Слайд 2
Образовательные учреждения
в России
При Петре I: узкопрофессиональные школы
(навигацкие, инженерные)
Елизавета Петровна: Университет 1755 г.
Екатерина II: Смольный
институт, школьная реформа (И.И. Бецкой, 1780-е гг.)
Слайд 3
Александр I
открытие университетов в Харькове, Казани, СПб +
Виленский и Дерптский, устав 1804 г.;
1803-04 гг. –
реформа народного образования (принципы бессословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ):
1-классное приходское училище ⇒ уездное 3-классное училище ⇒ 6-классная губернская гимназия ⇒ университет + лицеи (Демидовский, Ришельевский, Нежинский, Царскосельский)
Слайд 4
Движение декабристов
Истоки движения: влияние идей Французской революции; привычка
к оппозиции правительству (во время Тильзита); походы русской армии
в Европу (1813-15 гг.) и пребывание там оккупационного корпуса (1815-18 гг.); «первое непоротое поколение» дворян; масонская идеология; 2 типа тайных обществ (тугендбунд и карбонарии)
Первые Кружки: офицеров Семёновского полка (А.Н. Муравьёв)/среди масонов (М.Ф. Орлов/Н.И. Тургенев); Общества друзей природы (будущее Общество соединённых славян);
Эволюция кружков: «Союз спасения» [1816-21 гг.] (А.Н.Муравьёв, Н.М.Муравьёв, С.И. и М.И.Муравьёвы-Апостолы, П.И.Пестель) – карбонарии → приход Мих.Ник.Муравьёва → «Союз благоденствия» [1818 г.] – «споспешествовать правительству» («Зелёная книга»), 4 отрасли занятий: филантропическая, просветительская, улучшение правосудия, экономическая
1820 г. «Семёновская история» → отправка гвардии в поход на 1.5 года в Литву → южное отделение «С.б.» отказалось расходиться → возникло «Южное общество»
Слайд 5
Южное и Северное общества
«Южное общество»: П.И. Пестель, С.И.
Муравьёв-Апостол, М.Н. Бестужев-Рюмин; (восстановили устав «С.с.»
Цели – вооружённый переворот,
учреждение республики; к ним примкнуло Общество соединённых славян (федеративная республика среди всех славянских народов)
Главный документ - «Русская Правда» (установление республики, военная диктатура на 8-10 лет, зак. власть – вече, исп. власть – Директория, унитарное гос-во)
«Северное общество»: Н.И. Муравьёв, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, К.Ф.Рылеев
Цели – учреждение конституционной монархии
Главный документ – «Конституция» (ограниченная монархия, народная воля, зак. власть – у вече + право объявлять войну/заключать мир/даровать амнистию; федерализм; цензовое избирательное право; осн. масса земель оставалась у помещиков
Слайд 6
Общественно-философские взгляды 1830-х – 1840-х
На смену французской идеологии
Просвещения (декабристы) приходит философия Шеллинга (натурфилософия, природу можно изучить
умозрительно) – кружок «Любомудров» (Одоевский, Веневитинов) выпускает сборник «Мнемозины (Кюхельбекер, братья Киреевские, Погодин, Шевырёв, Пушкин) – критика идей французского Просвещения
В нач. 1830-х появляются два журнала: «Московский телеграф» (Полевой) и «Телескоп» (Надеждин), в последнем – «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева
Кружок Станкевича (Надеждин, Белинский, Аксаков, Бакунин, Боткин, Катков, Грановский, Самарин) – изучали философию и этику Шеллинга, Фихте, Канта ,затем Гегеля)
Кружок Герцена и Огарёва (Сатин, Кетчер, Пассек) – изучали иди французских Просветителей, социализм Сен-Симона
Слайд 7
Теория Уварова
Серг. Сём. Уваров – до 1820-х
гг. либерал («свобода – последний и прекрасный дар Бога»),
с 1833 –министр народного просвещения
Задача: «привести всю идейную и культурную жизнь к той точке, где сольются твёрдые и глубокие знания с глубоким убеждение и теплой верой в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог величия нашего отечества»
Цель: «Необходимо исцелить новейшее поколение от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в душах радужное уважение к отечественному»
Идея: Превосходство России над Европой («Прошлое России было блестяще, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение»)
Сторонники: М.П Погодин, С.П. Шевырёв, (журнал «Москвитянин»)
Слайд 8
Чаадаев
«Мы никогда не шли об руку с прочими
народами, мы не принадлежим ни к одному из великих
семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. (…) Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперёд прошедший шаг исчезает для нас безвозвратно… Исторический опыт для нас не существует, поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам».
«Россия призвана к необъятному умственному делу: её задача дать в своё время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе».
Слайд 9
Славянофилы
(«московское направление»)
Члены кружка: А.С. Хомяков, И.В. и
П.В. Киреевские, К.С и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И.
Кошелев, Д.А. Валуев
Основные идеи: Россия не тождественна Западу, что является её плюсом; «следует вернуться не к состоянию древней Руси, а к пути древней Руси» → там, где власть царя над народом была закреплена нравственными основами (без юридического оформления); антиреволюционноть → негативное отношение к петровским реформам (насилие власти над народом, «реформа убила в России народность и всякий дух жизни», «со времени Петра I самодержавие ведёт страну к революции»), но – их неизбежность; религия – корень и опора русского народа; теория «негосдураственности русского народа» К. Аксакова
Выступали за: отмену крепостного права, свободу слова/совести/печати; созыв Земской думы («общественное мнение – вот чем самостоятельно может и должен служить народ своему правительству»)
До крестьянской реформы: за отмену крепостного права,
После – за сохранение общины
Главная задача: «воспитание общества»