Слайд 2
Большая советская энциклопедия
«Духовная музыка – это музыка, содержащая
текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время
церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».
Слайд 3
Святой Апостол Павел
Учил, что каждый человек состоит из
тела, души, духа.
Тело музыки – звук
Душа музыки – законы
ее развития
Дух порождает к жизни эти законы
Слайд 4
Важнейшая черта духовной музыки
молитвенность
Слайд 5
Духовная музыка –
это музыка созданная
во имя
Отца и Сына и Святого Духа.
Обращенная к Богу
Посвященная Богу
Воплощенная,
созданная
с помощью Бога
Слайд 6
Виды самых древних песнопений в честь святых и
праздников
Кондак Икос Тропарь
Слайд 7
Преподобный Роман Сладкопевец
(около 450 – 556 гг.)
Служил при
храме Святой Софии в г.Константинополе
Написал более 1000 гимнов и
молитв
Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений
Слайд 8
Преподобный Иоанн Дамаскин
(676 – 780 гг.)
До монашества был
правителем Дамаска
Защищал почитание святых икон
Совершенствовал систему осмогласия
Творец многих канонов
Слайд 9
Крещение Руси
святым
великим князем Владимиром
988 г.
Слайд 10
Десятинная церковь –
первый каменный храм г.Киева.
Слайд 11
Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом
Антонием из Любеча.
Здесь возникла первая школа церковного пения.
Слайд 12
Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:
Строго вокальный
характер
Тесная связь музыки и слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции
смысловой структуре текста
Слайд 13
Знамена – Крюки - Невмы
Знаменный распев получил
свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки,
которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
Слайд 14
Названия отдельных крюков:
Крюк - обозначает не ноту, а
интонационный переход от одного звука к другому. При этом
начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.
Слайд 15
Строчное пение
Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке.
Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине
17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.
Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".
Слайд 16
Партесное пение
Партесное пение (от латинского «partes» — голоса)
– стиль русского многоголосного хорового искусства.
Партесное пение было
перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)
Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.
Было распространено в России до последней четверти 18 века.
Слайд 17
Бортнянский Дмитрий Степанович
(1751 – 1825)
Управляющий Придворной
капеллой
Создатель жанра духовных концертов
Стараясь возродить лучшие образцы древнего
пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева
Слайд 18
Основные богослужения
Русской Православной Церкви
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается
вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории
Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками
Слайд 19
Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял
труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения
Всенощного бдения и Божественной Литургии
Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение
Слайд 20
В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения,
П.И.Чайковский записал в дневнике:
«Я чувствую, что начинаю уметь
любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»
Слайд 21
Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:
«До
сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной
музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»
Слайд 22
Обратившись к церковной музыке,
Сергей Васильевич Рахманинов сочинил
музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна
Златоустого, а в 1915 году –
ко Всенощному бдению