Слайд 2
Слово «готический» происходит от итальянского gotico — непривычный,
варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения
не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного.
Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Слайд 3
Готический стиль в основном проявился в архитектуре
храмов, соборов, церквей, монастырей.
В отличие от романского
стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).
Слайд 4
Ранняя готика
О первом периоде развития готического стиля позволяет
судить архитектура собора в Шартре (XIII вв.) и собора
Парижской Богоматери (XIV в.).
Слайд 5
Шартрский собор
Шартский собор — это трехнефный храм, который
имеет несколько грандиозных дополнений: пятинефный хор с венцом капелл
и пересекающий здание почти посередине (в плане собор представляет собой крест) широкий трехнефный трансепт. В отличие от романской церкви с ее четкими формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Скульптура заполняет пространство собора и обрамляет его снаружи. Статуи—колонны в углублениях порталов, статуи и орнамент в пучках готических колонн, рельеф тимпанов и узорные башенки — каждая архитектурная деталь содержит в себе зримый мир, оживающий благодаря фантазии резчика.
Слайд 6
Шартр. Кафедральный собор. Начат 1194, освящен 1260.
Слайд 8
Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский
крестТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с
коротким трёхнефным трансептомТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаториемТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки сводыТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсыТрёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов.
Слайд 9
Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV
веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался
этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Слайд 10
Особенностью внешнего вида собора являются две его
сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140
года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Слайд 11
Шартрский собор имеет девять порталов, три из
которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется
1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветныхШартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового ЗаветаШартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному СудуШартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.
Слайд 12
Входы в северный и южный трансепты украшены
скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000
скульптурных изображений из камня и стекла
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы ЛуныНа южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.
Слайд 13
собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Слайд 14
Здесь отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитектуры:
нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, стрельчатые окна, аркбутаны, над
тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая Галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни. На фасаде множество скульптур. В Средние века статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой Библию в камне. Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры, иронично смотрящие на раскинувшийся под ними город. Внутри собора — огромный, сводчатый, сумрачный зал. Лишь наверху в окнах светятся витражи изумительно чистых и ярких цветов. В солнечный день они сияют и переливаются всеми оттенками.
Слайд 15
Вимпергг
(нем. Wimperg от Windberg — защита от
ветра) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами
готических зданий.
Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.
Крестоцве́т (нем Kreuzblume), флеро́н — распространенное в архитектуре готики украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов.
Слайд 16
Церковь монастыря Сен-Дени (1137-1144 гг.), созданная по
проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением.
Из
Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д.
В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
Слайд 17
Церковь монастыря Сен-Дени 1137- 44
Слайд 18
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним
главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и
делает эти соборы легко узнаваемыми.
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон.
Слайд 19
Распределение нагрузки у романского и готического здания
Слайд 20
Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок:
от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь,
снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.
Слайд 21
Решающей для развития готики стала догадка,
что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в
определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее:"Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным".
Слайд 22
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод
перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод
заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Слайд 23
Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались
и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими
пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“.
Слайд 24
Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью.
Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него
относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы».
Слайд 25
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет
перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую
легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Слайд 26
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной
арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование
стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой или лотком — легкой кладкой кирпича или камня.
Слайд 27
Полученные преимущества
Большая экономия строительного материала
Увеличение высоты
здания, а также освещенности его внутреннего пространства
Объединение внутреннего
пространства в одно целое
Сокращение сроков строительства
Слайд 28
Сравнение романской и готической архитектуры
Слайд 29
Отличия в работе конструкций
РОМАНИКА
Нагрузку передают стены по
всей длине собора
Колонны не имеют особенного значения
Толстые
массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку
Небольшие объемы здания
Потолки не очень высокие
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами
ГОТИКА
Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания
Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками
Собор может иметь колоссальный размер
Своды очень высокие
Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн
Слайд 32
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая
передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие
от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.
Слайд 33
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб,
способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору
сводов.
В готической архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами.
Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Слайд 34
Пинакль — (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец,
конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная башенка, часто
увенчиваемая остроконечным фиалом.
Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функции пинакль не имеет.
Остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Слайд 35
Батское аббатство в г. Бате, перестроено в 1495
-1611гг. (Южная Англия ,Сомерсет, провинция Кентербери)
Слайд 37
Столб-устой — мог быть простого сечения, или
же представлять собой «пучок колонн».
Нервюра — ребро арки
свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода
Слайд 38
Реймский собор: столб-устой «пучок колонн»,капитель «пята свода» и
опертые на нее нервюры
Слайд 39
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим
достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он
же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов.
Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик.
В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.
Подобные каркасные арки получили название нервюр.
Слайд 40
Стрельчатый крестовый свод
Церковь в Ассизи: кладка заполнения
обрушилась; стали видны нервюры
Розетка – замковый камень нервюрного свода
Слайд 41
Щековые арки — четыре арки по периметру
квадратной ячейки в основании свода.
Ожива — диагональная арка.
Почти всегда полуциркульная.
Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
Слайд 44
Капелла Клюни
нервюры свода, опертые на пяты, находящиеся в
стенах, а не на колоннах.
Слайд 45
Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода
В готических соборах можно
найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не
имеют названия. Далее приведены несколько основных типов.
Слайд 46
Крестовый свод
(quadripartite rib vault)
Простейший вариант нервюрного
свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
Слайд 47
(sexpartite rib vault)
Усложненный вариант крестового свода, благодаря
введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
Слайд 48
Звездчатый свод
(lierne vault, Stellar vault)
Следующая ступень усложнения,
благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр
приобретает очертания звезды.
Слайд 49
Веерный свод
(fan vault)
Создается нервюрами, исходящими из одного
угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы
и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
Слайд 50
(netvault)
Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно
одинаковыми по размеру.
Слайд 51
Прага. Собор
Св. Витта
осн. в 1344г. 21 ноября
Слайд 61
Здесь находится самый большой из всех готических
соборов. Он построен в городе Реймсе, его длина 140
м, высота башен 81 м. Собор возводили с 1211 г. до начала XIV в.
Слайд 64
За время существования собора здесь короновали 26 французских
монархов . Реймский Собор относится к списку всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внешний вид готического
собора привлекателен колоннами, шпилями, узорами и скульптурами. Традиционное витражное окно в центральном фасаде собора дополняет грациозный вид святыни. В северной части собора можно увидеть статуи — "Улыбающийся Ангел" и "Встреча Марии и Елизаветы" и галереи епископов. Внутреннюю отделку собора дополняют старинные часы, мебель
Слайд 68
Реймский собор — довольно-таки величественное здание. Его башни
взметнулись в высоту на 81 метр, правда, это намного меньше,
чем планировалось до начала строительства. По архитектурному плану высота кафедрального собора должна была быть 120 метров. Длина собора составляет почти 140 метров, а ширина — 30 метров.В южной башне собора имеются два больших колокола. Один из них называется «Шарлотта» («Charlotte»), он был отлит в середине XVI века и весит около 11 тонн. Внутри собора следует обратить внимание на замечательные витражи, над которыми в 1974 году работал Марк Шагал. Также заслуживают внимания часы с механическими фигурами.
Слайд 71
И еще один интересный факт о кафедральном
соборе в Реймсе. В XVI веке в собор попало так
называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментная рукопись.
Первая ее часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке.
Довольно-таки сложными путями этот документ в 1574 году попал в Реймсский кафедральный собор и считался «таинственной восточной рукописью». И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские короли во время коронации. Вот такие интересные сюрпризы иногда нам преподносит история.