.
Быстрая и экономичная итерационная оптимизация конструкции.
Идеальный
прототип имеет всю совокупность характеристик физического продукта.
Слайд 46
ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Основывается на представлении деталей по МКЭ.
Осуществляется с
использование методов и процедур натурного эксперимента.
Не позволяет найти аналитическое
решение задачи.
Ограничения применимости связаны с условностью математической модели.
Слайд 47
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных,
предназначенный для представления в интерактивном режиме справочной и описательной
информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах.
Определяется стандартами Р 50.1.029-2001, ГОСТ Р 54088-2010.
Слайд 48
КЛАССЫ ИЭТР
1й – набор изображений (в т.ч. растровых)
страниц бумажной документации с индексированием.
2й – линейно-структурированные, содержащие перекрестные
ссылки, аудио-, видеоданные.
3й – совокупность взаимосвязанных информационных объектов, имеющих иерархическую структуру без разметки на страницы.
4й – дополнительно: интерфейсное взаимодействие с программно-аппаратными средствами контроля и диагностики изделий.
5й – дополнительно: средства накопления данных о процессе эксплуатации и формирования рекомендаций (элементы экспертных систем)
Слайд 49
ВИРТУАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ
Тренажеры и симуляторы могут быть разработаны для
любого устройства имеющего ручное управление.
Применяются в первую очередь для
обучения персонала, занятого на опасных участках производства.