Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культура Древней Руси

Содержание

Владимирова Е.В.ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫДревнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской цивилизации.Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества,
Культура и быт Древней Руси  (IX в– первая половина XII в.) Владимирова Е.В.ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫДревнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии Владимирова Е.В.Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Владимирова Е.В.Принятие православия в 988 г.Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Владимирова Е.В.ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ Письменность на Руси появилась до принятия христианства.Сохранились упоминания Владимирова Е.В.Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. Владимирова Е.В.Принятие христианства способствовало  дальнейшему развитию письменности и просвещения. Первые сохранившиеся Владимирова Е.В.Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и  кириллицей.Глаголица, Владимирова Е.В.На основе  кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник Владимирова Е.В.Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской Владимирова Е.В.О распространении грамотности среди различных (в том числе низших) социальных слоев Владимирова Е.В.Несмотря на относительно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли Владимирова Е.В.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПоявлению письменной литературы Владимирова Е.В.Древнерусский эпос отражает  духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, Владимирова Е.В.Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев  общества. Книги Владимирова Е.В.Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.Перевод занимал важное место Владимирова Е.В.ЛетописиЛетописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических Владимирова Е.В.«Повесть временных лет»Древнейшая известная нам русская летопись — «Повесть временных лет» Владимирова Е.В.ЖитиеЖитие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных Владимирова Е.В.Слово (поучение, речи)Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. Владимирова Е.В.Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или Владимирова Е.В.Хождения (хожения)Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность Владимирова Е.В.«Слово о полку Игореве»Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово Владимирова Е.В.АРХИТЕКТУРАСохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, Владимирова Е.В.Деревянное зодчество.Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Владимирова Е.В.С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и Владимирова Е.В. Каменное строительствоКаменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные Владимирова Е.В.Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской Владимирова Е.В.В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного Владимирова Е.В.В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены Владимирова Е.В. Владимирова Е.В.Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме,  гражданские Владимирова Е.В.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОДревнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и Владимирова Е.В.Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке.Основная тематика фресок — Владимирова Е.В.Мозаика («мерцающая живопись»)Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна Владимирова Е.В.Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе Владимирова Е.В. Владимирова Е.В.Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в Владимирова Е.В.Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастераиконописцы: Алимпий, Владимирова Е.В.Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная Владимирова Е.В.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОИсключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке Владимирова Е.В.К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе Владимирова Е.В. МУЗЫКАВ средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) Владимирова Е.В.Народная музыка (языческая).Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, Владимирова Е.В.Скоморохи — первые древнерусские профессиональные актерыПри княжеских дворах появились скоморохи — Владимирова Е.В.Богослужебная музыка Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В Владимирова Е.В.Задания для самостоятельной работы ТЕСТА. Древнеславянская азбука, более ранняя по происхождению называлась:1. Кириллица2. Глаголица3. Буквица Владимирова Е.В.Тест.Б.В каком веке в Киевской Руси были открыты первые школы для Владимирова Е.В.В.Евангелие, созданное в 1056/1057 гг. называлось:1) Архангельское евангелие2) Мстиславово евангелие3) Остромирово евангелие Владимирова Е.В.Г. По сообщениям источников, летописцем-составителем Повести временных лет был:1) монах Нестор2) Владимирова Е.В. Д.Собор св. Софии в первой половине XI века появился:1) в Владимирова Е.В.Прочтите отрывок из Слова о законе и благодати (создано между 1037 Владимирова Е.В.Спасибо за внимание!!!Презентацию подготовила: учитель истории МБОУ СОШ №1 г. Константиновска Владимирова Елена Владимировна
Слайды презентации

Слайд 2 Владимирова Е.В.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Древнерусская культура развивалась не
обособленно,

Владимирова Е.В.ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫДревнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном

а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и


подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры
евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала
религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в
том числе представления людей о власти, времени и т. д



Слайд 3 Владимирова Е.В.

Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю

Владимирова Е.В.Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных

развития
культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности

были
заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.



Слайд 4 Владимирова Е.В.
Принятие православия в 988 г.
Второй важнейшей составляющей

Владимирова Е.В.Принятие православия в 988 г.Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура

явилась христианская культура
Византии. Принятие православия в 988 г.

из Византии предопределило ее влияние
на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие
перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный
импульс для развития культуры в целом.



Слайд 5 Владимирова Е.В.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Письменность на Руси появилась

Владимирова Е.В.ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ Письменность на Руси появилась до принятия христианства.Сохранились

до принятия христианства.
Сохранились упоминания о том, что древние славяне

пользовались узелковой
и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была
доступна лишь избранным.



