Слайд 3
Россия – наша большая Родина, а вот малая
Родина – это наше родное село Дмитровский Погост. Здесь
мы родились, здесь живут друзья и родные, здесь наш дом, наша улица, школа…
Интересно! А что мы, коробовчане, знаем об истории и природе нашего села с древних времен и до сегодняшнего дня!? Связана ли история села с историей Родины? Чем я могу гордиться, и «навсегда» ли наше село для нас?
Слайд 5
В далёком прошлом ( примерно в VII веке)
привёл Карпат на когда – то остановленные под натиском
кочевников родные земли легендарный славянский князь Вячко своё непокорное и свободолюбивое племя, глубже всех славянских племён ушедших на северо– восток, в наш край, да так и оставшиеся на этой благодатной земле.
Видно крепко полюбились им наши озёра богатые рыбой, перелески богатые пушным зверем, грибами и ягодами. До наших дней на территории района берегут память о первых поселенцах молчаливые свидетели тех далеких времен – курганы вятичей около Кривандина, Коренца и Великодворья.
Сразу же по расселении им пришлось вступить в схватку с могучим и враждебным соседом –Хазарией, и одно время вятичи платили ей дань :
« А хазары брали…с вятичей по серебряной монете и по белке от дома»(Повесть Временных лет).
И когда на наши земли приходил Святослав ( его имя хранит данные Свято – озеро), вятичи вливались в его дружину и наносили удар по Хазарии с севера.
В жестокой битве было наголову разбито войско хазар, погиб и их каган (царь). Хазария прекратила своё существование.
Слайд 6
Непокорные вятичи не желали признавать над собою никакую
власть, даже киевские князья не могли совладать с ними.
Недаром сообщение Ильи Муромца о том что он проехал «дороженькой прямоезжею» (т.е. через земли вятичей), воспринимается в Киеве как подвиг.
B XII веке наши земли входят в состав Владимирского княжества, затем переходят под руку московского князя Ивана Калиты, и в 1380 году в составе объединённых русских сил наши сражались на Куликовском поле. Много воинов полегло в этой битве, но главное было сделано:
разгром татарских полчищ возвестил всему миру о рождении нового великого государства Московской Руси России.
В 1782 году наши земли, ставшие частью Егорьевского уезда, вошли в состав вновь образованной Рязанской губернии, да так и остались вплоть до 4 мая 1922 года.
Но в какие бы земли и губернии не входил бы наш край, наши земляки всегда помнили, что они часть России, и в годину тяжелых испытаний всегда вставали на её защиту!
Слайд 7
Более 70% названий населённых пунктов произошли от имён
собственных. В разное время по-разному называлось наше село.
Жители
его помнят 4 названия, а вместе с ними рассказывают интересные легенды и предания.
Первоначальное название села – Муромское сельцо ( связанное с его местоположением- на Муромской дорожке).
Официальное название – Дмитровский Погост ( слово Погост на старославянском означает : кладбище, церковь с кладбищем, храм.
Слайд 8
Одно из преданий гласит, что первый деревянный храм
в честь Дмитрия Солунского был основан в Муромском сельце
Иваном Грозным, когда он шел на Казань. Возвращаясь с похода он мог побывать здесь и участвовать в закладке храма. В пользу этого говорит факт: в храме долгое время хранилась личная икона Ивана Грозного – Спас Нерукотворный.
Слайд 9
А другая легенда утверждает, что Дмитрий Донской, купив
после Куликовской битвы Мещеру, приезжал погостить и останавливался в
нашем селе. Это тоже вполне могло быть. Дмитрий Донской мог быть в Мещерском крае в 1382 году и присутствовать на освящении храма в честь своего любимого святого: как раз через эти места кружным путём возвращались в Москву некоторые его дружины после Куликовской битвы, шли обозы с ранеными. Основной путь в Москву через Коломну был перекрыт литовцами.
Слайд 10
В истории существует железное правило: отсчет истории населённого
пункта начинается с первого письменного упоминания о нём, хотя
оно может быть основано и значительно раньше.
В письменных источниках первое упоминание о нашем селе появляется в духовной грамоте Великого князя Московского Василия Дмитриевича в 1423 году. Он завещал Мещерские земле княжне Софье Викторовне.
На Руси издавна повелось: как бы ни называлось село, идущие в храм богомольцы поминали имя святого, в честь которого была поставлена церковь. а не название населения. Говорили: иду не в Дмитровский Погост, а ко Дмитрию Солунскому. Сначала в разговоре, а потом это название переходит на бумагу и становится официальным.
Слайд 11
На заметку:
Воин- великомученик Дмитрий Солунский был родом из
Солуни. Он после смерти отца был поставлен начальником города.
Движимый
ревностью к вере христовой, он стал открыто преподавать христово имя, учить истинной вере жителей Солуни, которые поклонялись идолам. За это император Максимилиан повелел заключить святого Дмитрия в темницу, где его проткнули копьями в 306 году. Великомученик Дмитрий является одним из самых почитаемых Русской православной церкви.
Слайд 12
Многие жители называют наше село Коробово. Название хотя
и не официальное, но более употребительное, чем все остальные.
С
1939 по1959год Дмитровский Погост являлся районным центром. В произношении это название было не удобным. Район называли Коробовским по близлежащей деревне Коробовская.
Слайд 13
Что же представляло из себя само село?
Слайд 14
Небольшое деревянное поселение в центре которого стояла маленькая
деревянная церковь с прицерковным кладбищем внутри ограды. Земля и
леса вокруг были собственностью церкви. В 1861 году открывается церковно-приходское училище для 60 мальчиков и 8 девочек. Это одна из самых старых школ Московской области. Школу посещали дети духовенства, богатых крестьян. Дети крестьянские оставались неграмотными. Село было богатым, торговым, купеческим. Постоянно в селе производились ярмарки.
Слайд 15
После войны в 1963 году был образован колхоз
«Коробовский». В селе развернулось строительство домов, школ, детских садиков,
новой больницы.
Слайд 16
строительство пятиэтажных домов
сельский универмаг построен в 1962 году.
виды села много лет назад
Слайд 19
За 5 веков изменилось многое. Возрожден и вновь
действует храм в селе. Жители села любят свой Дом
Культуры с его танцевальным коллективом. Для сельских детей работает «школа Искусств». Значит будут свои Шостаковичи и Репины в селе.
Слайд 27
Изучая историю села, задумываешься о его судьбе! У
села богатая история. А у предков можно многому поучиться,
перенять их опыт. Наши редки – способный, трудолюбивый и мудрый народ. Ими совершено столько великих открытий и подвигов!
Что же происходит сейчас?
Почему в селе жизнь умирает?
Заглохло строительство, зарастают травой поля, закрывают фермы, совхозы. Молодежь уезжает из родного села, а это значит деревня. Село теряет перспективу своего развития. Разрушение деревень идет стремительно. И то, что строят в деревнях богатые дачи, это не возрождение, а искоренение самобытного уклада сельской жизни. Её духовности и святости.
Слайд 28
Мы любим своё село, любим своих односельчан!
Вглядываясь в
деревенские избы с резными наличниками, пожелтевшее фотографии, вслушиваемся…С нами
разговаривает история, с нами разговаривают жившие здесь прежде.
нет, не мёртвые они, пока мы живы. И не будем мёртвыми мы, пока будут жить люди, помнящие о нас!