Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по истории на тему Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единство

Содержание

План:Влияние татаро-монгольского нашествия и политического господства Золотой Орды на развитие культуры .Духовное единство Руси.Общерусские летописные своды.Культурное разделение Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси.Складывание русской, украинской и белорусской народностей.Политика Золотой Орды по отношению к православному духовенству, проповедь "непротивления"
Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единствоРаботу выполнила учитель План:Влияние татаро-монгольского нашествия и политического господства Золотой Орды на развитие культуры .Духовное Русь оказалась под длительным и мощным воздействием Золотой Орды.Нашествие монголо-татар изменило условия историко-культурного развития русских земель. Тяжёлым испытанием для русских людей стало насильственное подчинение чужой по культуре народности. Вторжение монголо-татар было воспринято русскими людьми как вселенская катастрофа, как вмешательство божественных Прекратил свое существование знаменитый путь «из варяг в греки». Нашествие разорило Русь. Основной удар кочевников пришелся по городам.По подсчетам археологов, из После монголо-татарских нашествий на месте некогда цветущих городов оставались развалины и пепел. Летописи описывают нашествие татар и его результаты:«Множество мертвых лежали, и град разорен, земля пуста, церкви пожжены». Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)писал:«Монголы находились на довольно низкой ступени развития. Народ МоскваВ северо-восточной Русипоследовательно утверждала свою власть Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)писал:«Татары настолько мало интересовались управлением на Руси, настолько Митрополит Петр (ум. 1326)  И. Калита (1283 — 31.03.1340)Митрополит Петр завязывает тесную дружбу с Иваном Калитой. В 1325 г. митрополит Пётр вместе с князем заложил в Москве первую митрополит Феогност храм в 1339 после смерти и канонизации митрополита ПетраПреемник Петра В. О. Ключевский (16.01.1841 — 12.05.1911)В.О. Ключевский заметил, что приобретение московскими князьями статуса Кафедра митрополита в Москведуховный центр всех русских православных людей.На этом фоне иначе И. Калита (1283 — 31.03.1340)В московском князе русские люди стали видеть «старшего сына каменная церковь Архангела Михаила (Архангельский собор)И. Калита (1283 — 31.03.1340) Культурный подъем этого времени отмечен расцветом древнерусской иконописи.Иконописное искусство — воплощение идей Феофана Грека (ок.1340 - ок.1410) Не позднее 1378 г. зрелым художником примерно Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)Епифаний Премудрый в послании к другу писал: «Когда я церковь Благовещения Святой Богородицыцерковь Св. Михаила Лучшие представления о творчестве Феофана Грека дают фрески новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильине (1374). «Лик Богоматери Донской выглядит просветленным. Глаза ее не такие большие, как у Икона «Богоматерь Донская» двусторонняя.«Успение Богоматери»«Успение Богоматери» — философское рассуждение о жизни и Митрополит Алексий (ок.1292-1305-12.02.1378)Сеергий Радонежский (3.05. 1314 — 25.09 1392) Работа Феофана Грека в Москве БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Иван III (1440 — 1505) Наиболее яркие творения Феофана остались в Благовещенском соборе. иконостаса Благовещенского собора МосковскогоВ результате иконостас Благовещенского собора Московского Кремля приобрел невиданную Троице-Сергиево монастырьАндрей Рублев (ок.1370 - 1430).Андрей Рублев начал свой путь в Троице-Сергиево монастыре Творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с именем Сергия Радонежского, Москвой и ее А. Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой Икона «Троица» В1392 г. умер Сергий Радонежский. В честь Сергия образ которого Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)В «Житии Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый писал о том, Звенигородский чин состоит из трех образов: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и окружаемая «Спас» Андрея Рублева «смотрит на нас своими добрыми всевидящими глазами, и чудится «Страшный Суд» — фрески Успенского собора во Владимире, которые были выполнены Андреем Рублевым Список литературы:Джон Феннел. Кризис средневековой Руси 1200 – 1304. Москва.: Прогресс, 1989Георгиева
Слайды презентации

Слайд 2 План:
Влияние татаро-монгольского нашествия и политического господства Золотой Орды

План:Влияние татаро-монгольского нашествия и политического господства Золотой Орды на развитие культуры

на развитие культуры .
Духовное единство Руси.
Общерусские летописные своды.
Культурное разделение

Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси.
Складывание русской, украинской и белорусской народностей.
Политика Золотой Орды по отношению к православному духовенству, проповедь "непротивления" батыевщине.
Политика Золотой Орды по отношению к православному духовенству, проповедь "непротивления" батыевщине.
Взаимоотношения церкви и князей в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в.
Позиция православия в борьбе Москвы и Твери.
Перенос православной кафедры во Владимир, а затем в Москву.
Митрополит Петр.
Религиозная и политическая деятельность митрополита Алексия.
Культурный подъем конца XIV - начала XV вв.
Сергий Радонежский
Культ св.Троицы.
Епифаний Премудрый и новый тип житийной литературы.
Живопись Феофана Грека и Андрея Рублева.
Научные дискуссии о русском "Предвозрождении".

