Слайд 2
Историческая обстановка в X – XI веках.
Конец
IX в. — объединение Северной и Южной Руси (_____
год, князь __________ объединил города _______________________ создал контуры государства).
Непрочность союза, необходимость его поддержания силой оружия (______ год - восстание древлян против князя _________________).
Установление _____________________ дани (княгиня __________) - шаг к регламентированному законодательством государству.
Князь _____________________ - укрепление внешнеполитического положения Руси на __________________________. (Но! Летопись - «Ты, князь, чужую землю ищешь и охраняешь, а свою бросил...»).
Слайд 3
Князь ___________________ (980 -1015 гг.) — меры по
упрочению государственного объединения славянских племен:
Город _______________ — столица (а не стоянка в перерывах между военными походами);
Изгнание _____________________, переход к русской дружине;
организация системы обороны против _____________________:
четыре, оборонительные линии на южной границе (р. Сула - р. Трубеж - р. Остер – Десна - р. Стугна), крепости, валы, сигнальные вышки;
привлечение к гарнизонной службе в крепостях жителей Северной Руси;
новая административная система (во главе территорий не племенные князья, а ___________________________________:
Новгород — Ярослав Ростов — Борис
Муром — Глеб Туров — Святополк
Волынь — Всеволод Тмутаракань — Мстислав
Древлянская земля — Святослав Полоцк — Изяслав
Слайд 4
попытка идейного объединения, создание общеславянского языческого
пантеона в Киеве (___________ год)
(Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл,
Мокошь);
начало распространения христианства на Руси (IX в. – перевод византийских богослужебных книг на славянский Свв. _______________________;
крещение князей Аскольда и Дира, княгини __________ (955 г.); христиане среди дружинников Игоря (см. договор с Византией 944 г.). Версия о первом крещении Руси Аскольдом и Диром.
Слайд 5
Предпосылки крещения Руси:
Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа
от многобожия и введения монотеистической религии;
Этого требовали международные условия,
т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;
Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;
Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;
Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.
Слайд 7
Карамзин Н.М.
1766 – 1826 гг.
Слайд 9
Причины «выбора» христианства в греческо - византийском варианте:
традиционные
связи с Византией (географическое соседство, экономические связи, политические договоры)
Русь на пути
«… из варяг в греки»;
высокий уровень культуры Византии (античное наследие);
языковой плюрализм константинопольской церкви (возможность использования для культовых целей других наряду с греческим языков);
единство императорской и церковной власти в Византии (при доминировании первой над второй) — (в римской церкви — превосходство церковной Власти).
Слайд 10
Соловьев С.М. Карамзин Н.М.
1820 –
1879 гг. 1766 – 1826 гг.
Слайд 11
(Былины, Л., 1950, с. 75)
«Рассердился Илья да
разгневался,
Выходил он на широкий двор.
Тугой лук разрывчатый
натягивал,
Калены стрелы да он налаживал;
Он начал по городу похаживать,
На Божьи церкви да он постреливать,
А с церквей-то он кресты повыламывал,
Золоты он маковки повыстреливал,
С колоколов языки-то он повыдергал...»
Слайд 12
Митрополит Иларион
«Слово о законе и благодати»
(Хрестоматия по
древнерусской литературе. М., 1994, с. 35).
«С того времени (крещения
Руси Владимиром-Василием.) как это произошло, и до сих пор (середина XI века.) не прекращается подвиг благоверия. И не только тем явил имевшуюся в нем к Богу любовь, но еще и потрудился, повелев во всей земле креститься во имя Отца, Сына и Святого Духа... быть всем христианами — незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. И не было ни одного, кто воспротивился бы благочестивому его повелению, а если кто и не по доброй воле крестился, то из-за страха перед повелевшим, поскольку благоверие того было соединено с властью.
Слайд 13
«Христианство было отвоевано у Византии и под стенами
Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против
своего народа».
Советский
литературовед,
академик
АН СССР
Д.С. Лихачев
Слайд 14
Двоеверие на Руси предполагало:
Сохранение языческих традиций, праздников,
обрядов наряду с христианскими;
Трансформацию языческих символов и святых в
христианстве;
Украшение храмов языческими элементами.
Слайд 15
ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ.
Укрепление международного положения Руси
(летопись: «ведома и слышима… всеми концы земли»);
Союзные мирные договоры;
Династические
браки (особенно при Ярославе Мудром, Ярославичах);
расширение торговых связей с христианскими странами.
«Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях... Учение христианства давало прежде всего сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов» (Д.С.Лихачев).
Начало объединения в единую древнерусскую народность.
Крещение Руси - государственная «реформа с далеко идущими последствиями» (Б.В. Раушенбах);
Завершение процесса при Ярославе Мудром (летопись: «Владимир вспахал, Ярослав засеял»).
Стабилизация феодальных отношений (укрепление власти киевских князей; церковь, монастыри - крупные феодальные собственники);
Слайд 16
Рост городов на основе развития ремесел;
Расцвет культуры Руси.
церковная
архитектура;
изобразительное искусство (иконопись, мозаика, фреска, книжные миниатюры
- «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава»);
становление кириллицы (распространение грамотности, школы);
летописание, литературные памятники:
«Слово о законе и благодати»;
«Память и похвала князю Владимиру»;
«Сказание о Борисе и Глебе»;
«Повесть временных лет...».
церковное пение;
прикладное искусство;
церковные уставы — образцы раннего русского законодательства;
устное народное творчество.
Роль христианства в освобождении человека от страха перед всевластием природы, в расширении мировоззренческих границ, в искоренении варварских языческих обрядов (ритуальные человеческие жертвоприношения и др.).
Слайд 17
ВЫВОД:
988 год принятие христианства князем Владимиром.
Приняв в X
в. христианство, русские приобщились к культуре «осевого» типа, к
мировой цивилизации, вошли в круг христианских стран. Это был выбор ориентации на Европу, а не на Азию.
В период раннего феодализма преобладает положительное воздействие церкви на жизнь общества.
НО:
византийская идея самодержавия в основе государственного строя путь к деспотизму, тоталитаризму;
стимулирование христианской церковью одних видов социально - культурной деятельности и противодействие другим (церковь против инструментальной музыки, скульптуры, народного театра, устного народного творчества...);
злоупотребление религией в политических целях.
1
Слайд 18
«Принятие христианства Владимиром из Византии оторвало Русь от
магометанской и языческой Азии, сблизив её с христианской Европой».
Лихачев Д.С.
Тема урока:
Конфессиональный фактор в складывании российской цивилизации. Последствия и значение принятия христианства.
Проблема урока:
Роль принятия христианства в цивилизационном развитии Руси, России.
Задачи урока:
Историческая обстановка в X – XI веках предпосылки христианизации Руси.
Крещение Руси.
Последствия и значение христианизации Руси.
Слайд 20
Словарь терминов.
Конфессия – религия (тоже, что вероисповедание).
Многоконфессиональное общество
– общество, в котором присутствует несколько вероисповеданий.
Многоэтническое общество –
общество, объединяющее несколько народов.
Монотеистическая религия – религия, основанная на представлении о едином боге (единобожие).
Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.
Христианство – одна из мировых религий, для которой характерна вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
В
Слайд 21
Словарь терминов.
Конфессия – религия (тоже, что вероисповедание).
Многоконфессиональное общество
– общество, в котором присутствует несколько вероисповеданий.
Многоэтническое общество –
общество, объединяющее несколько народов.
Монотеистическая религия – религия, основанная на представлении о едином боге (единобожие).
Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.
Христианство – одна из мировых религий, для которой характерна вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
В