Слайд 2
Тема урока: Духовная культура адыгов в XVI –
XVII вв. (песни, танцы, игры)
Цель:
1. Знакомство с духовной
культурой адыгов.
2. Анализ и синтез изучаемого материала.
Эпиграф урока: «Земля создана Богом не для войны и разрушений, а для созидания, творчества, для взаимопонимания, любви и дружбы»
Байрон
Слайд 3
ПЕСЕННЫЙ ЖАНР
Песенный жанр является симбиозом литературы и музыки,
так как слова и мелодии неразрывно связаны. Многие исследователи
считают, что у адыгов именно в песне родилась поэзия, стихи были неразрывно связаны с мелодией. Адыги не только сами любили петь, но и умели слушать песни в чьём – либо исполнении.
Слайд 4
Музыкальные инструменты и странствующие певцы джегуаго
В Черкесии большую
роль в развитии музыкальной культуры играли странствующие певцы –
джегуако. Часто князья и дворяне старались привлечь их на свою сторону. В результате сложилось два направления: дворянско-княжеский и демократический. Личность джегуако считалась неприкосновенной.
Музыка адыгейцев, имеющая ряд самобытных отличительных черт. Носители устной музыкально-поэтической традиции - в прошлом странствующие певцы джегуако гыбзау, аккомпанирующие себе на шичепшине. Жанровая система отличается многообразием функционально дифференцированных (трудовых, обрядовых) песен: пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, аробных, пасечных, пастушьих, охотничьих, при чесании шерсти, прополке кукурузы, очистке, толочении зерна, вызывании дождя, песен-заговоров от оспы, от ран и др. Танцы: зафак,исламей, зыгатлат, удж-турыту, удж-хурай, зекокаш.
Слайд 5
ШИЧЕПШИН
шичепщин (шык1эпщынэ) – инструмент, напоминающий скрипку, выполненный из
дерева и конского волоса, общая длина которого достигает 700
мм. Обычно шичепщин изготавливался из груши, липы или клена. Диапазон звучания шичепщина колеблется в пределах двух октав, издает приглушенный звук. Играли на нем преимущественно мужчины, певцы-сказители.
Слайд 6
Пшинекеб
Пшинекеб – смычковый инструмент, наподобие виолончели. Издревле пнишекеб
изготавливался из тыквы. Когда плод начинал расти, части его
удлинялись. Тыкву срезали наполовину, проделывали отверстия и натягивали струны. Впервые пшинекеб начали мастерить в 2-4 вв. до нашей эры. У некоторых моздокских адыгов до сих пор хранятся эти музыкальные инструменты с многовековой историей как реликвия.
Слайд 7
Гармоника
Игра на гармонике стала популярной со
второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более
чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.
Слайд 8
Внимание приковывают и такие инструменты, как
трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен,
кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа— щипковый струнный инструмент наподобие угловой арфы.
Слайд 10
Адыгская лира - арфовидный инструмент, бывает
в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена.
Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.
Слайд 11
Танцы
Танцы были одним из любимейших развлечений
адыгов. Их исполняли на всех праздниках и увеселениях. Искусству
танца адыги обучались с детства. В XVI – XVII вв. танцы строго подчинялись адатам. Было несколько видов народного танца. Танцы стали одним из факторов духовных исканий народа, они совершенствовались как произведения искусства.
Слайд 12
Зафак
Зафак- наиболее популярный и распространенный в народе парный
лирический танец, исполняемый плавно и грациозно в умеренном темпе.
В этом танце танцующие как бы встретились впервые. Юноше понравилась девушка. Он в ходе танца приближается к ней и приглашающим и, поэтому сама тоже отходит назад. Данный танцевальный ход ( подход друг к другу и отход назад) повторяется с разных сторон несколько раз. Это танец первой встречи.
Слайд 13
Исламей
Исламей- оригинальный и популярный плавный парный
лирический танец, исполняемый в умеренно-быстром темпе. В исламее танцующие
уже более знакомы. Это – танец ухаживания.
Слайд 14
Турытуудж
Очень популярный в народе попарно-массовый танец исполняемый в
умеренно-быстром темпе. В турытуудже танцующие словно достигли полного обоюдного
согласия в своих чувствах. Это – танец полного согласия.