Слайд 3 Русь оказалась под длительным и мощным воздействием Золотой

Русь оказалась под длительным и мощным воздействием Золотой Орды.Нашествие монголо-татар изменило условия историко-культурного развития русских земель.

Орды.
Нашествие монголо-татар изменило условия историко-культурного развития русских земель.


Слайд 4 Тяжёлым испытанием для русских людей стало насильственное подчинение

Тяжёлым испытанием для русских людей стало насильственное подчинение чужой по культуре народности.

чужой по культуре народности.


Слайд 5 Вторжение монголо-татар было воспринято русскими людьми как вселенская

Вторжение монголо-татар было воспринято русскими людьми как вселенская катастрофа, как вмешательство

катастрофа, как вмешательство божественных сил:
«Из-за грехов наших пришли

народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они, откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татарами, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги».


Слайд 6 Прекратил свое существование знаменитый путь «из варяг в

Прекратил свое существование знаменитый путь «из варяг в греки».

греки».


Слайд 7 Нашествие разорило Русь.
Основной удар кочевников пришелся по

Нашествие разорило Русь. Основной удар кочевников пришелся по городам.По подсчетам археологов,

городам.
По подсчетам археологов, из 74 русских городов XII—XIII вв.,

известных по раскопкам, 49 были разрушены монголо-татарами.

Слайд 8 После монголо-татарских нашествий на месте некогда цветущих городов

После монголо-татарских нашествий на месте некогда цветущих городов оставались развалины и

оставались развалины и пепел. Население русских земель резко сократилось.

Люди погибали, попадали в плен, тысячи русских становились рабами в Золотой Орде. Погибли лучшие произведения зодчества были разорены и забыты многие ремесла.

Слайд 9 Летописи описывают нашествие татар и его результаты:
«Множество мертвых

Летописи описывают нашествие татар и его результаты:«Множество мертвых лежали, и град разорен, земля пуста, церкви пожжены».

лежали, и град разорен, земля пуста, церкви пожжены».


Слайд 13 Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)
писал:
«Монголы находились на довольно

Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)писал:«Монголы находились на довольно низкой ступени развития.

низкой ступени развития. Народ с пастушеской кочевой культурой, не

вышедший из родового быта и не знающей оседлой жизни, не мог оказать большого культурного влияния на народ земледельческий, с развитой городской жизнью и культурой. Сами не имея просвещения, монголы не могли оказать какого-либо влияния на русское просвещение. Проводя жизнь
в войлочных юртах и кибитках, монголы не могли ничего существенного внести в русскую архитектуру, столь высокую в художественном отношении... Своей живописи они не знали. Наше декоративное искусство испытало на себе влияние Востока... раньше и независимо от монголо-татар. Вообще (в отличие от мавров) татары не принесли с собой высокой культуры, а наоборот, осев в степях юго-восточной Европы, они заимствовали культурные навыки, учились у армян, русских, а по принятии магометанства — главным образом у мусульманских народностей...»

Слайд 16
Москва

В северо-восточной
Руси

последовательно
утверждала
свою власть

МоскваВ северо-восточной Русипоследовательно утверждала свою власть

Слайд 17 Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)
писал:
«Татары настолько мало интересовались

Валентин Александрович Рязановский (1884 — 19.02.1968)писал:«Татары настолько мало интересовались управлением на Руси,

управлением на Руси, настолько мало вникали в него, что

просмотрели усиление великого Московского княжества»



Слайд 21 Митрополит Петр (ум. 1326) 
И. Калита (1283 — 31.03.1340)
Митрополит

Митрополит Петр (ум. 1326)  И. Калита (1283 — 31.03.1340)Митрополит Петр завязывает тесную дружбу с Иваном Калитой.

Петр завязывает тесную дружбу с Иваном Калитой.


Слайд 22 В 1325 г. митрополит Пётр вместе с князем

В 1325 г. митрополит Пётр вместе с князем заложил в Москве

заложил в Москве первую каменную церковь — Успения Пресвятой

Богородицы.

церковь — Успения Пресвятой Богородицы.






Слайд 23 митрополит Феогност
храм в 1339 после смерти и

митрополит Феогност храм в 1339 после смерти и канонизации митрополита ПетраПреемник

канонизации митрополита Петра
Преемник Петра митрополит Феогност обосновался в митрополичьем

подворье близ гроба канонизированного церковью митрополита Петра.

Слайд 24 В. О. Ключевский (16.01.1841 — 12.05.1911)
В.О. Ключевский заметил, что

В. О. Ключевский (16.01.1841 — 12.05.1911)В.О. Ключевский заметил, что приобретение московскими князьями

приобретение московскими князьями статуса церковной столицы для своего стольного

города было самым важным их успехом

Слайд 25 Кафедра митрополита в Москве
духовный центр всех русских православных

Кафедра митрополита в Москведуховный центр всех русских православных людей.На этом фоне

людей.
На этом фоне иначе виделся и образ московского князя,

как национального вождя.

Слайд 26 И. Калита (1283 — 31.03.1340)
В московском князе русские люди

И. Калита (1283 — 31.03.1340)В московском князе русские люди стали видеть «старшего

стали видеть «старшего сына русской церкви, ближайшего друга и

сотрудника главного русского иерарха» (Ключевский).

Слайд 27 каменная церковь Архангела Михаила (Архангельский собор)
И. Калита (1283 —

каменная церковь Архангела Михаила (Архангельский собор)И. Калита (1283 — 31.03.1340)

31.03.1340)


Слайд 28 Культурный подъем этого времени отмечен расцветом древнерусской иконописи.
Иконописное

Культурный подъем этого времени отмечен расцветом древнерусской иконописи.Иконописное искусство — воплощение

искусство — воплощение идей единства русского народа, который отстаивал

независимость, веру в свои идеалы, терпел, боролся и в творчестве черпал силы.

Икона Спаса XVв.


Слайд 29 Феофана Грека (ок.1340 - ок.1410)
Не позднее

Феофана Грека (ок.1340 - ок.1410) Не позднее 1378 г. зрелым художником

1378 г. зрелым художником примерно 40 лет на Русь

прибыл Феофан Грек, чтобы остаться здесь навсегда. Он органично вошел в русское искусство

В конце XIV — начале XV в. происходит расцвет фресковой живописи.


Слайд 30 Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)
Епифаний Премудрый в послании к

Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)Епифаний Премудрый в послании к другу писал: «Когда

другу писал: «Когда я жил в Москве, там проживал

и прославленный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев Отменный живописец, который собственноручною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в великом Новгороде. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения Святой Богородицы, Св. Михаила и еще одна».

Слайд 31 церковь Благовещения Святой Богородицы
церковь Св. Михаила

церковь Благовещения Святой Богородицыцерковь Св. Михаила

Слайд 32 Лучшие представления о творчестве Феофана Грека дают фрески

Лучшие представления о творчестве Феофана Грека дают фрески новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильине (1374).

новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильине (1374).


Слайд 33


«Лик Богоматери Донской выглядит просветленным. Глаза ее не

«Лик Богоматери Донской выглядит просветленным. Глаза ее не такие большие, как

такие большие, как у «Владимирской». Они обращены не вдаль,

а в глубь себя. Кажется, что Мария примирилась с грядущим распятием сына, ибо она знает, что после смерти последует воскрешение. Поэтому она не прижимает младенца к себе, а поддерживает ладонями, как жертву, добровольно возлагаемую на алтарь. В чертах ее лица нет Ничего неясного, невероятного, и это придает образу особую силу и уверенность. Розовость щек подчеркивает, ощущение материнского земного счастья. Из-под темно-красного мафория виден синий платок, причем такой чистой синевы, что не может не вызвать восхищения. Шея Бого­матери раскрыта и читается вместе с ее лицом. Такой мотив в иконописи — редкое явление. Он ближе к Италии».

«Богоматерь Донская»

Лучшей иконой московского периода в творчестве Феофана Грека считается «Богоматерь Донская».


Слайд 34 Икона «Богоматерь Донская» двусторонняя.
«Успение Богоматери»



«Успение Богоматери» — философское

Икона «Богоматерь Донская» двусторонняя.«Успение Богоматери»«Успение Богоматери» — философское рассуждение о жизни

рассуждение о жизни и смерти. Здесь Феофан смело отступает

от сложившихся канонов. Он увеличивает размеры фигуры Христа и придает всей сцене торжественный характер. Выросший чуть ли не до небес Христос бережно держит в своих руках крошечную фигурку — душу Богоматери. Мать и сын воссоединились. Подчеркивая образ Христа, который парит над головами апостолов и отцов церкви, художник озаряет эту сцену пламенем божественного огня, который Словно вспыхивает от ярко-красного огонька свечи, горящей у ложа усопшей Богоматери.


Слайд 35 Митрополит Алексий
(ок.1292-1305-12.02.1378)
Сеергий Радонежский
(3.05. 1314 — 25.09 1392) 
Работа

Митрополит Алексий (ок.1292-1305-12.02.1378)Сеергий Радонежский (3.05. 1314 — 25.09 1392) Работа Феофана Грека в

Феофана Грека в Москве проходила в период, когда в

окружении московского князя Дмитрия Донского сосредоточились люди, использовавшие идеи эпохи Предвозрождения:

Слайд 36 БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Иван III (1440 — 1505) 
Наиболее яркие творения Феофана

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Иван III (1440 — 1505) Наиболее яркие творения Феофана остались в Благовещенском соборе.

остались в Благовещенском соборе.


Слайд 37 иконостаса Благовещенского собора Московского

В результате иконостас Благовещенского собора

иконостаса Благовещенского собора МосковскогоВ результате иконостас Благовещенского собора Московского Кремля приобрел

Московского Кремля приобрел невиданную прежде грандиозность. Эта композиция, выполненная

мастером, с фигурой Спасителя в центре, стала самой выразительной частью великого произведения искусства. По правую руку от Христа высится Богоматерь. Ее руки высоко подняты к лицу в мольбе о чем-то важном. Эти фигура Богоматери вместе с Богоматерью Донской — редкое изображение женских образов у Феофана.

Слайд 38 Троице-Сергиево монастырь
Андрей Рублев (ок.1370 - 1430).
Андрей Рублев начал

Троице-Сергиево монастырьАндрей Рублев (ок.1370 - 1430).Андрей Рублев начал свой путь в Троице-Сергиево монастыре

свой путь в Троице-Сергиево монастыре


Слайд 39 Творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с именем Сергия

Творчество Андрея Рублёва неразрывно связано с именем Сергия Радонежского, Москвой и

Радонежского, Москвой и ее ближайшими городами и монастырями.
Андрей

Рублёв
(ок.1370 - 1430).

Сеергий Радонежский
(3.05. 1314 — 25.09 1392) 


Слайд 40 А. Рублев был первым русским живописцем, в творчестве

А. Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной

которого с особенной силой проявились национальные черты: высокий гуманизм,

чувство человеческого достоинства.

Андрей Рублев (ок.1370 - 1430).


Слайд 41 Икона «Троица»

В1392 г. умер Сергий Радонежский.

Икона «Троица» В1392 г. умер Сергий Радонежский. В честь Сергия образ


В честь Сергия образ которого в сознании русских людей

был неразрывно связан с темой единства Руси, воплощенной в идее Троицы, и была создана икона Андрея Рублева - «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Слайд 42 Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)
В «Житии Сергия Радонежского» Епифаний

Епифани Премудрый (ум. ок. 1420)В «Житии Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый писал о

Премудрый писал о том, что Сергий строил этот храм,

«дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Слайд 43
Звенигородский чин состоит из трех образов: «Архангел Михаил»,

Звенигородский чин состоит из трех образов: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и

«Апостол Павел» и окружаемая ими центральная фигура «Спаса».
«Архангел Михаил»
«Апостол

Павел»

«Спас».


Слайд 44
«Спас» Андрея Рублева «смотрит на нас своими добрыми

«Спас» Андрея Рублева «смотрит на нас своими добрыми всевидящими глазами, и

всевидящими глазами, и чудится нам, что на этой липовой

доске с полуосыпавшейся живописью запечатлен образ, нет, не Бога, а прекраснейшего и мудрейшего из всех мужей, любвеобильного, неиссякаемого в своей милости, образ, в котором все благородство и честь человеческого рода».

«Спас»


Слайд 45 «Страшный Суд» — фрески Успенского собора во Владимире,

«Страшный Суд» — фрески Успенского собора во Владимире, которые были выполнены Андреем Рублевым

которые были выполнены Андреем Рублевым


  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-na-temu-kultura-russkih-zemel-v-epohu-borby-za-nezavisimost-i-edinstvo.pptx
  • Количество просмотров: 63
  • Количество скачиваний: 0