Слайд 6 Владимирова Е.В.

Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во

Владимирова Е.В.Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX


второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью


монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую
азбуку для распространения христианских священных текстов.



Слайд 7 Владимирова Е.В.
Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и

Владимирова Е.В.Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения. Первые сохранившиеся

просвещения.


Первые
сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма

относятся
уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на
древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский (ныне —
старославянский). Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух
языках — греческом и славянском.

Слайд 8 Владимирова Е.В.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками —

Владимирова Е.В.Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.Глаголица,

глаголицей и кириллицей.
Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более

раннее
происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом,
использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и
древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного
изобретения.



Слайд 9 Владимирова Е.В.
На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в

Владимирова Е.В.На основе кириллицы путем упрощений, осуществленных в разные периоды, возник

разные периоды, возник современный русский алфавит.
В основу кириллицы было

положено только греческое торжественное
(уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены
стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда
они, вероятно, и были заимствованы (т.е. в кириллице есть заимствования из
глаголицы, а наоборот — нет).



Слайд 10 Владимирова Е.В.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян

Владимирова Е.В.Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя

как имя создателя славянской
азбуки вообще и позднее перешло

на быстро распространявшееся письмо,
созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном
переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым
древние славяне называли любую азбуку



Слайд 11 Владимирова Е.В.

О распространении грамотности среди различных (в том

Владимирова Е.В.О распространении грамотности среди различных (в том числе низших) социальных

числе низших)
социальных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские
берестяные

грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи,
частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т.д., а
также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных
зданий — граффити.



Слайд 12 Владимирова Е.В.

Несмотря на относительно широкое распространение грамотности
(берестяные

Владимирова Е.В.Несмотря на относительно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити

грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов,
женщин),

образование было привилегией высших слоев общества, для детей
которых в XI в. были открыты первые школы. Детей «нарочитых» (знатных)
киевлян приказал обучать уже Владимир Святославович. Более трехсот детей
готовились к государственной и церковной службе в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте.
Князья и часть духовенства владели иностранным языком. Монастыри и
князья собирали по тем временам библиотеки



Слайд 13 Владимирова Е.В.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ

Владимирова Е.В.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПоявлению письменной литературы

ЛИТЕРАТУРЫ
Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие
устного народного

творчества, в значительной степени предопределившего ее
идейную направленность и художественные особенности.



Слайд 14 Владимирова Е.В.
Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его

Владимирова Е.В.Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта,

традиции, особенности быта, реальные исторические события.
Особенно широко были
распространены

заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины
(«старины»), пословицы, поговорки, загадки. Героями многих былин стали «ласковый князь» Владимир
Красное Солнышко и русские богатыри.



Слайд 15 Владимирова Е.В.
Древнерусская письменная литература родилась в среде высших

Владимирова Е.В.Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги

слоев общества. Книги были рукописными.
Материалом для письма вплоть до

XV в.
служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи.
Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья.
Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных
оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью
(«Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили
книги очень дорого и были доступны лишь избранным.



Слайд 16 Владимирова Е.В.
Вся древнерусская литература делится на переводную и

Владимирова Е.В.Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.Перевод занимал важное

оригинальную.
Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и

рассматривался
как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был
обусловлен влиянием церкви: Священное. Писание, произведения Иоанна
Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.
Переводились также исторические произведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими
основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и
исторические повести.


Слайд 17 Владимирова Е.В.
Летописи
Летописи представляют собой погодные («по летам») записи,

Владимирова Е.В.ЛетописиЛетописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе


созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников,


воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие
специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или
епископа, иногда по личной инициативе летописца.



Слайд 18 Владимирова Е.В.
«Повесть временных лет»
Древнейшая известная нам русская летопись

Владимирова Е.В.«Повесть временных лет»Древнейшая известная нам русская летопись — «Повесть временных

— «Повесть временных лет» —
составлена на основе более ранних

летописей, не дошедших до нас, и устных
преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а
создание датируют 1113 г.



Слайд 19 Владимирова Е.В.
Житие
Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и

Владимирова Е.В.ЖитиеЖитие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных


светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью
(«Чтение о

житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).



Слайд 20 Владимирова Е.В.
Слово (поучение, речи)
Слово (поучение, речи) — произведение,

Владимирова Е.В.Слово (поучение, речи)Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру

относящееся к жанру красноречия.
На Руси получили распространение две

разновидности этого жанра —
торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший
памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати», которое
приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.).



Слайд 21 Владимирова Е.В.


Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира

Владимирова Е.В.Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г.


Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное


политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами
автобиографии.


Слайд 22 Владимирова Е.В.
Хождения (хожения)
Особую группу памятников древнерусской литературы составляют

Владимирова Е.В.Хождения (хожения)Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) —


хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях. Их главное


назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но
в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно
из самых известных произведений этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в
Палестину.



Слайд 23 Владимирова Е.В.
«Слово о полку Игореве»
Самым известным литературным памятником

Владимирова Е.В.«Слово о полку Игореве»Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является

домонгольской Руси
является «Слово о полку Игореве» (вероятно, конец

XII в.). Автор «Слова»
призывает к единству русских земель, выступает против усобиц,
противопоставляет два состояния человечества — мир и войну.



Слайд 24 Владимирова Е.В.
АРХИТЕКТУРА
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне

Владимирова Е.В.АРХИТЕКТУРАСохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве


строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и
собственном

архитектурном стиле народных умельцев



Слайд 25 Владимирова Е.В.
Деревянное зодчество.
Раскопки и исследования показали, что до

Владимирова Е.В.Деревянное зодчество.Раскопки и исследования показали, что до конца X в.

конца
X в. на Руси не было монументального каменного

зодчества. Постройки были
деревянные или деревянно-земляные.



Слайд 26 Владимирова Е.В.

С конца X в. начинается широкое строительство

Владимирова Е.В.С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей

культовых зданий, церквей
и монастырей. Первоначально все эти постройки

были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала
XI в. в Вышгороде.




Слайд 27 Владимирова Е.В.
Каменное строительство
Каменное строительство начинается в конце

Владимирова Е.В. Каменное строительствоКаменное строительство начинается в конце X в. Первые

X в. Первые каменные
сооружения были, построены под руководством

византийских мастеров, что в
значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов
строительства храмов.

Слайд 28 Владимирова Е.В.

Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма

Владимирова Е.В.Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в

стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре,
шесть или более

столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым
возвышался купол.



Слайд 29 Владимирова Е.В.

В восточной части здания (алтарной) совершались
богослужения.

Владимирова Е.В.В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от

Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие,
невысокой

преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество
икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной
части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находились князь
с семьей и его приближенные.



Слайд 30 Владимирова Е.В.

В первой половине XI в. византийскими и

Владимирова Е.В.В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были

русскими строителями были
возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: 25-главая

Десятинная
церковь (996) и 13-главый Софийский собор в Киеве (1037), 5-главый Софийский
собор в Новгороде (1050) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).



Слайд 31 Владимирова Е.В.




Владимирова Е.В.

Слайд 32 Владимирова Е.В.
Одновременно с храмами строились, но в значительно

Владимирова Е.В.Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские

меньшем объеме, гражданские здания — княжеские дворцы, боярские палаты

и крепости



Слайд 33 Владимирова Е.В.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Древнерусское изобразительное искусство развивалось под
значительным

Владимирова Е.В.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОДревнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии

влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым


строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками,
мозаиками, иконами.



Слайд 34 Владимирова Е.В.
Фреска — живопись водяными красками по сырой

Владимирова Е.В.Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке.Основная тематика фресок

штукатурке.
Основная тематика
фресок — изображения святых, евангельские сцены, но

встречаются и фрески с
изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых
сюжетов (охота, выступления скоморохов).



Слайд 35 Владимирова Е.В.
Мозаика («мерцающая живопись»)
Мозаика («мерцающая живопись») как вид

Владимирова Е.В.Мозаика («мерцающая живопись»)Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была

изобразительного искусства была
известна в Киеве в X—XI вв.

Техника мозаики появилась на Руси благодаря
византийским мастерам.



Слайд 36 Владимирова Е.В.

Изображение набиралось из смальты — специального
стекловидного

Владимирова Е.В.Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском

материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с


изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»).



Слайд 37 Владимирова Е.В.


Владимирова Е.В.

Слайд 38 Владимирова Е.В.

Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы

Владимирова Е.В.Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились

на Руси
появились в X в. Они были привезены

на Русь греками из Византии, и русское
иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой
на Руси иконой была Владимирская Богоматерь — изображение Богоматери с
младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже
XI—XII вв.



Слайд 39 Владимирова Е.В.

Но уже в XI в. больших успехов

Владимирова Е.В.Но уже в XI в. больших успехов добились русские мастераиконописцы:

добились русские мастера
иконописцы: Алимпий, Описей, Георгий и др., а

в XII в. сложились местные
иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения



Слайд 40 Владимирова Е.В.

Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций,

Владимирова Е.В.Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция,


являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и
цвета.

Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось
главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как
Божественного изображения.



Слайд 41 Владимирова Е.В.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим

Владимирова Е.В.ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВОИсключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом

спросом
на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в

техниках
чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали.



Слайд 42 Владимирова Е.В.

К
числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное

Владимирова Е.В.К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной

дело. В Западной Европе
особенно славились изготовленные русскими кузнецами

самозатачивающиеся
ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное
распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих
мечей. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины
X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики,
обработка кожи и дерева.



Слайд 43 Владимирова Е.В.
МУЗЫКА
В средневековой Руси получили развитие два

Владимирова Е.В. МУЗЫКАВ средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная

музыкальных направления:
народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.


Слайд 44 Владимирова Е.В.
Народная музыка (языческая).
Большое распространение получил песенный
фольклор

Владимирова Е.В.Народная музыка (языческая).Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое

и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках,

бубнах,
гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями,
игрой на музыкальных инструментах.



Слайд 45 Владимирова Е.В.
Скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры
При княжеских

Владимирова Е.В.Скоморохи — первые древнерусские профессиональные актерыПри княжеских дворах появились скоморохи

дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие

в
себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.



Слайд 46 Владимирова Е.В.
Богослужебная музыка
Православное богослужение
проходит без игры

Владимирова Е.В.Богослужебная музыка Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах.

на музыкальных инструментах. В первое время в церковных
службах

участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно
проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только
древнерусскому народу.



Слайд 47 Владимирова Е.В.
Задания для самостоятельной работы ТЕСТ
А. Древнеславянская азбука, более

Владимирова Е.В.Задания для самостоятельной работы ТЕСТА. Древнеславянская азбука, более ранняя по происхождению называлась:1. Кириллица2. Глаголица3. Буквица

ранняя по происхождению называлась:
1. Кириллица
2. Глаголица
3. Буквица


Слайд 48 Владимирова Е.В.
Тест.
Б.
В каком веке в Киевской Руси были

Владимирова Е.В.Тест.Б.В каком веке в Киевской Руси были открыты первые школы

открыты первые школы для обучения
детей грамоте?
1) VIII в.
2)

IX в.
3) X в.
4) XI в.
5) XII в.

Слайд 49 Владимирова Е.В.

В.
Евангелие, созданное в 1056/1057 гг. называлось:
1) Архангельское

Владимирова Е.В.В.Евангелие, созданное в 1056/1057 гг. называлось:1) Архангельское евангелие2) Мстиславово евангелие3) Остромирово евангелие

евангелие
2) Мстиславово евангелие
3) Остромирово евангелие


Слайд 50 Владимирова Е.В.

Г.
По сообщениям источников, летописцем-составителем Повести временных

Владимирова Е.В.Г. По сообщениям источников, летописцем-составителем Повести временных лет был:1) монах


лет был:
1) монах Нестор
2) князь Святослав
3) князь Владимир Мономах


Слайд 51 Владимирова Е.В.

Д.
Собор св. Софии в первой половине

Владимирова Е.В. Д.Собор св. Софии в первой половине XI века появился:1)

XI века появился:
1) в Киеве
2) в Полоцке
3) в Чернигове


Слайд 52 Владимирова Е.В.
Прочтите отрывок из Слова о законе и

Владимирова Е.В.Прочтите отрывок из Слова о законе и благодати (создано между

благодати (создано между 1037 и 1043 годами). За какое

деяние прославляется князь Владимир Святославич?

Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены
православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей хотя бы и малыми
похвалами, — свершившего великие и досточудные деяния учителя и наставника
нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря и сына славного
Святослава, которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во
многих странах и победы и могущество которых воспоминаются и прославляются и
поныне. Ибо правили они не в безвестной и захудалой земле, но в земле Русской, что
ведома во всех наслышанных о ней четырёх концах земли.
Сей славный, будучи рождён от славных, благородный — от благородных —
князь наш Владимир и возрос, и укрепился, оставив младенчество, и паче возмужал,
совершаяясь в крепости и силе и в мужестве и мудрости преуспевая, и самодержцем стал
своей земли, покорив себе окружные народы, одни — миром, а непокорные — мечом. И
когда во дни свои так он жил и справедливо, твердо и мудро пас землю свою, посетил его
посещением Своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И
воссиял в сердце его свет ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и
взыскать единого Бога, сотворившего всё видимое и невидимое.
<…>


  • Имя файла: prezentatsiya-kultura-drevney-rusi.pptx
  • Количество просмотров: 164
  • Количество скачиваний: 0