Слайд 2
Первобытно-общинный строй
Это первый этап в развитии человечества
занимает огромный период времени: с момента появления человека (более
3,5 тыс. мил. лет назад) до образования человеческих обществ.
Слайд 3
Первобытность
Длительный и сложный процесс развития человечества начался
с появлением древнейших людей и завершился образованием первых государств
Характеристика:
отсутствие сословий, имущественного неравенства, государственности, городов и т.д.
Слайд 4
Особенности
1.Универсальный этап развития(все народы мира прошли через
первобытность)
2. Наиболее продолжительный этап, который охватывает 1,5 млн лет
3.Не
освещен в письменных источниках первобытные люди не владели письменностью
4. На планете до сих пор обитают племена, сохраняющие первобытные традиции или пережитки прошлого
Слайд 5
Хронология первобытно-общинного строя
Каменный век (палеолит, мезолит, неолит, энеолит)
Бронзовый
век
Железный век
Слайд 6
Каменный век
14 тысяч лет назад до нашей эры
Палеолит
(древний каменный век)
Каменные орудия труда (в позднем палеолите появляются
до 90 видов орудий)
Жилье (на деревьях, пещеры)
Первобытное стадо - праобщина
Слайд 7
Праобщина
- эпоха первобытного стада
*Идет процесс эволюции
физического типа человека
*Совместная трудовая деятельность (коллективный характер)
*Постепенное упрочение социальных
связей и ослабление животных инстинктов
*Формируется речь и мышление
*Возникновение элементов религии и изобразительной деятельности
Слайд 8
Каменный век
14-10 тысяч лет назад до нашей эры
Мезолит
(средний каменный век)
Лук, стрелы
Лодки
Составные орудия труда
Слайд 9
Каменный век
10-6 тысяч лет назад до нашей эры
Неолит
(новый каменный век)
Производящая экономика
Зарождение земледелия и
скотоводства
Ремесла:
ткачество, кузнечное дело,
гончарное
дело.
В мезолите и неолите зарождается матриархальная родовая община (родство по матери)
Слайд 10
Родовая община
*Земля – общая собственность
*Общая территория
*Равенство всех членов
коллектива
*Отсутствие угнетения и социального неравенства
*Управление – на принципах самоуправления
*Хронологические
рамки:
40 тысяч-10 тысяч лет до н.э.
*Появление человека современного
типа
*Род - новая прочная, устойчивая
форма общественной организации, основанная на кровном родстве, взаимопомощи
Слайд 11
Каменный век
5-3 тысяч лет назад до нашей эры
Энеолит
(медно-каменный век)
Медные и каменные орудия труда
Слайд 12
Бронзовый век
3-2 тысячи лет назад до нашей эры
Медь
+ Олово = Бронза
Скотоводство отделилось от земледелия
Патриархальная родовая община
(родство как по отцу, так и по матери)
Слайд 13
Железный век
2 тысячи лет назад до нашей эры
Орудие
труда из железа и его производных (стали, сплавов)
От земледелия
отделилось ремесло (ремесленники изготовляли изделия не только на заказ, но и для обмена)
Появляется простое товарное производство
Соседская община
Слайд 14
Соседская община
(8 тыс.-4 тыс. до нашей эры)
Открытие
металлов
Развитие ремесла
Обмен товарами
Развитие индивидуальных форм деятельности
Семья – основная хозяйственная
единица
Возрастание роли мужского труда
Война- источник обогащения
Рост производительности труда привел к образованию излишков труда – собственность индивидуальных людей
Расслоение общества
Итог: появление соседской общины(сочетала индивидуальное и общинное землевладение)
Основа: отдельная семья
Общинная собственность: леса, поля, пастбища
Слайд 15
Л. Морган и Ф. Энгельс
Л. Морган и Ф.
Энгельс выделили:
Дикость (присвоение готовых продуктов природы - присваивающее
хозяйство)
Варварство (развитие скотоводства и земледелия - производящих хозяйства)
Цивилизацию (возникновение первых городов и государств, развитие письменности, промышленности, появление новых форм религиозной и культурной жизни)
Слайд 17
Неолитическая революция
Это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
В
это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования,
выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу.
