Слайд 2
Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские
ориентации досократовской философии.
Классический период древнегреческой философии.
Слайд 3
Социокультурные предпосылки возникновения и этапы развития древнегреческой философии.
Философия
возникла в VII- VI веке до н.э. в Греции.
Слайд 4
Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:
Удобное географическое
положение
Переход от бронзы к железу усилил производство
Экономические изменения: развитие
ремесла, разделение труда
Товарно-денежные отношения
Оформление политической системы – античного полиса
Отсутствие религиозного доминирования
Слайд 5
Основные этапы древнегреческой философии:
VII- V вв. до н.э.
– период зарождения или период досократический.
В центре внимания –
проблема космоса, природы (натурфилософия)
2. V- IV вв. до н.э. – классический период
Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности
3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период.
Приоритет этических проблем.
Слайд 6
2.Натурфилософские ориентации досократовской философии.
Слайд 7
Первые философские школы в г. Милет и Эфес.
Космоцентрическая
ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи
и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).
Слайд 8
ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА
МАКРОКОСМОСА И МИКРОКОСМОСА
То, что имеется в
космосе, имеется и в человеке. А то, что есть
в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже.
Первоначально принцип был сформулирован в форме вопроса «Что есть все?».
По сути, этот принцип положил начало философскому мышлению, которое, в отличие от мифологического мышления с его установкой на персонификацию (обожествление) каких бы то ни было явлений, предполагал нечто совершенно новое, а именно, поиск во всем многообразии единого, первоначала, «архэ».
Слайд 9
Первооснова мира:
Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон ( беспредельно
абстрактное вещество)
Анаксимен – воздух
Гераклит – огонь
Пифагор – число
Слайд 10
ФАЛЕС
"Бог древнее всего, ибо он не сотворен"
"Всё
полно богов»
"Начало всего есть вода"
"Душа присуща даже
неодушевленным телам"
Слайд 11
АНАКСИМЕН
Дыхание и воздух объемлют весь космос. Из них
все возникает, и в них все разрешается.
Воздух - начало души, богов и божеств - прозрачная невидимая субстанция.
Воздух порождает все вещи ... путем сгущения и разрежения.
Воздух однороден, недоступен чувствам и беспределен.
Слайд 12
АНАКСИМАНДР
"Рождение происходит не через изменение стихии, а через
обособление благодаря вечному движению противоположностей«
"Есть рожденные боги, которые периодически
возникают и исчезают» "
"Из чего вещи получают своё рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости "
"Части изменяются, целое же остается неизменным"
"Вся материя живая "
Апейрон - это не вода, "но какая-то иная, неограниченная природность "
Слайд 13
ДЕМОКРИТ
"Начала вселенной " - атомы и пустота
"Атомы -
это некие тела, невидимые из-за малой величины "
"Количество
атомов и пустота - бесконечны "
"Движение вечно "
"Ничто не происходит случайно "
"Ни одна вещь не возникает беспричинно "
"Миров бесчисленное множество "
"Мир не одушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой "
"Душа и разум - одно и тоже "
Слайд 14
Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и
развитии всего существующего в мире)
Анаксимандр – Вечное движение материи
создает отдельные вещи путем порождения противоположностей.
Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.
Слайд 15
Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)
Континуальный образ мысли
– представление о непрерывности, единственности и неразрывности бытия.
Бытие –
вечно, неизменно, неподвижно.
Слайд 16
ПАРМЕНИД И ПРОБЛЕМА БЫТИЯ
Благодаря Пармениду, происходит переориентация
космологической
направленности философии в онтологию.
Он первый, кто четко формулирует
главную философскую
проблему, проблему Бытия.
«Есть – это то, что не может не быть,
т.е. это Бытие, Сущее.
Не есть – это то, что необходимо не
может быть, т.е. не-бытие, не-сущее»
«Мыслить можно только бытие, т.е. то,
что есть, ибо то, чего нет, никоим
образом не может быть мыслимым».
«Одно и то же – мышление и то, о чем мысль.
Ибо без сущего, в котором она
высказана, Тебе не застать мышления»
Слайд 17
2.Философия античности классического периода
Период расцвета античной философии. Происходит
построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и
общества.
Основные представители:
Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)
Сократ
Платон
Аристотель
Слайд 18
Софисты
Древнегреческие учителя ведения
дискуссии, спора.
Основные идеи:
Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не
существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);
Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.
Слайд 20
Философии Сократа – направлена на человека, которого он
понимал как нравственное существо, познающее самого себя.
Разработал диалектический метод.
Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.
Слайд 22
Учение об идеях:
Концепция объективного идеализма.
Всякий существующий предмет, явление
или процесс имеет свою идею.
Совокупность идей образуют мир
идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
Идеи – источник существования всех вещей предметного мира.
Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.
В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.
Слайд 23
Учение о познании
Познание – процесс созерцания разумом высших
сущностей.
Осуществляется в два этапа.
При восприятие вещей ( подобий идей)
– формируется только мнение.
При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.
Слайд 24
Учение о человеке
Человек – единство души и
тела.
Душа – идея человека.
Душа состоит из трех иерархически
упорядоченных частей:
разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)
воля (ориентация на достижение поставленных целей)
чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
Слайд 25
Учение о государстве.
Идеальное государство - это общество, состоящее
из трех сословий:
- правители (функция управления);
- воины (функция обороны);
- производители (функция производительного труда).
Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).
Слайд 26
Формы идеального государства
Монархия
Аристократия
Полития
Слайд 28
Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.
Подлинной реальностью обладают
единичные вещи.
Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи.
Материя
– то, из чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).
Слайд 29
Учение о познании.
Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
Чувственное
восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных
вещах.
Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.
Слайд 30
Учение о человеке.
Человек – единство души и тела.
Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное
существование души невозможно.
Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.