Слайд 2
Древнерусское искусство
Древнерусским искусством принято называть период истории русского
искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и
продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
Слайд 3
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких
страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым,
образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры
Слайд 4
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское
государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь
Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Слайд 5
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной
пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости,
соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Слайд 6
Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством
восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы
природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.
Слайд 7
Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в
производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец,
ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.
Слайд 8
С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство
приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но
в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Слайд 9
Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего
особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма
выстроены соборы святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.
Слайд 10
Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в
основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих
при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.
Слайд 11
Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры
древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием.
Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.
Слайд 12
По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не
первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и
роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.