Слайд 2
Георгий Карлович Вагнер (1908 - 1995) - один
из самых крупных ученых-исследователей культуры и искусства Древней Руси,
доктор искусствоведения (1968 г.), лауреат Государственной премии СССР (1983 г.), автор свыше 200 печатных работ, в которых в той или иной степени затронуты проблемы глубинных основ древнерусского искусства в свете становления и развития идей христианства в контексте национальной культуры России. В его родословном древе можно увидеть имена особо почитаемых в среде православных святых: чудотворцев прп. Макария Калязинского, Паисия Угличского, св. Геннадия Тверского. По линии отца - потомок композитора Рихарда Вагнера, по линии матери — ученого и мореплавателя В.М. Головнина. Его дед, Владимир Николаевич Кожин — последний владелец помещичьей усадьбы в с. Исады - одного из древнейших рязанских сел.
Слайд 3
Родился Георгий Карлович 6 (19). 10.1908 года в
г. Спасске Спасского уезда Рязанской губернии в семье налогового
инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы СВ. Рахманинова. Дом, который снимала семья Вагнеров в г. Спасске-Рязанском, стоял на бывшей ул. Озерной. Раннее детство прошло в Исадах. Учился в Спасской школе. В 1926 г. семья переехала в Рязань и Георгий поступил в Рязанский художественно-педагогический техникум.
В1930 г. после окончания обучения был оставлен в техникуме на должности преподавателя по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства. В1932 г. уволился из техникума и начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, сначала внештатно, а с 1933 г. работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и выставочной работой.
Слайд 4
. Во время проведения одной из музейных экскурсий
выступил в защиту храма Христа Спасителя и других православных
памятников Москвы, против сноса Тверской часовни, Сухаревской башни, Красных ворот. 21 января 1937 года по доносу был арестован как участник эсеро-террористической организации. Центр «организации» находился в Москве, а чтобы придать делу масштабность, сталинские следователи организовали филиалы в других губерниях, в том числе и в Рязани, памятуя о том, что здесь в свое время была достаточно сильная организация эсеров. Члены «Рязанской организации» проходили как молодежная секция, так как из 13 человек старшему было 44 года, а остальным от 24 до 28 лет. Георгий Карлович не признал за собой никакой вины, и после 5 месяцев следствия, закончившегося в мае 1937 года, 7 июня 1937 года он по печально знаменитой статье 58, пункты 10, 11, был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).
Слайд 5
Он попал на Колыму - в Магаданскую область,
в лагеря г. Хатыннах системы Дальстроя НКВД, на открытые
золотые прииски. К концу срока заключения лагерное начальство, оценив талант художника, поручило ему оформление лагерного клуба. После окончания срока он остался на Колыме, так как шла война, и выезд с Колымы был запрещен. По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске. Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе. Только в декабре 1946 года Вагнер начал свое возвращение в Рязань. Этот путь занял пять месяцев. Лишь в мае 1947 Георгий Карлович оказался вновь в Рязани.
Слайд 6
В Рязани Георгий Карлович пробыл с мая 1947
года по январь 1949 года. Он работал в музее
и одновременно преподавал в Рязанском художественном училище. 4 января 1949 года он был снова арестован и пять месяцев находился под следствием. В апреле 1949 года последовал приговор — пожизненная ссылка в Восточную Сибирь. Работал грузчиком, техником – художником и чертежником в поселке Бельск Удерейского (ныне Мотыгинского) района. Здесь ему вновь помогает художественное образование. Начав в геологической партии землекопом, он затем становится художником. Работой руководил будущий член-корреспондент АН СССР А. В. Боголепов занимавшуюся исследованием берегов Ангары. С ним у Г. К. Вагнера сложились достаточно теплые отношения.
Слайд 7
Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное
освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращению домой предпочел
участие в сибирской экспедиции академика А. П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке с отрядом Е.Ф. Седякиной. В результате появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту». В статье Вагнер отметил и проживание на территории Приангарья потомков переселенцев из рязанских земель.
Слайд 8
В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956
году, после долгих поисков работы его взял к себе
в Институт археологии академик Б. А. Рыбаков. Вскоре скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б. А. Рыбаков и Н. Н. Воронин. Осенью того же года получил решение Президиума Рязоблсуда о реабилитации. Поступил в качестве лаборанта в Институт истории материальной культуры АН СССР (впоследствии - Институт археологии). В 1968 году защищает кандидатскую и докторскую диссертации. Большое место в его творчестве занимает изучение владимиро-суздальской скульптуры. Благодаря трудам Г. К. Вагнера за ней прочно закрепилось почетное место в европейской культуре. Ученный стал новатором в изучении сложнейшей искусствоведческой темы - проблемы жанра и канона в древнерусском искусстве.