Слайд 2
Проблемный вопрос: почему формирование единого государства повлияло на
развитие культуры?
План урока:
Особенности развития культуры России в 16 веке
Просвещение
Начало
книгопечатания
Летописание. Исторические произведения
Публицистика. Светская литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыкальная культура
Религиозные праздники и повседневный быт
Слайд 3
Культура (от латинского «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)-
это исторически определённый уровень развития человечества
«Культура утверждается в сердце
народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» (Николай Рерих)
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры» (Пётр Савицкий)
Слайд 4
Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры России в
16 веке:
Создание единого многонационального государства
Культурные достижения всех народов, вошедших
в состав России
Развитие культурных контактов со странами Европы и Азии
Влияние Русской православной церкви
Слайд 5
Карамзин: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение
букв и типографии»
В 16 веке происходит распространение грамотности не
только в среде знати и духовенства, но и посадских людей. Об этом свидетельствуют пометки ремесленников на изделиях, цифры на венцах при разметке дома, имена владельцев на разных хозяйственных предметах
Слайд 6
Указание на широкое распространение грамотности среди городского населения
находится в «Домострое» (16 век)
В «Домострое» говорится о необходимости
вести в хозяйстве письменный учёт
Слайд 7
Стоглавый собор 1551 года обсудил вопрос о необходимости
борьбы с невежеством и распространения в народе просвещения
Духовенство решило
увеличить число школ при монастырях и при церквах
Слайд 8
Обучение велось, как правило, при монастырях. Детей учили
«и писати, и пети, и чести (считать)
Среди знати и
зажиточных горожан было распространено домашнее обучение. К детям приглашали учителей – «мастеров грамоты»
Слайд 9
В 16 веке появились первые «азбуковники» – краткие
словари, в которых содержались сведения по грамматике, арифметике, истории,
географии в алфавитном порядке
Труды Максима Грека по грамматике
Для маленьких азбуку вырезали на деревянных досках
В арифметике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, деление, действия с дробями
Слайд 10
В землях, где проживало население исповедующее ислам, при
мечетях создавали мектебе и медресе
В них использовались рукописные трактаты
по географии и истории, литературные произведения
Слайд 11
В Древней Руси книги были рукописными. Использовался дорогой
пергамент, береста, позже бумага
В документах выработался особый тип письма
– скоропись
В середине 16 века появились писцы-профессионалы. Так как они работали на городских площадях и в основном выполняли функции нотариусов. Их называли «площадными» писцами
Слайд 12
Первые попытки печатать книги в Москве были предприняты
Сильвестром (1550 год)
По велению Ивана Грозного и с благословения
митрополита Макария в Москве был построен Печатный двор
Слайд 13
1565 год – Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец
выпустили «Часословец» (книга для обучения грамоте)
После отъезда из страны,
на Печатном дворе трудились Никифор Тарасиев, Андроник Тимофеев-Невежа
Слайд 14
В центре Москвы в 1909 году был установлен
памятник первому русскому первопечатнику
На передней стороне надпись: «Николы Чудотворца
Гостунского диакон Иван Фёдоров» и дата начала печатания «Апостола» – 19 апреля 1563 года
Слайд 15
В 16 веке русское летописание достигло вершины своего
развития
В Воскресенской летописи (1531) пропагандируется идея сильной княжеской власти
В
Никоновскую летопись (1520 или 1539-1542) входят описания подготовки к Собору 1531 года, переводы Максима Грека, поучения митрополита Даниила
Слайд 16
1560-1570-ые годы создан Лицевой летописный свод Никоновской летописи,
возможно, под редакцией Ивана Грозного
Первые три тома посвящены всемирной
истории, последние семь – истории Отечества
Слайд 17
Дальнейшее развитие получили исторические повести: «Казанское взятие», «О
прихождении Стефана Батория на град Псков»
Татарская литература 16 века
достигла значительных успехов
Поэт Мухамедъяр:
Смелей твори добро, придёт пора и ты узнаешь тоже вкус добра.
Слайд 18
Кавказский Нартский эпос – это рассказы о жизни
былинных героев нартов
Калмыцкий эпос Джангар – это повествование о
стране счастья и благоденствия Бумба и о подвигах её богатырей
Слайд 19
16 век – неизвестный автор в «Сказании о
князьях владимирских» излагает легенду о происхождении великих князей от
брата римского императора Августа по имени Прус
Иван Пересветов в памфлетах «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Мамете-салтане» связывает благосостояние страны с грозным и мудрым царём
Слайд 20
Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привели
к массовому строительству городов, крепостей, монастырей и храмов
Только в
период Ивана Грозного построено свыше 40 каменных церквей, свыше 60 монастырей, 155 крепостей, 300 городов
Слайд 21
Вокруг Кремля появились ремесленные и торговые посады, боярские
и купеческие усадьбы
Именно в 16 веке сложилась характерная для
Москвы радиальная застройка
Появился Китай-город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной город (Садовое кольцо)
Слайд 22
В честь взятия Казани был сооружён Покровский собор
(1555-1560)
Он состоит из восьми несимметричных разновеликих столпообразных храмов, окружающих
находящуюся в центре церковь Покрова Богородицы с высоким шатром, увенчанным маленькой маковкой
Построен мастерами Барма и Постник
Слайд 23
Стоглавый собор 1551 г. призвал копировать старых византийских
живописцев и Андрея Рублёва
1553-1554 гг.- было разрешено изображать исторические
сюжеты и лица царей и бояр
Икона «Церковь воинствующая» (Благословенно воинство Небесного Царя) призвана увековечить покорение Казанского ханства (4 метра длиной)
Слайд 24
В 16 веке происходит окончательное оформление особенностей церковного
пения, появляются певческие школы
Главной особенностью церковной музыки являлась многораспевность
Слайд 25
Главные религиозные праздники:
У православных – Пасха
У мусульман –
Ураза-байрам (праздник разговения) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения)
Мусульмане – шииты
– день рождения пророка Мухаммеда (12 рабиуль-авваль третьего месяца лунного календаря)(26 апреля 570 г.)
Слайд 26
Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак
не более трёх раз
Развод разрешался лишь в исключительных случаях
и часто с условием пострижения в монахи одного из супругов
Власть главы семьи была неограниченной
Слайд 27
Основу русского женского костюма по-прежнему составляла длинная рубаха,
поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами (накапки)
Женский
опашень шили из сукна красных цветов, рукава были длины до пят, но пониже плеча были проймы, сквозь которые легко проходили руки
Слайд 28
Замужняя женщина боялась, что кто-либо увидит её волосы
Множество
головных уборов: волосники, подъубрусники, убрусы, кики, кокошники