Слайд 2
Период систематизации информации в истории науки
Становления династии Романовых
и формирования Российской империи; правление Петра I - последнего царя всея
Руси и с 1721 г. первого Императора Всероссийского и его приемников:
освоение ресурсов российского государства и его культурного многообразия
С.У. Ремезов - составил в 1698 г. «Описание о народах Сибири», в 1701 г. – «Чертежную книгу Сибири»;
в петровское и постпетровское время за XVIII в. было проведено около 50 экспедиций - экспедиция Д. Мессершмидта длилась с 1720 г. по 1727 г., «Великая северная» с 1733 по 1743 гг.) и «Академическая» с 1768 по1744 гг.;
формирование национальной науки
Кунсткамера - первый музей в России был создан в 1714 г.;
в 1724 г. была создана Петербургская академия наук;
в 1755 г. был открыт Московской университет;
формирование основ народоведения
Императорское Вольное экономическое общество (1765 г.) провело конкурс «Какое право должен иметь на землю земледелец для пользы общественной»;
И.Г. Георги в 1776-1777 гг. создал «Описание всех в Российском государстве обитающих народов»
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), осуществил первый опыт энциклопедического описания страны – «Лексикон Российский» был издан в 1793 г.;
возникновение интереса к русской тематике
дискурс норманистов и антинорматистов;
1755 г. издание М.В. Ломоносовым «Российской грамматики», Записок « О размножении и сохранении российского народа», «Древней российской истории» (1766 г. посм.);
издание фольклорных сводов (М.Д. Чулков издал в 1770-1780-х гг. «Собрание разных песен» и «Русские сказки»);
переиздание в 1799 г. И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» с 4 т. «Русские»
Слайд 3
Институализации этнографии
Формирование концепта «национальной идеи»:
концепция С.С. Уваров в
1832-1833 гг. создавший триаду «православие, самодержавие, народность»;
«Философическое письмо» П.Я.
Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г.;
противостояние западников и славянофилов;
В 1861 г. понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский
Системное философское обоснование русской идеи было предложено В. Соловьевым в 1888 г. в Париже; им был прочитан доклад – «Русская идея» ( ж. «Вопросы философии и психологи» 1908 г.)
С начала XIX в. происходит развитие прикладных исследований в рамках государственных программ, связанных с организацией управления в провинциях многонациональной Российской империи (сибирское, среднеазиатское, кавказское направление)
В 1851 г. по поручению РГО была составлена карта Европейской Росси.
1875 г. – была составлена первая карта народов России
1897 г. – была подготовлена Первая всероссийская перепись
Во второй половине ХIХ в. происходит развитие отчизноведения
Г.Н. Потанин в 1870-е гг. предложил программу «концентрического родиноведения», где расширяющимися кругами описывались территории и их народонаселение от локального до имперского российского уровня.
В 1894 г. вице-председатель ИРГО П.П. Семенов-Тянь-Шанский подчеркнул, что изучение человека, находящегося «в тесной связи с природой стран, обитаемых человеком, вводит и антропологию в область землеведения»
В.И. Вернадский обозначил задачи русской науки: изучение естественных производительных сил, геополитическое положение России с учетом ее расположения в Азии и изучение этнического состава государства
В 1845 г. в Санкт-Петербурге было основано Русское географическое общество (с 1849 г. ставшее Императорским), в составе которой создано отделение этнографии
Общество любителей естествознания, археологии и этнографии при Московском университете 1864 г.
Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете в 1878 г.
Русское антропологическое общество при Петербургском университете (1884 г.).
В 1898-1901 гг. действует частное этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева
В 1902 г. организуется Этнографический отдел Русского музея (созданного в 1897 г.)
М.И. Кулишер - «Очерков сравнительной этнографии и культуры» (1877 г.)
Н.Н. Харузин первый учебный курс «Этнографии» 1901-1905 гг.
Издание журналов - «Этнографическое обозрение» (с 1889 г.), «Живая старина» (с 1890 г.), «Землеведение» (с 1894 г.).
Слайд 4
Во второй половине XIX в. главным течением в
российской этнологии становится эволюционизм.
Н. Г. Чернышевский среди других
исторических дисциплин первое место отводил этнографии/этнологии, которая давала понятие о "первоначальном виде" современных учреждений.
Н. Г. Чернышевский в 1860-х гг., предвосхищая Л.Г. Моргана, писал:
«Каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизацией,служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни,которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена»
К концу XIX в. в России возрастает влияние марксизма
М.И. Кулишер «Очерки сравнительной этнографии и культуры» (1877 г.)
Н. И. Зибер в "Очерки первобытной экономической культуры" (1883)
М. М. Ковалевский «Закон и обычай на Кавказе» (1887), «Происхождение современной демократии» (т. 1—4, 1895—1897)
Н.Н. Харузин "Очерки первобытного нрава. Семья и род" (1898), Лекции по этнографии (1901 ) и др.
Н.Н. Харузин (1865–1900 гг.) дал характеристику этнографии,
которая «…изучая быт отдельных племен и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры»
1890 г. «Программа для собирания сведений по этнографии» опубликована в первом выпуске журнала «Живая старина» подразумевала исследование «народного» быта; к признакам «народного» были отнесены: физические свойства, умственное и нравственное развитие, язык и домашний быт
Слайд 5
Во второй половине XIX в. в России предпринимаются
попытки типологизации человеческих сообществ.
В 1869 г. Н.Я. Данилевский в
работе «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» предложил концепцию культурно-исторического типа (на основе выделения признаков: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад).
Выделил 10 типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский.
Россия вместе со славянством образуют особый культурно-исторический тип, отличный от Европы; отличительные особенности: православие, община и т. п.
К.Н. Леонтьев«Византизм и славянство», 1875 и «Храм и Церковь», 1878
В.И. Ламанский «Три мира Азийско-Европейского материка», 1892
Одна из первых дефиниций понятия «этнос» в отечественной этнологии была дана Н.М. Могилянским в 1916 г.
Могилянский Н.М. (1871 - 1933) в статье «Этнография и ее задачи» 1909 г. впервые предложил перейти от акцентирования на проблемах культуры к исследованию «этноса» как целого.
в 1916 г. публиковал в журнале «Живая старина» программную статью «Предмет и задачи этнографии»:
задачи этнографии - установление «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов»;
этнос – объект этнографии, единственное, «что поможет сохранить ее в качестве науки»;
предмет этнографии - изучение развития «интеллектуальных и духовных способностей человеческого рода, под влиянием географической среды и исторических условий своеобразно протекавшее в различных группах, представляющих расы и народы земного шара, и нашедшее свое выражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни».