Слайд 2
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне –
и я запомню;
дай сделать – и я пойму»
Слайд 3
Цель: показать роль и возможности игровой и творческой
деятельности – театрализации, и ее актуальность в процессе обучения.
Задачи:
-Дать
анализ театральной деятельности, как средства работы педагога на уроках истории;
-Обобщить и показать свои опыт в этом направлении.
Объектом исследования является театрализация в учебном процессе, а субъектом ученики школы №4 города Урай. Гипотезой моего исследования - показать опыт моей работы в этом направлении.
Слайд 4
Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип
урока):
Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как
помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)
“Кто я?” - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.
Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).
Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Инсцинирование текста.
Слайд 5
Этапы действий учителя и ученика:
- Самостоятельное прочтение произведения
и формирование первого личностного впечатления.
- Коллективный обмен мнениями.
- Обсуждение
чтения и произведения.
- Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции.
- Обмен результатами работы и их обсуждение.
- Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся.
- Репетиции, и параллельно - работа других творческих групп.
- Итоговое выступление в аудитории сверстников, родителей, учителей.
- Анализ творческого дела и личных достижении каждого.
.
Слайд 6
«Элементы театрализации».
Элементы театрализации - это маленькие пьесы,
разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить исторические
события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции - « Спектакль без репетиций».
Слайд 7
В 5 классе «Демократия в Афинах», «Религия древних
греков» в соответствии с сюжетом дети пытаются решить проблему,
дать совет, ссорятся, пытаются выйти из трудной ситуации, осуждают своих героев и сочувствуют им.
В 6 классе подобная театрализованная игра может проходить на темы « Рыцарский турнир», «Новгородское вече», «Английский парламент».
В 7 классе можно взять такие предлагаемые обстоятельства, как
«Москва в Смутное время».
Слайд 8
Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика,
то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит
игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.
Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т.п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Слайд 9
Игра – театрализация - это мощный стимул в
обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
В тетрализации активизируются
психические процессы участников игровой деятельности.
Театр эмоциональн по своей природе и потому способен даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В театрализованной игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.
Создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество
«Именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)
Слайд 10
Элемент урока истории в 6 классе.
Тема урока: «Ремесло
в средневековом городе».
Используемые приемы театрализации: историческая сценка , персонификация
Инсценировка :
Фон – иллюстрации средневековой улицы. Возле стола сидит мастер в фартуке, в лосинах, сандалиях, длинном балахоне, жабо и берете с надменным видом хозяина. На столе – башмак, молоток, большая иголка. На полу разбросанная обувь. С другой стороны стола – подмастерье. Сидит работает: шьёт, стучит,…
Мастер обращается к подмастерью:
-Делай работу исправно! Чтобы клиент доволен был! Здесь каблучок получше отшлифуй, да нитки покрепче возьми, чтобы дольше служили сандалии.
- Бог в помощь добрым людям! (в лавку заходит покупатель)
- Спасибо тебе, добрый человек! Иоганн, И – о-га-анн! Ну где тебя носит, бездельник?
- Да. мастер.
- Обслужи покупателя.
- Покадите пожалуйста вон те сандалии. Ах, какой роскошный товар. Заверните. Покупатель расплачивается и уходит из лавки. Ученик убегает. Подмастерье продолжает работать. Мастер сидит продолжает наблюдает за работой юноши-подмастерья.
Слайд 11
Элемент урока -театрализация «Античный театр», 5-й класс
Давайте представим,
что мы находимся в афинском амфитеатре: чувствуем дуновение ветерка,
радуемся красоте мира, сиянию солнца… Скоро начнется спектакль… Готовы уже актеры, волнуются драматурги… И вот – представление начинается!
3. Просмотр спектаклей, подготовленных участниками творческих групп.
(Каждый театрализованный фрагмент представляет «театральный критик»).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Геракла (от слов: «Друг!.. Назови скорей дорогу, чтоб сойти мне в преисподнюю…» до слов: «Согласен! Погляди, выносят мертвого».).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса, Ксанфия, Харона (от слов: «Эй ты. Тебе я говорю, покойничек! Снести возьмешься ношу в преисподнюю?» до слов: «Понимаю, да! И что я встретил, бедный, выйдя из дому!»).
Аристофан. Комедия «Лягушки». Сцена из Пролога: диалог Диониса и Харона, хор лягушек (от слов: «Садись на весла…» до слов: «Видит Зевс! Клянись!»).
Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и сына его Фидиппида (от слов: «Прошу тебя! Мой миленький, любименький, ступай и поучись!» до слов: «Горе, горе мне! Как голове тупой, седой, забывчивой в лапше словес тончайших разобраться, ох!»).
Аристофан. Комедия «Облака». Сцена из Пролога: диалог Стрепсиада и ученика из школы Сократа (от слов: «Пошел к воронам! Кто здесь в двери ломится?» до слов: «Никак нельзя! Им строго запрещается дышать так долго чистым, свежим воздухом».).
Слайд 12
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам
стремится к знаниям так, что ничто не может ему
помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".