Слайд 3
Соседями восточных славян были варяги (норманны, выходившие из Скандинавии в
другие страны), которые жили «за морем» и приходили к
славянам «из-за моря», финно-угры на севере (территория современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей), волжская болгары и хазары на востоке, и процветающая Византия на юге.
Варяги или наёмники
Слайд 5
Святой Всехвальный апостол Андрей Первозванный водружает крест на
Киевских горах (художник Роман Кравчук)
На одном из киевских холмов
апостол Андрей установил крест и предсказал величие и красоту будущей столицы Древней Руси. Про посещение апостолом Новгорода в нашей летописи осталось лишь одно упоминание об удивившем апостола обычае новгородцев париться в банях.
Слайд 6
Образование Древнерусского государства
Первые упоминания о Киевской Руси как
государственном образовании относятся к 30 годам IX века. До
этого признаков государственной жизни не было. Традиционно отправной точкой русской государственности считается легендарное призвание варягов.
Согласно «Сказанию о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печёрской лавре в начале XII века
Призвание варягов. Ф.А. Бруни, 1839
Варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был приглашен княжить в Новгород.
Слайд 7
Древнерусское госудаство с центром в Новгороде при Рюрике
Слайд 8
Древнерусское государство при Олеге Вещем
В 879 году в
Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано ОЛЕГУ
Слайд 9
Киевская Русь при князе Владимире
Князь Владимир до крещения
Слайд 11
Начало христианства на Руси
Древнее предание гласит, что начало
христианской проповеди на Руси было положено еще в I веке
апостолом Андреем Первозванным. Учёные до сих пор спорят об его истинности. Предание повествует о том, что апостол Андрей прошел с проповедью Евангелия до днепровских гор, на которых позже возник Киев. Затем поднялся вверх по Днепру, дошел до Новгорода и вернулся обратно в Рим.
Слайд 12
О том, как именно крестился Владимир и как
он крестил свой народ, существовало много преданий.
Владимира — монарха
крупнейшей европейской державы, пытались сманить в свою веру и магометане, и наголову разбитые его отцом хазары, фактически оставшиеся на тот момент без государства, и, тем более, представители Ватикана. Известны несколько посольств Владимира в разные страны. Как политик, Владимир мыслил породниться с Византийской династией, что означало бы практически уравнять русских князей если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевского государства.
Выбор веры князем Владимиром
Слайд 15
Тогда же Владимиром была пожалована Церкви десятина от
всех княжеских доходов, почему и храм, ставший центром общерусского
сбора церковной десятины, нарекли Десятинным.
"Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989г" Верещагин В. П.
Слайд 16
С Десятинной церковью и назначенным ее настоятелем Анастасом
некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были
составлены житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках Феодоре и Иоанне в их первоначальном виде, а также «Слово о том, как крестился Владимир, взяв Корсунь». Там же возникла позднее и ранняя, греческая, редакция жития страстотерпцев Бориса и Глеба.
Слайд 17
Владимирский собор на территории заповедника "Херсонес Таврический.
Слайд 19
До наших дней деревянных построек сохранилось
немного. Среди них – музей – заповедник Кижи.
Слайд 20
Венчали храм купола. Их форма менялась
в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствовали из Византии,
шлемовидные – очень похожие на современные. В московском зодчестве больше прижились луковичные главки.
Различным было и количество куполов на храмах: у церкви Покрова на Нерли – один; у Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом – два; три купола первоначально было у Благовещенского собора Московского Кремля; пять – У Софийского собора в Новгороде; тринадцать – у Киевской Софии и даже 22 –У деревянной Преображенской церкви в Кижах. В летописи есть упоминание о строительстве в древнем Киеве собора « о двадцати пяти верхах».
Слайд 22
С принятием христианства на Руси
в качестве образца был заимствован крестово –купольный тип храма.
Как же был устроен русский храм тех времён ? В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под купольным – небом развёртывалось литургическое действо.
Слайд 23
Количество куполов в культовом зодчестве не только
зависело от размеров храма, но и имело символический смысл.
Два купола трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как ипостаси Бога, пять – как Христос и 4 евангелиста, 13 куполов символизировали Христа с 12 апостолами.
Слайд 25
Софийский собор в Новгороде
Софийский собор, Киев.
Слайд 26
Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Реконструкция
Софийский собор, Киев
Слайд 27
Владимир Успенский Кафедральный собор. 1158–1160.
Слайд 28
Успенский собор.
Собор строился почти пять лет (1475-1479). Руководил
его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В
качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире.
Соборы московского кремля
Слайд 29
Благовещенский собор
Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в
1484-1489 гг. на месте одноименного собора второй половины 14
в. Свое окончательное завершение собор получил в 1560-1570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.
Соборы московского кремля
Слайд 30
Архангельский собор
Руководил его постройкой (1505-1508) итальянский архитектор Алевиз
Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей
московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий.
Слайд 31
Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения
была построена
в 1505-1508гг. Первоначально она служила своеобразным дозорным и сигнальным
пунктом, откуда оповещали о возможных вражеских нашествиях или о пожарах.
Слайд 32
церковь Положения Ризы Божьей Матери
Небольшая одноглавая церковь
Положения Ризы Божьей Матери была построена псковскими мастерами в
1484–1486 годах. Этот храм находится на месте древней церкви, возведённой в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши в день праздника Положения ризы Божьей Матери во Влахерне.
Слайд 33
пятиглавый собор Двенадцати апостолов
К северу от Успенского собора
и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой
пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635–1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.
Слайд 34
домовые церкви
К востоку от Теремного Дворца расположены
четыре домовые церкви: св. Екатерины, Верхоспасский собор, церковь Распятия
Христа и церковь Воскресения Словущего. Первой была построена церковь св. Екатерины (1627). Будучи расположена рядом с Золотой царицыной палатой, эта церковь была составной частью покоев царицы и главной церковью на женской половине.
Слайд 35
собор Василия Блаженного
В 1552 году в канун Покрова
Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в
1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом.
Слайд 36
Собор Казанской Иконы Божией Матери
Собор Казанской Иконы
Божией Матери был построен в память исторической победы русского
народа над польскими захватчиками в 1612 году. В посвящении собора Казанской иконе Богородицы выразилась благодарность народа небесной Заступнице, освободившей город от иноземцев. Вместе с тем в этом проявилась преемственная связь между двумя победами общенационального значения – освобождением Москвы от интервентов народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским и взятием Казани Иваном Грозным.