Слайд 3
Антропов А.П.
русский портретист
(1716 - 1795)
Еще будучи учеником, принимал
участие в декоративных росписях Зимнего (1744), Летнего (1748), Царскосельского
(1749) и других императорских дворцов. Под руководством Антропова был расписан Андреевский собор в Киеве (1752-1755). Заслуги молодого талантливого живописца были оценены, и с 1761 его назначили главным надзирателем живописных и иконописных работ Синода. Однако в истории русского искусства Антропов остался как замечательный портретист.
Для портретов Антропова характерна подчеркнуто простая, несколько грубоватая трактовка образа, лишенная утонченности и психологизма "парадных" портретов.
Смелое сопоставление цветов, насыщенные колористические контрасты, разнообразие приемов письма - все это характеризовало манеру Антропова. Грубовато-откровенный в своих правдивых портретных характеристиках, Антропов был чрезвычайно далек от какой бы то ни было поверхностной идеализации фигуры, даже если героем картины становился монарх. Что и проявилось в портрете Петра III (1762).
Замечательный русский портретист стал учителем таких выдающихся мастеров русской портретной живописи, как Д. Левицкий и П. Дрожжин.
Слайд 4
Алексей Антропов – матер камерного
портрета. Особенно удавались старые лица, в портретах которых он
сохранил реалистические черты пережитых чувств и страстей. Для изображения одежды использовал стиль барокко.
Автопортрет
Портрет Т.А. Трубецкой
Портрет М.А. Румянцевой
Портрет А.В. Бутурлиной
Слайд 5
Алексей Петрович Антропов
(1716-1795)
Архиепископ Кулебяка
Портрет Измайловой
Петр III Фёдорович
Слайд 6
А. П. Антропов
(1716 – 1795)
А. П.
Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы
конкретны, реалистичны и вместе с тем – психологичны.
Слайд 7
Коронационный портрет Петра III (1762).
Император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои:
неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Слайд 8
Иван Петрович Аргунов (1729–1802 гг.)
Автопортрет
Крепостной художник графов
Шереметьевых.
Мастер портретного жанра, создавший галерею парадных изображений графов
Шереметьевых.
Слайд 9
Аргунов Иван Петрович
Парадные портреты графов Шереметевых
Слайд 10
И. П. Аргунов
(1729 – 1802)
И. П.
Аргунов не идеализирует внешность модели, он смело передает и
косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Слайд 11
«Портрет К.А.Хрипунова»
«Портрет женыК.А.Хрипунова»
Слайд 12
Он создал один из самых поэтичных женских образов
в русском искусстве XVIII в. – «Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме». На нем изображена молодая женщина в нарядном кокошнике и сарафане.
Ее миловидное лицо излучает доброту и приветливость.
Слайд 13
Николай Иванович Аргунов
(1771 – 1829)
Портрет П. Ковалёвой-Жемчуговой
.
Портрет
Т. Шлыковой-Гранатовой
Слайд 14
Рокотов Ф.С.
выдающийся русский хуложник-портретист
(1735 - 1808)
О его жизни
сведений почти не сохранилось. Известно, что он был из
крепостных князя И. Репнина.
В 1757 художник переехал в Петербург. Ему покровительствовал глава Академии художеств И. Шувалов. Для него Рокотов создал картину "Кабинет Шувалова" - практически первый интерьер в русской живописи. Художественное образование получил под руководством Л.Ж. Ле Лоррана и гр. П. де Ротари.
В 1762 был назначен в Академию художеств адъюнктом за картину "Венера" и за портрет Петра III. К моменту вступления на престол Екатерины II был уже хорошо известным художником. Императрица заказала ему в 1763 свой портрет, давая сеансы в Петергофе. На портрете императрица изображена в полный рост, в профиль, среди красивой обстановки - это один из лучших портретов Екатерины. Рокотов создал множество портретов, в которых избегал парадных изображений, поз и поворотов. Всем работам мастера присущ тонкий психологизм.
В 1765 возведен в академики. После чего оставил Академию и поселился в Москве. Здесь, не отвлекаясь на посторонние темы, создал свои лучшие работы.
На рубеже 1770-1780 произошло изменение типа портретов Рокотова. В эти годы писал, главным образом, женщин большого духовного богатства.
В последние десятилетия работал очень мало, как полагают из-за ухудшившегося зрения. В начале XIX века им не было создано ни одной картины.
Слайд 15
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757
г.)
Предположительно автопортрет Рокотова
Федор Степанович Рокотов (1735(?)–1808 гг.)
Крупнейший московский портретист,
работавший в период Русского Просвещения. Он вышел из крепостных, учился в Академии художеств, прославился как мастер интимного портрета.
Слайд 16
Портрет В.И. Майкова. Художник Ф.С. Рокотов.
Около 1766
г.
В этом портрете художник дал тонкую психологическую характеристику своему
персонажу: на его полнокровном лице играет насмешливая улыбка, умные глаза слегка прищурены. Во всем облике Майкова сквозит ироничность и самодовольство.
Слайд 17
Портрет А.П. Струйской.
Художник Ф.С. Рокотов. 1772 г.
Одна
из самых известных работ Рокотова – портрет А.П. Струйской.
Прекрасные черты модели слегка размыты, словно ее отделяет от нас тонкая завеса времени.
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н.Заболоцкий
Слайд 18
Рокотов Федор Степанович
Портрет Екатерины II
Портрет Г.Г.Орлова
Слайд 19
Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего
отца. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером
парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773).
В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (1773-1776) художник создал галерею очаровательных юных образов, сумев увидеть и передать веселье, грацию, воплощенную юность. Серия "Смолянок" - шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее).
Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II "законодательницы" (1783). Художник старался создать образ "просвещенной" монархини, сходный с тем, что воспевался в одах Г. Державина.
В 1780-х художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 70-х - нач. 80-х). Еще в 1773 мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого - портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых оливково-зеленых и розовых тонов. Последние 20 лет жизни из-за болезни глаз он почти не работал.
Творчество Левицкого стало вершиной в развитии реалистического портрета ХVIII века.
Левицкий Д.Г.
выдающийся русский художник-портретист
(1735 - 1822)
Слайд 20
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)
Автопортрет Д.Г.Левицкого
Русский художник-живописец украинского
происхождения, мастер парадного и камерного портрета.
Его портретам была
присуща яркая индивидуальность образов.
Академик Императорской Академии художеств.
Слайд 21
Одной из первых его работ был портрет архитектора
А.Ф. Кокоринова.
Вопреки традиции на парадном портрете предстает не
монарх, не вельможа, а зодчий – строитель здания Академии художеств (на его план он указывает красноречивым жестом руки).
Слайд 22
В 1783 г. Левицкий написал аллегорический портрет –
«Екатерина II – законодательница». На нем художник представил Екатерину
в образе жрицы богини правосудия Фемиды, скульптура которой помещена справа. Передовые русские люди XVIII в. мечтали видеть во главе государства просвещенного монарха, который уважал бы законы и заботился о благе своих подданных.
Слайд 23
В 1773 году была создана одна
из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени
Дидро, французского философа-энциклопедиста, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Слайд 24
Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735 – 1822)
Портрет Н.И.Новикова
Портрет П.А.Демидова
Слайд 25
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Смолянки
Слайд 26
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)
Портрет В.Л. Боровиковского.
Художник
И.В. Бугаевский-Благодарный. 1824 г.
Художник является связующим звеном между искусством
XVIII и XIX веков. В его творчестве проявились черты нового художественного стиля – сентиментализма, который обратился к человеческой личности – ее настроениям, чувствам. Герой сентиментализма – обычный человек, способный любить, страдать, переживать.
Слайд 27
Владимир Лукич Боровиковский
(1757 - 1825)
Владимир Лукич родился
в украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука Боровик, принадлежал
к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли.
Следуя традиции, 4 его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи, иконописи, которой учился под руководством отца.
Слайд 28
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира
Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные
для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.
На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург (где он сменил фамилию на Боровиковский)
Слайд 29
Традиционный парадный портрет XVIII века, в котором основной
задачей является демонстрация высокого социального положения модели.
Слайд 30
Примером блестящего парадного изображения человека служит портрет А.
Б. Куракина , передающий всю значительность общественного положения "бриллиантового
князя".
Портрет А. Б. Куракина в одеянии
кавалера Мальтийского ордена
Слайд 31
Портрет императора Александра 1
«Все будет, как при
бабушке», - сказал Александр I, придя в себя после
того, как ему доложили о кончине отца.
Над Александром возвышается бюст Екатерины.
На заднем плане – силуэт «Медного Всадника».
Слайд 32
Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских
портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по
размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Слайд 33
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И
той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви,
и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету:
Портрет М. И. Лопухиной (1797)
Слайд 34
Художник портретировал и крестьян, что было сравнительно редко
в ту пору. «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка
Христинья» - крепостные Н. А. Львова, у которого жил художник.
Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе.
Слайд 35
В свои последние годы
В. Л. Боровиковский вернулся
к религиозной живописи.
Слайд 36
Антон Павлович Лосенко (1737–1773 гг.)
Современник Рокотова, представитель классицизма,основоположник
русской исторической живописи. Он родился на Украине, окончил Академию
художеств, продолжил образование во Франции.
Слайд 37
«Владимир и Рогнеда»
Написана на сюжет из «Повести
временных лет».
Национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины.
За свою
работу художник удостоился звания профессора Академии художеств.
Слайд 38
Прощание Гектора с Андромахой
Сюжет взят из «Илиады» Гомера.
Ее композиция построена по законам театра.
Слайд 39
Скульптура
Во второй половине XVIII
в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно,
но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 40
Крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре
портрета.
Федот Шубин «одарен был от природы богато: силен,
красив собой, неутомим и любознателен». Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор — родины великого Ломоносова.
Представитель просветительского классицизма.
Профессор Академии художеств.
Федот Иванович Шубин
(1740 - 1805)
Слайд 41
Приехал в Петербург зимой 1758 года. Ломоносов рекомендовал
земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И.И.
Шувалову.