Слайд 18
Сущность неолитической революции
Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Изменение
отношений между человеческими сообществами, когда стало выгоднее «отдать», чем
быть убитым, выгоднее «забрать», чем убить.
Щадящее отношение к природе, сотрудничество с природой.
Развивался новый интеллект, способный предвидеть, просчитать ходы вперед.
Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки.
Слайд 19
Система табу
Запрет на брак внутри рода
Неприкосновенность тотема (культ)
отца
Неприкосновенность вождя, жреца
Слайд 20
Система объектов поклонения
Силы природы
Предки
Старейшины
Тотемы, культы
Фетиши (неодушевленные предметы: оберег,
амулет, талисман)
Слайд 21
Различные теории исторического развития
Марксистская концепция истории (К. Маркс,
Ф. Энгельс)
Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.
Тойнби, Л. Гумилев)
Теории мирового цивилизационного развития (У. Ростоу, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Э. Тоффлер)
Слайд 22
Цивилизация
Это историческая эпоха, пришедшая на смену варварству.
Это высший
этап развития человечества.
Это культурно-географическое образование (например, восточная, западная, китайская
цивилизация).
Это глобальное понятие обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.
Слайд 23
Цивилизация- высокая стадия развития человечества
Характерные признаки:
Города
Государственность
Система ведения хозяйства
(экономика)
Письменность
Ремесла отделившиеся от сельского хозяйства
Право
Наука
Слайд 24
Виды цивилизаций
Локальные цивилизации (местные)
Изучают большие исторически сложившиеся общности,
которые занимали определенную территорию имеют свои особенности. Например, Др.Греция,
Рим
Стадиальные цивилизации (мировые)
Изучают процесс развития общества в целом, в единстве, в котором определяются определенные стадии:
доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная
Слайд 25
Четыре этапа цивилизационного подхода:
I этап. XVIII век –
Этап просветителей (Франция).
II этап. XIX век – Позитивистский этап
(Англия, Франция).
III этап. 1-ая половина XX века – Теория локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский).
IV этап. 2-ая половина XX века – Глобально-цивилизационный подход
Слайд 26
I этап – Этап просветителей
4
3
2
1
Новое время. Франция, XVIII
век. Людовик XIV.
Эпоха Возрождения. Династия Медичи.
Древний Рим. Эпоха Августа.
Древняя
Греция. Перикл.
Слайд 27
Противоречивость взглядов Ж.Ж.Руссо
Антипрогрессизм
Гуманизм
Слайд 28
II этап – Позитивистский этап
Француз Франсуа Гизо
говорил, что цивилизация возникает благодаря материальной (это вещи) и
духовной силе (человеческие качества: разум, нравы, воля). Духовная сила мощнее, чем материальная.
Англичанин Бокль Генри Томас выдвигает идею: географическая среда определяет общество.
Слайд 29
III этап – Теория локальных цивилизация
Немецкий философ
Освальд Шпенглер («Закат Европы», «Закат вечерней Земли») понимал цивилизацию,
как высшую степень культуры. В его трудах любая цивилизация обречена на смерть.
Рождение – Рост – Рассвет – Старость – Смерть
Арнольд Дж. Тойнби, английский культуролог, позитивист отверг идею Шпенглера о гибели цивилизации. У него империя живет.
Рождение – Рост – Рассвет – Старость
Слайд 30
Принцип цивилизации
В развитии любой цивилизации лежит принцип:
ВЫЗОВ –
ОТВЕТ
Теория «Вызов – Ответ» была сформулирована английским историком Арнольдом
Тойнби.
Слайд 31
Какие могут быть «вызовы»?
Внешняя среда (климат, ландшафт, новые
земли, которые должны быть плодородные)
Социальное окружение: противостоять соседям
Слайд 32
III этап – Теория локальных цивилизация
Николай Яковлевич
Данилевский («Россия и Европа») выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций).
Культурно-исторический
тип – это исторически сложившаяся общность, которая занимает определённую территорию и имеет свои, характерные только для неё, особенности культурного и социального развития.
Слайд 33
Кто отвечает на «вызов»?
Ответы дает элита, народные массы
не причем.
Слайд 34
Фазы цивилизации:
Возникновение
Рост
Надлом (кризис)
Распад