Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о государстве
Предпосылки для образования государства
Политическое устройство,
правящие династии и их представители
Социально-экономические особенности
Внешняя политика государства
Культура развития
государства
Тестовое задание
Домашнее задание
Полезные источники
Слайд 3
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
Арабский халифат — теократическое исламское государство, возникшее
в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся
халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств
Государство Сасанидов
Византийская империя
Гассаниды
Королевство вестготов
Кавказская Албания
Хорезм
Согдиана
Кордовский эмират
Идрисиды
Аглабиды
Тахириды
Тулуниды
мира, известных книжным людям на Руси того времени.
Слайд 4
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА
Основной предпосылкой политического объединения Аравии
был процесс образования классов и роста социальных противоречий внутри
племён. Ислам с его строгим монотеизмом и проповедью «братства» всех мусульман, независимо от племенного деления, оказался весьма пригодным идеологическим орудием для объединения Аравии. Между тем и мекканская знать мало-помалу изменила своё отношение к мусульманам, видя, что складывавшееся под их главенством политическое объединение Аравии может быть использовано в интересах Мекки. Начались тайные переговоры руководителей мусульман с главой мекканских курейшитов, богатейшим рабовладельцем и купцом Абу Суфьяном из рода Омейя. Наконец было достигнуто соглашение (630 г.), по которому мекканцы признали Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии и согласились принять ислам. Этим было положено начало Арабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племён. Сложились некоторые предпосылки для будущего объединения оседлых и кочевых арабских племён в единую народность: с VII в. у арабов — кочевых и оседлых — была единая территория и складывался единый арабский язык.
Слайд 5
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, ПРАВЯЩИЕ ДИНАСТИИ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Абу Бакр
традиционно считается одним из первых мекканцев, принявших ислам. Абу
Бакр не раз оказывал материальную помощь Мухаммеду, а в 623 г. выдал за пророка свою дочь Аишу. В 632 г. после смерти пророка жители Медины избрали Абу Бакра амиром – политическим вождем. Новый правитель взял титул халифа (заместителя посланника Аллаха). По свидетельствам современников, первый правитель Арабского халифата вел очень простую жизнь, продолжал заниматься торговлей и даже не сменил место жительства (остался жить в небольшом домике на окраине города).
С востока халифату стала угрожать реальная опасность – там восстали несколько воинственных племен, объединивших свои силы и создавших сильное войско. Абу Бакр разбил восставших и послал войска для подавления недовольства в отдаленных провинциях государства – юго-восточных областях Аравии.
В 633 г. с целью проповедования ислама в языческих землях Абу Бакр отправил войско в низовья Евфрата. Отряд из 2000 воинов под предводительством самого опытного арабского полководца Халида ибн Валида отправился распространять мусульманство, присоединяя к себе по пути наемников-бедуинов. В двух битвах арабам удалось разгромить войско иранского наместника Нижнего Евфрата и арабов-язычников. Позднее мусульмане разгромили войска арабов-христиан в среднем течении Евфрата. После этого все завоеванные территории признали власть могущественного мусульманского халифа.
В 634 г. арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине. Это было последнее крупное сражение Абу Бакра, после смерти которого обнаружилось, что все его личное имущество состояло из единственного старого раба и верблюда.
Религия и внутренняя политика
В каждом исламском государстве характерной внутренней чертой было почти полное слияние религии и политики, религии и светской власти. Мусульманство никогда не было отделено от государства, а наоборот, являлось духовной основой, руководством к действию для арабских халифов.
Со временем ислам стал насаждать нетерпимость к неверным и одобрять борьбу с ними (джихад или газават).
Исламская государственность подобно конфуцианскому Китаю на протяжении столетий была нерушимой и воинственной.
Положительная роль ислама состояла в объединении кочевых племен, резко отличавшихся друг от друга в культурном и историческом плане, в единую нацию.
Ислам, став третьей мировой религией, создал одновременно и формы новой государственности. Мягкости древних культурных традиций ислам противопоставил безоговорочное подчинение верующих духовным наставникам и пяти основным символам веры, включавшим исповедание, молитву, пост, милостыню и хадж.
В период расцвета Арабского халифата правитель государства обладал всей полнотой власти – религиозной (имамат) и светской (эмират). В Дамаске во время правления Омейядов чеканились серебряные и золотые монеты с именем халифа, его имя упоминалось при пятничных торжественных богослужениях в мечетях.
Для поддержания централизованной власти халифа по всему государству были созданы почтовые станции, сформированы регулярная армия и особые полицейские отряды для разрешения внутренних дел.
Халифат был разделен на несколько наместничеств, управлявшихся эмирами, – Ирак, Аравию, Закавказье, Западную Африку, Египет. Эмиры, хотя формально и подчинялись халифу, отличались упорным стремлением к самостоятельности и имели в собственном подчинении армию, аппарат чиновников, финансы.
Слайд 7
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 9
КУЛЬТУРА РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
Арабский Халифат возник в VII
в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения
родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников, и объединения их под знаменем религии ислама. До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений.
Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.
Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе (араб. «покорность») - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 г.
Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.
Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.
Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину. Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторжения родственных связей со своими соплеменниками.
Слайд 11
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заполните таблицу: