Слайд 2
Как можно определить ту грань, где кончается ремесло
и начинается искусство?
Тема нашего исследования:
«История лоскутного шитья в разных
странах.»
Исследование проводится в рамках проекта:
«Лоскутное шитье».
Слайд 3
Введение.
Пэчворк
– в Европе, квилт - в Америке, лоскутное шитье
– в России, на Востоке – корак.
Несмотря на чисто практическую предпосылку, в каждой местности создавались и укреплялись своеобразные приёмы, которые в дальнейшем с развитием торговых путей заимствовались, совершенствовались и взаимно обогащались.
Выявились пристрастия, формировалась излюбленная цветовая гамма.
Слайд 4
Притча о лоскутном
шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и
говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один.
Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Слайд 5
История лоскутного шитья на Востоке
В странах
Востока уже несколько тысячелетий назад путем стежки соединяли слои
ткани при шитье халатов и одеял.
Слайд 6
История русского лоскутного шитья
Многие изделия на Руси
создавались с использованием лоскутов, но самыми любимыми были знаменитые
русские лоскутные одеяла.
Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло.
Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме.
Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Слайд 7
История лоскутного шитья в Европе
В
Европе лоскутное шитье появилось во времена крестовых походов. Пришло
оно с Востока и надолго обосновалось в Голландии, Англии и Германии.
Слайд 8
Лоскутное шитьё в Англии.
В 1721 году
правительство Англии издало Акт о сохранении и развитии шерстяных
и шелковых мануфактур, запрещающий продавать ситец и изделия из него, произведённые в Индии. Экономные хозяйки выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания единого полотна по принципу мозаики. Таким образом, лоскутная техника первоначально возникла как способ изготовления модных текстильных предметов интерьера (например, парадных одеял) в домах без большого достатка.
Слайд 9
Лоскутное шитьё в Америке
Этот
вид рукоделия вместе с переселенцами попал в Америку, и
там лоскутная техника постепенно стала национальным видом декоративно-прикладного искусства.
Слайд 10
Лоскутное шитьё в Африке.
В
западной и центральной Африке на простых переносных ручных ткацких
станках до сих пор ткут длинные, широкие ленты с ярко выраженным стилизованным рисунком. Эти полотнища-ленты комбинируются в узор или просто соединяются со смещением, чтобы получить полотнища нужной ширины, например, для настенных занавесей, покрывал для постелей, подстилок, платков, парео и т. п.
Импровизация всегда присутствует в искусстве и культуре афроамериканцев. Чтобы сделать «спонтанный пэчворк», необходимо иметь собственное представление о красоте, основанное на древних традициях, а также быть открытым новым идеям, уметь рисковать и предоставлять результат воле случая.
Спонтанность и жизненность этих работ вдохновляет к созданию пэчворка без шаблонов, узорных блоков и запланированного выбора тканей. В настоящее время модно заставить «заговорить» саму ткань. Остатки тканей используются совершенно в произвольном порядке, их комбинируют по желанию и просто сшивают друг с другом без какого-либо плана.
Такая лоскутная работа является отказом от традиционных «блоковых» композиций и новым, спонтанным видом искусства.
Слайд 11
Лоскутное шитьё в Японии
В Японии широко
применялись типичные техники стёжки, называемые «сашико». Узоры по традиции,
простёгивались прочными белыми нитками в геометрическом порядке (квадраты, ромбы, шестиугольники, круги) на фоновой ткани, окрашенной индиго.
Буддистские монахи, жившие в Японии с VI века и дававшие обет быть бедными, тоже носили стеганные одежды. Геометрические узоры в этих рубахах символизировали рисовые поля.
Вывод.
В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие
на глубокую древность этого ремесла.
В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье.
В коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией.
Необыкновенные стеганые одеяла 18 века хранятся и в Историческом музее в Москве.
В настоящее время лоскутное шитье уже не считается признаком бедности и простоты.
Сейчас это вид искусства. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на картины мастеров лоскутного шитья. Они поражают сочетание цветов форм, фактур. Каждое такое произведение действительно можно назвать шедевром.