Слайд 2
Культура – это материальные и духовные ценности, которые
создавал и создает человек на протяжении своей истории
Слайд 3
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
развивалась в постоянном взаимодействии с культурами
соседних народов (финно-угорское, скандинавское, византийское)
формировалась в результате соединения
элементов различных культур (основа - языческая культура восточных славян)
мощное влияние христианской культуры Византии (крещение Руси открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, мощный импульс для развития культуры в целом)
господство определяющего фактора на каждом из этапов развития культуры до монгольского нашествия:
культура восточного славянства - языческое мировоззрение
культура Киевской Руси - синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии
культура русских земель в период политической раздробленности - местные тенденции временно вытесняют общерусские (при сохранении последних)
Слайд 4
Письменность
Кириллица
одна из двух (вместе с
глаголицей) первых славянских азбук ("азбука" - от названия первых
двух букв кириллицы: "аз" и "буки")
была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием
введена на Руси после крещения
легла в основу русского алфавита
Слайд 5
Образование
Берестяные грамоты – русские письма и
документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой коре (бересте)
Слайд 6
Граффити - многочисленные надписи на ремесленных изделиях и
на стенах каменных зданий (большинство из них начинается словами
«Господи, помози», далее следует текст просьбы)
Слайд 7
Образование - привилегия высших слоев общества:
Владимир Святославович
приказал обучать детей «нарочитых» (знатных) киевлян
Ярослав Мудрый открыл
киевскую школу, где более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе
Анна Всеволодовна (сестра Владимира Мономаха) открыла школу при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали грамоте
Слайд 8
ЗАДАНИЕ
Прочитать в § 22 п. 2 (Письменность и
литература), стр. 139-140
Заполнить таблицу на стр. 141 (вопрос 5)
Слайд 9
Архитектура
Десятинная церковь в Киеве (996-1240)
Слайд 12
Местные архитектурные школы
периода раздробленности
Владимиро-Суздальская земля
строили из белого
камня
ярко выраженный декоративизм, ажурная каменная резьба на фасадах церквей
Новгородская
земля
строгость, простота форм, скупость декоративных украшений, монументальная мощь композиций
особое внимание уделяли строительству крепостей
Смоленская, Черниговская, Полоцкая
высокое качество кирпичной кладки
архитектурный образ стремительного, вертикального движения, устремленность ввысь
Слайд 13
церковь Покрова на Нерли (А.Боголюбский, 1165 г., Владимиро-Суздальская
земля)
Слайд 14
церковь Спаса на горе Нередице (1198 г., Новгородская
земля)
Слайд 15
церковь Архангела Михаила в Смоленске (1180-1197 гг.)
Слайд 16
Изобразительное искусство
Фреска – живопись водяными красками по сырой
штукатурке:
первые фрески были выполнены греческими мастерами
основная тематика фресок –
изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
Мозаика («мерцающая живопись»):
техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам
изображение набиралось из смальты (специальный стекловидный материал)
широкого распространения не получила (в отличие от Византии)
Слайд 17
Фреска «Вознесение» в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
в Пскове. сер. XII в.
Слайд 18
Богоматерь Оранта («Молящаяся») в Софийском соборе в Киеве
(мозаика)
Слайд 19
Изобразительное искусство
Иконопись:
первые иконы на Руси появились в X
в. и были привезены греками из Византии
русское иконописание находилось
под влиянием византийской школы
XII в. - сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения (новгородская, псковская, ярославская, киевская и др.)
Слайд 20
Характерные особенности иконописания независимо от местных традиций:
1.
Обратная перспектива (более далекие от зрителя фигуры изображались более
крупными).
2. Символика цвета.
3. Главное внимание уделялось лицу и рукам, которые тщательно выписывались.
Слайд 21
«Ангел Златые власы». Новгородская икона.
Середина XII в.
Слайд 22
икона "Спас Нерукотворный"
сер. 12 в., новгородское происхождение
Слайд 23
Владимирская Богоматерь – изображение Богоматери с младенцем на
руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв.