Слайд 2
"Серебряный век" - период в истории русской культуры
с 1890-х по начало 1920-х года.
Границы «серебряного века»
условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма (1881-1891 г. г.), его завершением можно считать 1921 г. – год смерти А. А. Блока, самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва, основателя акмеизма.
Слайд 3
ДЕКАДЕНТСТВО - обозначение течения в литературе и искусстве
конца 19 - начала 20 веков, характеризующегося оппозицией к
общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др (символисты).
Слайд 4
МОДЕРНИЗМ - общее обозначение всех авангардистских направлений в
изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве
единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего".
Слайд 7
В 90 –х годах 19 века в Русской
поэзии зародилось новое направление – символизм. Символисты использовали символики,
недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья.
Д.С.Мережковский
В.Я.Брюсов (1866-1941) А.А. Блок
(1873 – 1924) (1866 – 1921)
З.Н.Гиппиус (1869 – 1945)
К.Д.Бальмонт (1867 – 1942)
А.Н.Белый (1880 – 1934)
В.И.Иванов (1866-1949)
Слайд 9
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9 октября
1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный
критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Слайд 10
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти
латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной
тишине…
Слайд 11
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7
августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт.
Слайд 12
Как день, светла, но непонятна,
Вся — явь, но
— как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед
за ней — всегда весна.
Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.
Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.
Когда ж дойдут до сердца речи,
И опьянят ее духи,
И я влюблюсь в глаза и в плечи,
Как в вешний ветер, как в стихи,-
Слайд 13
Дми́трий Серге́евич Мережко́вский (2 (14) августа 1866[2][3], Санкт-Петербург, Российская империя —
9 декабря 1941, Париж, Франция) — русский писатель, поэт, критик,
переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Слайд 14
Как от рождения слепой
Своими тусклыми очами
На солнце смотрит
и порой,
Облитый теплыми лучами,
Лишь улыбается в ответ
На ласку утра,
но не может
Ее понять и только свет
Его волнует и тревожит, -
Так мы порой на смерть глядим,
О смерти думаем, живые,
Все что-то в ней понять хотим,
Понять не можем, как слепые...
Слайд 15
Зинаи́да Никола́евна Ги́ппиус (по мужу Мережко́вская; 8 (20) ноября 1869,
Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция) — русская
поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
Слайд 16
Простят ли чистые герои?
Мы их завет не сберегли.
Мы
потеряли всё святое:
И стыд души, и честь земли.
Мы были
с ними, были вместе,
Когда надвинулась гроза.
Пришла Невеста… И невесте
Солдатский штык проткнул глаза.
Мы утопили, с визгом споря,
Ее в чану Дворца, на дне,
В незабываемом позоре
И в наворованном вине.
Слайд 17
Мари́я Алекса́ндровна Ло́хвицкая — русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом
Ми́рра Ло́хвицкая; сестра Тэффи
(1869-1905).
Слайд 18
Я хочу умереть молодой,
Не любя, не грустя ни
о ком;
Золотой закатиться звездой,
Облететь неувядшим цветком.
Я хочу, чтоб на
камне моем
Истомленные долгой враждой
Находили блаженство вдвоем...
Я хочу умереть молодой!
Слайд 19
В начале 20 века возникает новое течение –
акмеизм, литературное течение, противостоящее символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность
тематики и образов, точность слова.
Слайд 20
Акмеисты
Ахматова
Анна
Андреевна
1889-1966
Мандельштам
Осип
Эмильевич
1891-1938
Гумилёв
Николай
Степанович
1886-1921
Сергей
Городецкий
1884-1967
Слайд 21
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому
стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал
военным врачом. Расстрелян в августе 1921 г.
Слайд 22
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные
фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в
горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Слайд 23
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении —
Го́ренко; 11 (23) июня 1889, — 5 марта 1966, Домодедово,) —
один из крупнейших русских поэтов XX века,.
Слайд 24
Что войны, что чума? - конец им виден
скорый,
Их приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса,
который
Был бегом времени когда-то наречен?
Слайд 25
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм.
Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную
свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием “Пощечина общественному вкусу” , опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности”.
В.В.Хлебников
(1885-1922)
Д.Д.Бурлюк В.В.Маяковский
(1882-1967) (1893-1930) )
Слайд 27
Велими́р Хле́бников (в ряде прижизненных изданий — Велемір, Велемир,
Velimir; настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября (9 ноября)
1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.
Слайд 28
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О,
иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Слайд 29
В. Маяковский. Окна сатиры. РОСТА. фрагмент
Слайд 30
Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите
мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у
груши.
«Сумасшедший!
«Рыжий!» —
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка.
И до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
Слайд 32
«Мир искусства»(В.А.Серов,
А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Н.К.Рерих, М.В. Добужинский,
Л.С.Бакст, Б.М.Кустодиев)
ЖИВОПИСЬ
Центром поиска новых
форм в
искусстве стала
редакция журнала «Мир
искусства». Художники
проповедовали «чистое и
свободное искусство»
Слайд 34
Валентин Александрович Серов
(1865-1911).
Слайд 38
Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910).
Слайд 44
Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или
Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866—1924)
Слайд 47
Никола́й Константи́нович Ре́рих (Рёрих) (1874-1947)
Слайд 55
Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875-1957).