Слайд 2
Каин и Авель
Всемирный потоп
Слайд 3
Просмотр видеосюжета
На сегодняшнем уроке Вас будет сопровождать музыка
- Иоганн Себастьян Бах "Air"
Слайд 4
Карольсфельд.
Жертвоприношение Авеля и Каина
Дым от жертвенника Авеля
высоко возносится к небу, а от жертвенника Каина –
стелется вдоль земли.
Слайд 5
Тинторетто.
Каин убивает Авеля
Лежащая неподалеку голова ягненка,
напоминающая о жертвоприношении Авеля, обращена к зрителю мертвыми глазницами.
Темный, мятущийся колорит картины вызывает тревогу и гнетущее осознание готовящейся первой смерти человека на земле.
Разъяренный, озлобленный Каин занес руку с ножом, готовым вонзиться в поверженное тело Авеля. Авель почти не сопротивляется, исход событий предрешен.
Слайд 6
Почему Господь не принял жертву от Каина
Авель приносил
свою жертву в дар Богу, с чувством горячей любви,
а Каин без благоговения, не от чистого сердца.
Почему Каин убил Авеля
Каин позавидовал брату, он не смог смириться с обидой, в его сердце пылала ненависть
Слайд 7
Господь спросил у Каина: «Где брат твой –
Авель?» Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож брату
моему?». Какое наказание ожидало Каина?
Бог проклял его и осудил на изгнание и скитание по земле
Как вы думаете зачем нужен рассказ о Каине и Авеле?
Люди должны задуматься о совершаемых поступках
Слайд 8
Каин убежал из родительского дома и стал жить
отдельно. Вскоре у Адама и Евы родился еще один
сын – Сиф. Он и его потомки вели праведную, богоугодную жизнь
Слайд 9
Индивидуальное домашнее задание
фреска Микеланджело «Всемирный потоп». Фрагмент росписи
потолка Сикстинской капеллы
Пуссен. Потоп
Антон Кох. Пейзаж с жертвоприношением Ноя
Слайд 10
Вся земля до горизонта уже покрылась водой, последние
люди пытаются найти убежище – кто в утлом суденышке,
кто на оставшихся незатопленными островках суши, кто на Ноевом ковчеге, засмоленном и наглухо закрытом.
Слайд 11
Рассмотрим группу людей на переднем плане: Юная девушка
взбирается на дерево, надеясь занять самое безопасное место; двое
юношей, обращенные к нам спиной, намереваются последовать ее примеру.
Слайд 12
Мать, обнимающая грудного ребенка, пытается быть спокойной, чтобы
не передать понимание ужаса происходящего малышу и ребенку постарше,
который плачет, обнимая ногу матери.
Слайд 13
Фигура женщины, наиболее близкая к зрителю, выражает отчаяние
и безнадежность. Видимо, уже лишившись многих родных, женщина погружена
в себя и не реагирует на надрывный плач прижимающегося к ее спине ребенка
Слайд 14
Другие люди, напротив, еще цепляются за жизнь настолько,
что надеются спасти не только себя, но и какие-то
материальные ценности: таков юноша, тащащий на себе какой-то тяжелый мешок со скарбом, поднимающийся на остров вслед за мужчиной, несущим возлюбленную.
Слайд 15
Буквально каждая людская фигура знаменитой фрески Микеланджело достойна
отдельного рассказа. Художник сумел изобразить всемирную катастрофу через судьбу,
индивидуальность отдельного человека.
Слайд 16
Пуссен - вождь классицизма, стиля в искусстве, ориентированного
на спокойную соразмерную античную мудрость, не допускающего ничего гротескного,
преувеличенного.
Слайд 17
Если художники-классицисты изображают природу, то это будет прекрасная,
облагороженная природа; если они избирают предметом творчества человека, то
это будет сильный, невозмутимый, готовый пожертвовать собой ради долга герой.
Слайд 18
В соответствии с законами классицизма и написан "Потоп".
На картине дано стоическое осмысление катастрофы, то есть показано
разумное, спокойное принятие потопа как своей судьбы. Люди спасаются от стихии, но делают это красиво и невозмутимо - так, как будто не происходит ничего из ряда вон выходящего.
Слайд 19
Сцена перемещения в лодку младенца в правой части
картины величаво нетороплива и выглядит не попыткой спастись от
гибели, а обычным перевозом семьи на другой берег. Проплывающие в потоке люди хоть и держатся за корыто или за шею лошади, но одеты при этом в красивые античные тоги, плывут неторопливо и бесстрастно.
Слайд 20
Молящийся у водопада человек закинул руки к небу
в эффектном картинном жесте. Великий немецкий поэт Гете назвал
пуссеновский "Потоп" "страшной красотой".
Слайд 21
Действительно, художник показывает обреченность живых существ, гибнущих в
ледяной воде, застывшие, покрытые инеем деревья, безжалостно мерцающее небо
- всё это и прекрасно, и страшно.
Слайд 23
Carl Johan Bonnesen.
Адам и Ева оплакивают смерть
Авеля