По окончании Академии удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлена возможность на заграничное пенсионерство для поездки во Францию и Италию «для достижения совершенства в художествах на три года».
Федот Иванович Шубин
(1740 - 1805)
Г. Г. Преннер. Портрет М.В. Ломоносова
Слайд 42
В русской пластике XVIII века Шубин первым:
обратился к
реалистическому изображению;
естественная простота и возвышенность форм античности;
раскрывал многогранность
личности;
острота психологических характеристик;
виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.
«Первый статуйных дел мастер»
Екатерина II — законодательница
Слайд 43
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет
М.В. Ломоносова. Скульптор дает выразительную, правдивую и точную характеристику
выдающемуся отечественному ученому, первому русскому академику.
В отличие от других, эта работа композиционно проста. В трактовке формы нет элементов парадности. Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом. В нем отчетливо видны черты реалистического искусства.
Слайд 44
Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I.
Портрет
выполнен в парадном жанре, по традиции изобилует звездами и
орденами. Однако Шубин метко схватывает неповторимые особенности внешнего облика, стремясь выразить духовные свойства.
Скульптор раскрывает сложность и противоречивость характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я».
Слайд 46
скульптура
Этьен Морис Фальконе (1716–1791 гг.)
Во второй половине
XVIII в. в России работал выдающийся французский скульптор Этьен
Морис Фальконе.
Екатерина II заказала ему памятник Петру Великому. 12 лет Фальконе трудился над конной статуей Петра I
Слайд 47
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) - выдающийся мастер скульптуры.
Приехал
в Россию по приглашению Екатерины II для создания монумента
в честь Петра I.
По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени.
В использовании естественной скалы для постамента нашел выражение главный эстетический принцип просветительства XVIII в. – верность природе.
Слайд 49
Открытие памятника Петру I 7 августа 1782 г.
А.Мельников. Гравюра
Слайд 50
Памятник императору Петру I установлен на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге.
Важная деталь - змея под копытом коня. Бронзовая
змея, соединенная с хвостом лошади выполняет конструктивную роль - является третьей точкой опоры - одновременно служит аллегорией - символизирует зависть и недоброжелательство. Это новаторский прием, благодаря которому конь кажется стоящим на двух точках - задних ногах, третья же точка укрепления зрительно не воспринимается.
Слайд 51
А.С. Пушкин дал памятнику Петру I новое имя
- «Медный всадник» в одноимённой поэме. Под этим именем
монумент стал одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.
Иллюстрации А. Бенуа к поэме А.С. Пушкина
«Медный всадник»
Слайд 52
Главная тема произведений - тема гражданской доблести, силы
духа и самопожертвования.
Два типа красоты: юноши в изменчивом состоянии
и воины-герои как воплощение зрелой красоты.
Использование аллегорий.
Воспитал плеяду выдающихся скульпторов: С.С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.
Михаил Иванович Козловский
(1753 - 1802)
Автопортрет(?). 1788, сепия
Слайд 53
Самсон, раздирающий пасть льву. Фонтан в Петергофе. Скульптор
М.И. Козловский. 1800-1802.
В конце XVIII в. лучшие русские ваятели
были привлечены к работе по обновлению скульптур Большого каскада в Петергофе.
Скульптура являла собой аллегорию победы Петра I над Швецией.
Статуя бесследно пропала во время Великой Отечественной войны. После войны по образцу была выполнена новая модель скульптуры.
Слайд 54
Самсон, раздирающий пасть льва
Это аллегория Полтавской битвы: изображение
льва входит в шведский герб, а произошла битва в
день святого Самсона. Могучий Самсон олицетворяет силу русского оружия.
Во время Великой Отечественной войны памятник был похищен фашистами. В 1947 г. скульптор В.Л.Симонов воссоздал памятник на основе фотодокументов.
Слайд 55
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как
бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его
руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
В. Рождественский
Памятник Суворову (бронза, 1799-1801, находится на Суворовской площади в Петербурге).
Памятник славы русского воинства. Главное — не личность, а идея военного триумфа России.
Слайд 56
1. О ком А.С. Пушкин сказал: «Он создал
наш первый университет. Он сам был нашим первым университетом»?
2.
Назовите знаменитого русского скульптора — земляка великого русского ученого XVIII века.
3. Установите соответствие между государственными деятелями и их характеристиками:
И.И.Шувалов покровитель Академии художеств
Г.А. Потемкин глава Петербургской Академии наук
Е.Р. Дашкова фаворит Анны Иоанновны
А.Г. Орлов русский дипломат и флотоводец
покоритель Крыма и фаворит Екатерины II
4. Скульптор, создавший скульптурные портреты Петра I: Козловский, Шубин, Б.К. Растрелли, Мартос, Фальконе.
5. Какая знаменитая скульптура находится в Петергофе?
6. Какие идеи определяли содержание скульптуры XVIII века?
Подумай!
М.В. Ломоносов
Ф.И. Шубин
Ф.И. Шубин
Самсон
Государственность, идея могущества России, интерес к человеку, ценность личности
Слайд 57
Портреты каких императоров здесь изображены? Кто является автором?