Слайд 2
Ранняя история племен уральской языковой общности, включавшей предков
финно-угров, прослеживается с эпохи мезолита (VII–XII тыс. до н. э.).
Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита финно-угры в Среднем Поволжье и Прикамье были представлены племенами волго-камской
культуры. В конце III – первой половине II тыс. до н. э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали финно-угорские племена волосовской культуры. Во II тыс. до н.э. на этногенетические процессы в этом регионе оказали воздействие индоевропейские племена. Следы их влияния на местное население сохранились до настоящего времени как в языке, так и в антропологическом составе финно-угорских народов.
Слайд 3
Волосовская культура эпохи неолита, конца III– первой половины IIтыс. до н.
э., была распространена в бассейне р. Оки, ниже г.
Рязани и в низовьях р. Клязьмы. Выделена В. А. Городцовым. Название получила по стоянке у с. Волосово, близ г. Мурома. Для нее типичны большие стоянки с обширными жилищами-землянками, своеобразные типы кремнёвых орудий, фигурки из кости и камня и сосуды из глины с примесью раковин, украшенные оттисками штампов, ямками и др.
Слайд 4
Вопрос о происхождении древнейшего населения Европейского Северо-Востока пока
не решен. Выдвигалось, в частности, предположение, что в среднем
палеолите человек появился на Печоре со стороны Поволжья и Прикамья. Более определенные выводы археологи смогли сделать относительно верхнепалеолитического населения. В верхнем палеолите в бассейн
Печоры пришли две волны мигрантов: первая – около 40 тыс. лет назад из центра
Русской равнины (имеется сходство памятников европейского Северо-Востока того периода со стоянками костенковско-стрелецкой культуры).
Слайд 5
Согласно данным языкознания, в период верхнего палеолита и
мезолита (мезолитическая эпоха на Европейском Северо-Востоке датируется концом IX–VI
тыс. до н. э.) далекие предки коми, финнов, венгров, ненцев и ряда других народов составляли единую крупную этнолингвистическую общность. Об этом свидетельствуют сходные черты в языках, на которых говорят эти народы (в частности, существование общекоренных слов, обозначающих такие понятия, как название частей тела, местоимения, термины родства и др.). Лингвисты называют эту общность уральской языковой семьей. По мнению большинства языковедов, прародина уральцев находилась между Уралом и средней Волгой. Некоторые исследователи в Финляндии, Эстонии и Венгрии считают, что
уральские народы жили также на обширной территории к западу, до Балтийского моря. По мнению венгерского ученого П. Хайду древняя родина уральцев находилась в бассейне нижней и средней Оби и в районе истоков Печоры.
Слайд 6
В V–IV тыс. до н. э. уральская общность
разделилась на самодийскую (предки ненцев, нганасан, селькупов и некоторых
других народов) и финно-угорскую. В период раннего неолита (неолит на крайнем Северо-Востоке Европы датируется V – второй четвертью III тыс. до н. э.) Европейский Северо-Восток входил в обширную верхневолжскую этнокультурную общность. Неолитическое население региона сформировалось, вероятно, на основе местного мезолитического населения, но при участии переселенцев с верхней Волги
и, возможно, из других регионов. Возможно, что население периода раннего
неолита принадлежало к уральской этнолингвистической общности или уже
выделившимся из нее финно-уграм. В период позднего неолита на территории
Европейского Северо-Востока появлялись переселенцы из Прикамья и других
районов, но смены населения (полной или частичной), по мнению современных
исследователей, не происходило. На территории региона жили племена древних
финно-угров. С ними соотносят памятники раннего периода развития чужъяельской культуры.
Слайд 7
Чужъяёльская культура датируется второй половиной IV – началом II
тыс. до н. э.). Памятники чужъяёльской культуры исследованы на
Мезени, Вычегде и Печоре, в том числе в при- и заполярных районах.
Поселения располагались на краю невысоких боровых террас. Для этой культуры характерны срубная полуземлянка. Сосуды преимущественно полуяйцевидной формы, хотя встречаются котловидные и чашевидные, украшенные густым зонально расположенным гребенчатым орнаментом; грубая техника расщепления кремня. Орудия труда представлены скребками, комбинированными формами, которые одновременно могли
использоваться и в качестве скребков и ножей. Наконечники стрел малочисленны, представлены листовидными на пластинчатых отщепах с двухсторонней обработкой и намечающимся черешком.
Чужъяёльская культура обнаруживает сходство с западносибирскими общностями от Нижнего Приобья до Южного Зауралья, что свидетельствует об этнической близости населения к западу и востоку от Урала. Это население сопоставляется с нераспавшейся финно-угорской общностью. Начало распада этой общности на угорскую в Зауралье и финно-пермскую в Приуралье относится к середине III тыс. до н. э.
Слайд 8
2. Финно-угорские племена в эпоху палеометалла
Начиная с XVI
в. до н. э. в лесной и лесостепной зонах
Евразии – от Саяно-Алтая до северной половины Европы происходит распространение археологических памятников со схожими металлическими вещами,
так называемый сейминско-турбинский транскультурный феномен.
В совокупность этих памятников включает пять крупных могильников: Решное, Сейма и Турбино к западу от Урала, Ростовка и Сатыга XVI к востоку, а также предполагаемое святилище в Канинской пещере;
малые и условные могильники (Соколовка, Мурзиха, Бор-Ленва, Заосиново, Березовка-Омары и др.) и одиночные погребения на территории чужеродных некрополей (Сопка II); единичные случайные находки металлических предметов сейминско-турбинских форм и их литейные формы.
Слайд 9
Сама история сейминско-турбинского транскультурного феномена была недолгой. Предполагается
возможность политического господства сейминско-турбинских дружинных групп над аборигенными народами
лесной полосы Евразии. Однако явные человеческие потери в ходе тяжелых многотысячекилометровых походов, все большая инкорпорация представителей иных этносов с неизбежностью «размывали» этническое и этнопсихологическое единство и, в конце концов, привели к их растворению в среде местных восточно-европейских народов. Эти народы еще век-два оказались неспособными к быстрому восприятию инноваций в технологии металлообработки (тонкостенное литье и оловянные бронзы), которой в совершенстве владели сейминско-турбинские мастера. Лишь позднее – в конце бронзового и в раннем железном веке здесь широко развиваются
и дольше всего воспроизводятся формы оружия и орудий, которые несут на себе отпечаток изначального импульса сейминско-турбинского транскультурного феномена.
Но так или иначе стремительная миграция в Восточную Европу сибирского
населения, оставившего сейминско-турбинские могильники, способствовала прогрессу местной металлургии.
В эпоху палеометалла на базе волосовского населения под сильным воздействием ираноязычных племен срубной культуры формируется своеобразная культура – поздняковская.
Слайд 10
Поздняковская культура была распространена во второй половине II тыс. до
н. э. в бассейне рр. Оки, Клязьмы, в верхнем
и частично среднем (правобережном) Поволжье. Названа по с. Поздняково близ г. Мурома, около которого было впервые раскопано поселение этой культуры. Происхождение культуры связывают с продвижением в середине II тыс. до н.
э. с Дона и Северского Донца племён срубной культуры и ассимиляцией ими
местного населения.
Характерны небольшие родовые поселения, расположенные на надпойменных террасах, рядом могильники – курганные для раннего этапа, грунтовые для позднего. Погребальный обряд – трупоположение (скорченное). У могил обнаружены следы ритуальных кострищ. Найдены посуда, кремнёвые орудия, в богатых погребениях – бронзовые ножи, кинжалы, украшения. Основными занятиями были скотоводство и земледелие, выплавка бронзы, подсобными – охота и рыболовство. При этом собственных месторождений меди у поздняковцев не было и её привозили в слитках с южного Приуралья. Известны своеобразные бронзовые топоры, ножи, серпы, кинжалы, наконечники копий, височные кольца, бляхи, браслеты, кольца. Поздняковская культура оказала влияние на формирование более поздних местных культур, в частности городецкой, хотя из-за хронологического разрыва в их существовании невозможно напрямую вывести последнюю из поздняковской.
Слайд 12
К востоку от поздняковцев в Прикамье и близлежащих
областях обитало пестрое в этническом отношении население, долгое время
объединяемое
в приказанскую культуру.
Приказанские племена составили общность пермских народов. Общепринятая датировка единой культуры – ХVI – IХ вв до н. э. Однако в Среднем Поволжье приказанские племена, смешавшись с населением с текстильной керамикой, уже в ХI–Х
вв до н. э. теряют свои этнические черты.
Слайд 13
Приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.) была
распространена на ранних этапах в Приказанском Поволжье и соседних
районах
Нижнего Прикамья, а позднее на обширной территории в бассейнах рек Кама, Белая, Вятка, Ветлуга. Сложилась на основе волосовской культуры под влиянием срубной. Сменилась ананьинской культурой железного века. Представлена поселениями с полуземляночными жилищами, а также могильниками (грунтовыми и курганными) с вытянутыми и скорченными погребениями. Племена приказанской культуры занимались земледелием и скотоводством, была развита обработка меди и бронзы (кинжалы, наконечники копий, кельты; украшения – бляхи, височные подвески, спиральные колечки). Характерная керамика – плоскодонные (позже круглодонные) лепные горшки с геометрическим орнаментом.
Слайд 14
3. Древние финны между Уралом и Балтикой
в
I тыс. до н. э. – первой половине I
тыс. н. э.
В эпохи развитой бронзы и начала железа значительную роль в этногенетических процессах играло население с «текстильной» («сетчатой», ниточно-рябчатой, псевдосетчатой) керамикой. Такая керамика распространилась на огромной территории от устья Камы на востоке до
Скандинавии. Важнейшей особенностью такой керамики являются ниточные и рябчатые отпечатки на поверхности сосудов в результате распространения своеобразных технологических приемов их изготовления с целью уплотнения глиняной массы. Наиболее характерна горшковидная форма сосудов с плоскими днищами, но есть также чашевидные и баночные сосуды с уплощенным или округлым дном. В глиняном тесте присутствуют примеси песка или дресвы. Сосуды орнаментированы горизонтальными зонами ямок или выпуклин, оттисков зубчатого штампа, реже шнура или клиновидными вдавлениями.
Слайд 15
В формировании культуры данного населения принимали участие, очевидно,
поздние племена культуры ямочно-гребенчатой керамики, а также фатьяновской. В
начале эпохи раннего железа одним из основных признаков населения с ниточно-рябчатой керамикой являются кельты акозинско-меларского облика.
Слайд 16
В Прикамье культуру приказанского облика в VII в. до н.
э. сменяет ананьинская культурно-историческая общность. В. Н. Марков считает, что
приказанская культура дает основу ананьинской культуре только в районах Среднего Поволжья и в устье Камы. Основными признаками данной группы населения в начале эпохи железа являются кельты с линзовидным сечением втулки. На значительной территории в ананьинское время из Пермского Прикамья распространяется керамика, украшенная многозонными шнуровыми оттисками. Гребенчато-шнуровая керамика Приуралья сопровождается кельтами с шестигранным сечением втулки. Указанные элементы на западе доходят
до Вятки и устьевых районов Ветлуги.
Слайд 17
В Западной Сибири угорская этнокультурная общность распадается на
этнические группы прамадьяр, угров лесостепи и обских угров. На
этом этапе сложилась культура самодийских племен гамаюнского облика.
Слайд 18
В V в. до н. э. – V в. н. э. формируются
региональные общности, это время активных передвижений и взаимовлияний. В
Западной Сибири формируются сложные в этническом отношении культуры усть-полуйская, богачановская, иткульская (обских угров), саргатская (прамадьяр) и кулайская (самодийская); под натиском гуннов в конце II – III вв. начинается движение на запад правенгров.
Слайд 20
В Приуралье на базе населения постананьинского облика сначала
формируются племена пьяноборской и гляденовской культур, а затем на основе последних азелинской и мазунинской. Основными
этническими признаками приуральского населения являются богатые украшения женских костюмов с нагрудниками, а также различные украшения головы, шеи, рук.
Материалы пьяноборской культуры
Слайд 21
Материалы гляденовской культуры
Слайд 23
С середины I тыс. до н. э. формируется собственно городецкая культура с
рогожной керамикой
и происходит этническая переориентация дьяковской культуры, в которой начинают
превалировать балтские элементы. В первых веках нашей эры, когда вновь побеждают финно-угорские черты, позднедьяковское
население стало базой ростовской мери. При некотором влиянии балтов формируются этнические особенности прибалтийских финнов.
Дьяково городище в Коломенском.
Вид с Москва-реки.
Дьяково городище в Коломенском. Раскопки длинного дома.
Слайд 24
Носителей дьяковской культуры обычно считают предками летописных Мери
и Веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры
были предками Муромы, Мещеры и Эрзи.
Материалы городецкой культуры
Слайд 25
4. Финские древности I – начала II тыс.
н. э.
Как особый этап этногенеза финно-угров (с VI в. до обширной
русской колонизации) можно выделить время формирования известных по
историческим документам современных народов. Продолжительность этапа различна в разных регионах. На базе прибалтийско-финской общности при некотором воздействии соседних народов формируются корела, весь, ливы и водь, давшие основу для современных народов. На Волге население ахмыловского облика стало базой для костромской мери и мари, а
также, возможно, муромы. Городецкие племена стали основой формирования мордвы.
В Приуралье на основе пьяноборско-азелинских и гляденовских племен сформировались поломская, ломоватовская и ванвиздинская культуры V–X вв. Поломскую культуру, в которой отмечены угорские элементы, сменяет чепецкая культура IX–XV вв., переросшая в культуру удмуртов.
Слайд 26
Поломская культура
Подвеска шумящая нагрудная. VI-VIII вв. Концовский могильник.
Названа по могильникам у дер. Полом (Поломские могильники) Кезского
р-на Удмуртской республики. Наиболее известны Варнинский (486 погребений), Поломский (173), Мыдланьшай (86), Тольенский (134) могильники. Умерших хоронили по обряду трупоположения в гробах, иногда обертывали в бересту, одевали в лучшие костюмы с разнообразными украшениями. В могилу складывали оружие, орудия труда, предметы быта, а также глиняный или металлический сосуд, в к-ром иногда сохраняется деревянная или костяная ложка, остатки пищи, кости.
Слайд 27
Основу хозяйства составляло подсечное земледелие и животноводство, важную
роль играли охота, рыболовство. Были развиты кузнечное, ювелирное, косторезное
ремесла.
Население поломской культуры сложилось в результате смешения двух этнически близких групп выходцев с Верхней Камы и Ср. Вятки, в дальнейшем послужило основой формирования населения чепецкой культуры, непосредственно связанной с сев. удмуртами.
Материалы ломоватовской культуры