Слайд 2
Архитектура и иконопись средневековой Руси
Вместе
с принятием христианства на Русь пришли и строительство христианских
соборов из камня, и искусство иконописания, фрески мозаики.
Из Византии на Русь пришла и техника изготовления иконы. Образцы византийской иконописи стали проникать на Русь сразу после крещения, с конца X в. Первое время иконопись Руси была в орбите византийской традиции.
По своей иконографии иконы XI-XIII вв. ничем не отличаются от византийских икон того же времени.
У них сумрачный колорит, объемная лепка фигур, нередко нос, губы и глаза очерчены красными линиями.
Слайд 3
Русская архитектура следует за традициями, корни которых были установлены
ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве.
Ещё в Византии
крестово-купольные храмы иногда завершались не одним, а несколькими куполами.
И Руси многокупольные сооружения пришлись по вкусу.
После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи.
Слайд 4
Сергиев Посад
Назван в честь святого Сергия Радонежского, который
основал здесь большой монастырь. Он называется Троице- Сергиева лавра.
Слово «лавра»означает главный, самый важный монастырь.
Слайд 6
Переславль-Залесский
Был основан князем Юрием Долгоруким. В этом городе
Пётр I создал «потешную флотилию», послужившую основой будущего русского
военного флота. До наших дней сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры: Спасо-Преображенский собор, Горицкий монастырь, Никитский монастырь.
Слайд 8
Ростов Великий
Один из самых древних городов в Золотом
кольце.
Раскинулся на берегу озера Неро. Знамениты Ростовские колокола. Каждый
имеет своё имя. Самый большой колокол весом в 2000 пудов называли «Сысой». А ещё были колокола по имени «Лебедь» ,«Баран», «Козёл».В Ростове делают знаменитую ростовскую финифть. Это очень красивые украшения с эмалью: броши, серьги, браслеты.
Слайд 10
Углич
Стоит на реке Волге. Название города произошло от
слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».
В Угличе много памятников старины. До наших дней сохранилось двух этажное здание «Палаты царевича Дмитрия». Угличская гидроэлектростанция - одна из первых, построенных на Волге. В Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
Слайд 12
Ярославль
Самый крупный город Золотого кольца. Раньше назывался «Медвежий
угол». Бы основан князем Ярославом Мудрым.
Старейшая постройка города –
Спасо – Преображенский собор. В современном центре города стоит церковь Ильи Пророка. Росписи на её стенах выполнили знаменитые костромичи Гурий Никитин и Сила Савин. Ярославль называют родиной русского театра.
Слайд 14
Кострома
Город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким
(финское слово «кострум-крепость»).
Лицом к великой реке Волге стоял город,
с ней
была связана его торговая жизнь. В Костроме были
построены Мучные и Красные ряды. Костромская земля-страна леса и льна.
Слайд 16
Плёс
Прекрасный город на Волге. Своё название получил от
речного плёса, широкой части реки
между двумя изгибами. Город
художников.
Особенно любил Плёс русский художник Исаак
Ильич Левитан.
Слайд 19
Суздаль
Всемирно известный город- музей. В этом городе 33
церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый
Музей деревянного зодчества. В нём собраны старинные постройки из дерева- церкви, избы, мельница.
Слайд 21
Владимир
Его основал князь Владимир Мономах. Город стоит на
берегу реки Клязьмы. Владимир знаменит памятником старины - Золотыми
воротами.
Слайд 23
Руины
Десятинной церкви, (первой каменной церкви),
Начало
строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе относят к 989 году,
о чём в летописи сообщалось:
- «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек».
Слайд 24
В период политической раздробленности роль Киева как
политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные
архитектурные школы.
В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество.
Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры,
Слайд 25
Золотые ворота во Владимире. Центральная часть с проездной
аркой сохранилась с середины XII века
Слайд 26
Церковь Покрова на Нерли — «жемчужина» белокаменного зодчества
Слайд 27
Процесс нахождения русской иконописью своего художественного
языка начался с XII в., особенно интенсивно шел на
севере. Постепенно русская иконопись отходит от византийских образцов: светлеют и приобретают русские черты лики святых, усиливается интенсивность чистого цвета, более замкнутым становится силуэт.
Русские иконы намного превосходят размером византийские образцы, они более лаконичны по художественному языку.
Иконописание северных областей принято именовать «северным письмом», для него характерна наивность и патриархальность.
Богоматерь Великая Панагия.
XII в
Слайд 28
Движки (оживки) — светлые мазки, подчеркивающие выпуклые части рук и
лица.
Клеймо — в иконописи небольшая законченная композиция с самостоятельным сюжетом, располагающаяся
вокруг средника.
Плавь — прием исполнения личного письма, для которого характерен плавный переход от светлых частей к темным.
Основными иконописными школами со временем станут Новгород, Псков, позднее Москва.
В Киевскую Русь завозилось очень много греческих икон, среди которых «Владимирская Богоматерь».
Икону Андрей Боголюбский из Киева перевез во Владимир, а в 1395 г. ее отправили в Москву. .
Все основные иконографические типы были выработаны уже в Византии, но постепенно в них происходили изменения.
Византийские святые Георгий, Власий, Флор и Лавр, Илья Пророк и Николай стали на Руси покровителями земледелия и скотоводства.
Слайд 30
Параскева Пятница и Анастасия — покровителями торговли.
Появились оригинальные многофигурные композиции, каких не было в
Византии — «Покров Богородицы», «Собор Богородицы»
, «О тебе дева радуется..». Эти иконы выражали присущее формирующейся русской культуре соборное начало.
Покров Богородицы
Слайд 31
Икону Андрей Боголюбский из Киева перевез во Владимир,
а в 1395 г. ее отправили в Москву. .
Все основные иконографические типы были выработаны уже в Византии, но постепенно в них происходили изменения.
Византийские святые Георгий, Власий, Флор и Лавр, Илья Пророк и Николай стали на Руси покровителями земледелия и скотоводства.
Слайд 32
Икона
Владимирская Божия Матерь
Слайд 33
«…В богородичных иконах, … архитектурная идея, помимо симметрического
расположения фигур вокруг Богоматери, выдается изображением собора сзади нее.
Симметрия тут выражает собою не более и не менее как утверждение соборного единства в человеках и ангелах: их индивидуальная жизнь подчиняется общему соборному плану.»
Е. Трубецкой, «Умозрение в красках»
Икона неразрывно связана с храмом, подчинена общему архитектурному замыслу. В соответствии с архитектурными линиями и человеческие фигуры выпрямлены, иногда, напротив, изогнуты, подобно линиям свода, удлиненны, с непропорционально маленькими головами, узкие в плечах.
В иконе композиционный центр совпадает с идейным центром. В роли такого центра выступают Спаситель или Богоматерь. Иконопись использовала разработанную в Византии систему символов. Особое значение имела символика цвета. Важное место среди красок занимали все оттенки небесной лазури. Иконописцы использовали оттенки голубого и темно-синего цвета. Пурпурные тона применялись для изображения небесной грозы, пурпурно-огненных херувимов.
Слайд 35
Как отмечал академик Д.С. Лихачев, слово и изображение
были в Древней Руси тесно связаны. Сюжеты изобразительного искусства
были преимущественно взяты из литературных источников, создавались росписи на темы церковных песнопений. Изображенные на иконах святые обращены к молящимся, показывают свитки с текстами.
Пророки держат свитки, на которых запечатлены пророчества о приходе мессии.
Иоанн Предтеча на иконах обычно держит свиток со словами Иисуса Христа: «Покайтеся, приближибося царство небесное» (Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное).
В миниатюрах и клеймах икон из уст говорящих персонажей поднимаются облака, в которых написаны произносимые ими слова.
Слайд 36
Пророки держат свитки своих пророчеств раскрытыми —
знак
совершения пророчества
Слайд 37
Как иконы признаются чудотворными.
Слайд 38
Многие слышали об исцеляющих свойствах того
или иного божественного изображения.
Также есть и научно
доказанные факты мироточения и благоухания образов.
Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный.
В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.
Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.
Слайд 39
Икона Спасителя
Этот образ является основным в православии.
Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка,
с давних времен на Руси.
Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам.
Этот образ дарует людям утешение и веру.
Основные его элементы:
Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение:
«Я есмь Сущий».
Пурпурный хитон (риза) символизирует человеческую природу Спасителя.
Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса