Слайд 2
Одежда.
Одежда верхушки общества отличалась больше материалом, нежели покроем.
Распространённой обувью бедноты были лапти, поршни, в городах чаще
встречались кожаные сапоги. В изображениях людей на миниатюрах пятнадцатого века легко заметить социальное различие: одни одеты в длинные до пят одежды , украшенные по подолу , у ворота и обшлагов вышивкой и, вероятно, драгоценными камнями, другие- в коротких платьях, большей частью в обыкновенных, дошедших до нашего времени, русских рубашках, перехваченных поясами. Обладатели длинных одежд- князья, бояре, купцы, люди в коротких платьях- «простолюдины».
Слайд 3
Фольклор.
Корни народного творчества-фольклора- тянуться в языческие времена. Представления
славян об окружающем мире выражались в обрядовых песнях и
плясках, основанных на древних ритуалах охотников и земледельцев. Жрецы, говоря о явлениях окружающего мира. Пользовались иносказательным языком, называя предметы по их свойствам,- так появились загадки. С помощью народных примет, пословиц и поговорок из поколения в поколение передавалась народная мудрость и накопленные знания об окружающем мире.
Яркие события древней истории передавались из уст в уста, дополнялись фантастическими элементами, герои этих рассказов (часто реальные исторические персонажи) идеализировались, надеялись сверхъестественными способностями. Такие истории оформлялись в эпические песенные сказания, и их исполняли бояны, подыгрывая себе на гуслях. До нас эти сказания дошли в записях, и мы их называем былинами.
Слайд 4
Грамотность.
Грамотность всё больше распространялась по Руси- сейчас известны
надписи-автографы на различного рода ремесленных изделиях, надписи на стенах
церквей, знаменитые новгородские берестяные грамоты, где есть всё: от хозяйственных записей и школьных записей маленьких грамотеев до деловых и любовных писем.
Слайд 5
Литература.
Постепенно зарождается и русская литература. Летописи начинают записывать
из года в год по монастырям , как и
церковные поучения, вскоре появятся бытия первых святых Руссой земли, писанные их почитателями. Незадолго до своего избрания митрополитом Илларион напишет «Слово о законе и благодати», гимн Земле и её первым князьям, создавшим и защищавшим её.
Записывается и первый свод законов- «Русская Правда» Ярослава. Первый не в том смысле, что до него законов не было, но первый письменный свод. До него были законы обычая и опыта, тот самый устный «Закон Русский», упоминаемый в договорах с Византией во времена первых князей и существовавших задолго до них.
Слайд 6
Баня.
На Руси бани были известны с самой глубокой
древности. «...Накалив печь в деревянных банях, туда входили голыми
там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.