Историк русской церкви Е. Е. Голубинский пришел к выводу: «Наши епископы периода домонгольского (как и всего последующего времени) не ознаменовали себя в этом отношении ничем»
подаяний населения окрестных городов и сел. Детям приносили продукты
питания, одежду, игрушки. Тогда, по-видимому, и возникла пословица: «С мира по нитке, а бедному сироте сорочка»
Слайд 6
Этнограф И. И. Иллюстров, исследуя пословицы о
скудельницах и при них детских приютах, писал, что здесь
покрывались народным милосердием несчастное рождение и несчастная смерть: «Живой не без места, а мертвый не без могилы»
Слайд 7
Порядок определения опекуна изложен в ст. 99
«Русской Правды». В ней идет речь о том, что
если в семье останутся сироты или мать после смерти мужа выйдет замуж, то ближайший родственник берет детей вместе с имуществом под опеку до совершеннолетия
Слайд 8
«Русская Правда» предусматривала назначение опекуна из числа ближайших
родственников и ни в коем случае человека из другого
рода, за исключением отчима, при котором была мать детей. Назначение опекуном родича соответствовало традиции, шедшей от родового строя.
Слайд 9
Определение детей на опеку выражалось термином «дать
на руки». На опекуна возлагались различные обязанности: кормить, одевать
детей, сохранить их имущество и возвратить им его в целости.
Слайд 10
Педагогическая функция определялась словом «печаловаться», которым выражалась забота
о воспитании детей. Понятие «печаловаться» означало покровительствовать, усердно и
ревниво заботиться о ком-либо, в частности о сиротах, относиться к ним как к родным, заступаться за них. Поэтому в народе опекуна называли печальником.
Слайд 11
Сведения об опекунах, завладевших имуществом подопечных, а также
об отчимах-растратчиках содержатся в новгородской берестяной грамоте № 112,
отразившей сложность ситуаций в борьбе за наследство.